Удовольствие слышать русскую речь

Удовольствие слышать русскую речь
Фото: vsu.ru

Еще несколько лет назад, по меткому выражению руководителя издательского отдела Воронежской епархии, протоиерея Андрея Изакара, представить себе подобного не мог никто. Православная книжная конференция в государственном вузе – из той самой области, в которые нашу местами не совсем проснувшуюся реальность заносило лишь изредка.

И, тем не менее, мы собрались, и говорили о судьбе современной и православной, и светской словесности открыто и гласно. На youtube-канале, где велась трансляция.

В сложнейших процессах восстановления и исторической, и, если так можно выразиться, гуманитарной справедливости, то есть, возврата к норме и исконной книжности, и правоты знания кто-то должен быть пионером. Кто-то должен сказать, что вообще-то корни русской книжности – исключительно церковные, а светской книжности в России около трехсот лет из примерно тысячи.

Воронежский университет – учебное заведение с такой историей, которой многие могли бы позавидовать. Корни университета теснейшим образом связаны с университетом Юрьевским (Дерптским) в Эстонии, открытым в 1802-м году Александром Благословенным, ранее даже «пушкинского» Царскосельского Лицея. Массовая эвакуация профессуры и студенчества из оккупированной кайзеровскими войсками страны в 1918-м году привела к появлению в Центральной России уникального учебного заведения с древними и славными традициями, не забытыми по сей день. Вот каковы истоки книжного фонда, лишь частично представленного участникам конференции директором Зональной научной библиотеки ВГУ Аркадием Минаковым и профессором кафедры издательского дела филологического факультета ВГУ Марией Константиновной Поповой. Не скрою, с наслаждением видел, с какой бережностью обращались они к изданиям пятисотлетней давности, и как любовно открывали и трактовали их.

Думалось: чего же не хватает нам в мире книжности, неужели – любви? Может быть… То почтение, что сложилось в рабоче-крестьянские годы у людей, только в зрелые годы опробовавших сладость самого глубокого книжного знания, ошибочно принималось за восторги дикарей перед вещами, превосходящими их сознание. Нет: преклонение перед феноменом книги есть исконная эмоция, на которой основана действительно превышающая воображение пирамида современных цивилизационных смыслов. К жалости и скорби, они в отсутствие книги в центре бытия начинают клониться к наживе, рабовладению человека над человеком, невиданному в прежние годы зажиманию и попранию свобод и отдельных граждан, и их групп. В центре нашего мира зияет интернет-пустота, грозящая обвалить всё здание.

О православной книге в интернет-пространстве в интерпретации помощника главы Издательского Совета Русской Православной Церкви иеромонаха Макария (Комогорова) можно было бы слушать и слушать. Обобщая тысячи разнородных данных, священник приходит к выводу о том, что православная словесность в стране не просто «прижилась», а составляет видимое и слышимое, вычленяемое из потока направление и умов, и издательских усилий. В то же время естественные пределы интернет-процессов таковы, что информация именно о самом сокровенном, нужном и душеполезном для каждого читателя, в силу самого «финансового» устройства Интернета, наталкивается на барьер финансирования информации, вложения в неё определённых средств. Эта высота представляет собой практически отвесную стену для многих и многих православных издательств. «Маркетинговую составляющую» одолевать, предчувствует о. Макарий, придётся всем миром.

Вторая «ария московского гостя» в моем исполнении была посвящена порталу «Правчтение.Ру» и состояла в по возможности лишённых эмоций и информационно информативных данных: порталу пять лет, мы концентрируем информацию о православной словесности, у нас безупречно ведется несколько чрезвычайно ценных баз по православным издательствам, магазинам, епархиальным центрам книгораспространения, авторам и изданиям. Приведение в единое взаимодействие баз, а так же всей массы анонсов и рецензий образует уникальное явление – единую площадку для всей православной словесности, аналога которой в светской пока не подобрано.

Здесь пришёл черёд одного из лучших православных издателей молвить слово. Руководитель издательства «Познание» при Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (Москва) Алексей Головин – решительно тот человек, знакомство с которым раскрывает практически всю мастерскую современного научного и учебного богословия. Если пояснять роль Издательского дома «Познание» на пальцах, можно доказательно заявить о том, что на него возложена ответственность за воспитание нового поколения священства. Именно по этим учебникам возрождающееся священство будет прозревать о своей роли в мире настолько не устойчивом, что ищущем выхода там, где находится и пятый, и шестой, и даже седьмой углы. Если споры о роли Церкви в современном обществе будут вестись хотя бы в минимально конструктивном ключе, книги «Познания» явятся в нём ведущим аргументом в пользу того, что Церковь не «отстаёт» от общества, а по-прежнему, со странническим посохом, шествует впереди.

Назвать доклад «Что взялся, инок, за стихи?» способен лишь человек с прекрасным чувством юмора. Таковой оказалась профессор филологического факультета ВГУ Ольга Бердникова, и так и только так можно было узнать о внутренней кухне воронежских филфаковцев, заданиях, которые они исполняют ревностно и с искренним интересом к древнему и современному наследию нашему. Воронежская земля, породившая и Бунина, и Кольцова, и Никитина, и знаменитого издателя Суворина, каждый год выпускает и их исследователей, и словесников широкого профиля.

Из трех завершающих конференцию докладов собравшиеся узнали о православной тематике в изданиях «Центра духовного возрождения Черноземного края» (директор Центра Людмила Попова), современном книгоиздании в России в динамике и тенденции (замечательный аналитико-статистический труд Натальи Токаревой) и роли редактора в современном православном издательстве (Екатерина Добрынина, Издательский отдел Воронежской епархии).

А в целом головокружительно хорошо было внимать высокой русской речи. Убеждаться в том, что она, грамотная и не сбивающаяся в затёртые кальки или мятые присловья, за удовольствие, оценить может лишь тот, кто хотя бы раз её слышал.

Что-то подсказывает, что инициатива ВГУ в данном ряду не последняя, и конференции о православных и светских книгах станут повседневностью, утеряв привкус первопроходчества, но приобретя гораздо больше – системность работы, рассчитанной на долгие десятилетия поиска, сомнений и волшебных озарений.