Ежегодно литературная премия имени Арсеньева привлекает и открывает сотни авторов, пишущих о Дальнем Востоке. Похоже, с первой составляющей творческой триады "писатель - издатель - читатель" все в порядке, как и с третьей. А вот вторая вызывает вопросы. Есть ли перспективы у издательского дела в макрорегионе? Какова себестоимость дальневосточной книги и можно ли говорить об окупаемости тиражей? Почему издатели избегают местные типографии? Доступна ли печатная продукция о ДФО, нужны ли новые пути ее продвижения и распространения?
"У вас лучше получается"
Ежегодно небольшое магаданское издательство "Охотник" выдает на-гора до 20 книг и альбомов о Севере. Издательское дело всегда было непростым, но нынешняя ситуация в мире еще больше обострила проблемы бизнеса.
- Дорожает все - бумага, типографская краска. Цены скачут то вверх, то вниз, но еще в достаточно разумных пределах, что вселяет надежду. Чтобы реализовать тот или иной проект, приходится искать все новые источники финансирования. И тем не менее рассчитываю, что в 2022-м мы и приморские коллеги выпустим не меньше книг, чем в прошлые годы, - оптимистичен директор "Охотника" Павел Жданов.
По оценкам директора издательского дома ДВФУ Татьяны Прудкогляд, издание книги сегодня обходится почти в два раза дороже, чем пару лет назад. Ожидать возврата к прежним типографским ценам, которые и раньше казались заоблачными, вряд ли приходится. Себестоимость одного, среднего по всем параметрам экземпляра книги доходит до 700-800 рублей. "Это очень грустно", - резюмировала Татьяна Прудкогляд и добавила, что в выигрышной позиции те приморские издатели, которые получают поддержку краевого минкультуры.
Между тем на далекой Камчатке книгоиздание в последнее время практически остановилось. Все упирается в проблемы с финансами.
- Выпрашиваем деньги у спонсоров, у бизнеса. Но предпринимателей на Камчатке практически не осталось. Они перерегистрировались в Москве, соответственно, и все деньги там. К счастью, есть еще люди, которые болеют за регион, но их очень мало, - рассказал директор и главред небольшого издательства Александр Смышляев. - Недавно я обратился к Павлу Жданову: может быть, вы будете наши книги издавать? У нас все плохо, а у магаданцев что-то получается.
Литература через "ю"
У жительницы Владивостока Дианы Лютер детское издательство "Лютература", выпускающее ярко иллюстрированные книжки для маленьких. Есть и собственный независимый, то есть несетевой магазин, торгующий аналогичным товаром. Печатать свою первую книжку "Это Владивосток, детка" она собиралась в любимом городе.
- Мы очень хотели отдать ее в местную типографию, ведь вся команда владивостокская. Но сравнили тарифы и поняли: даже с учетом доставки груза из столицы печать тиража на западе страны обойдется намного дешевле. В итоге выбрали подмосковную типографию. Кроме того, выяснилось, что в Приморье нет полиграфического оборудования, чтобы воплотить наши идеи, - объяснила Диана Лютер.
И магаданское издательство "Охотник" не смогло найти в ДФО типографию для львиной доли своих проектов. Устаревшая техника не гарантирует качества печати и не позволяет использовать приемы современной полиграфии. Кроме того, никто здесь не может предложить конкурентные тарифы.
Себестоимость среднего по всем параметрам экземпляра книги доходит в дальневосточных издательствах до 700-800 рублей
- В Новосибирске и Питере печать книг в полтора раза дешевле, чем во владивостокском "Дальпрессе". Что тут обсуждать? Даже если тираж едет в Магадан сначала по железной дороге, а потом по морю, я все равно выигрываю, - уточнил Павел Жданов и добавил: - Не исключено, что нынешняя общемировая ситуация позволит нам, дальневосточникам, переориентироваться на китайский рынок полиграфии.
Пока Поднебесная закрыта, типографии в Сибири и центре России продолжают демпинговать. Откуда взялась такая большая разница в тарифах при гигантском плече доставки тиража?
- Наверняка все дело в объемах производства. Московские типографии имеют намного больше заказов, из-за этого цена экземпляра относительно невелика, - предположила Диана Лютер. - На Дальнем Востоке типографий мало, поэтому полиграфические услуги дороже.
Александр Смышляев уверен, что таким мощным издательско-полиграфическим комплексам, как "Дальпресс", нужны госсубсидии. Предприятие могло бы стать "центровым" в ДФО, обновить оборудование, повысить качество печати и самое главное - снизить тарифы.
Полка или магазин?
По словам куратора премии имени Арсеньева, президента фестиваля "Литература Тихоокеанской России" Вячеслава Коновалова, ежегодно ему в руки попадает 100-150 книг о Дальнем Востоке и треть их - отличного качества. Но читающая публика о том не знает, потому что с продвижением и продажей большие проблемы.
- Почему бы в Москве или Санкт-Петербурге не открыть магазин, где мы, дальневосточные издатели, могли бы представлять свои книги? - кинул идею Павел Жданов. - В обеих столицах есть большие землячества: камчатское, магаданское и так далее. Люди с удовольствием приедут за литературой в специализированную торговую точку, как они сегодня едут на Тверскую в магазин "Москва", который продает книги "Охотника". Во Владивостоке и Хабаровске они тоже должны быть.
Вячеслав Коновалов уверен: один магазин погоды не сделает. Нужны "дальневосточные" полки в российских книжных сетях. Впрочем, прежде стоило бы рассказать читателю, что есть такая литература, начать продвигать ее. Без федерального финансирования проект неосуществим.
Новые книги о Дальнем Востоке можно найти в библиотеках. Но далеко не все, что выходят.
- В советское время были тематические листы, по которым составляли заказы. Библиотеки сами могли выбирать книги, в том числе о Дальнем Востоке, ведь они были в приоритете. Сейчас нам присылают прайс-листы, какие-то списки. Единой базы данных о новинках нет, - рассказала директор Камчатской краевой библиотеки Татьяна Дикова.
По ее словам, выручают обязательные экземпляры, которые поступают в книгохранилище. Это, естественно, книги о Камчатке. Но что выходит из печати у соседей по ДФО, никто толком не знает.
По словам дальневосточных издателей, электронные книги им пока не особо интересны. Впрочем, приморцы планируют сделать аудиоверсию свежего сборника детских рассказов, ориентируясь на рынок подобных записей, который быстро растет.
Александр Форин/
РГ