Когда Стивена Кинга спросили его мнение о том, будут ли книги о Гарри Поттере вызывать восторг читателей через 100 или 200 лет, он ответил: «Мне кажется, что они выдержат проверку временем и поселятся на полке, где хранится все самое лучшее: думаю, Гарри встанет в один ряд с Алисой и Фродо, и эта серия книг не на десятилетия, а на века...»
Роман о юном волшебнике вошел в список литературных бестселлеров – по данным на июнь 2011 года количество проданных книг составило около 450 миллионов экземпляров. Роман был переведен на 67 языков. В чем секрет такой невероятной популярности книги в наше, казалось бы, нечитающее время? Почему «Гарри Поттер» так популярен у читателей разных возрастов, социальных положений и пр.? Попытаюсь ответить на этот вопрос.
Наверное, первое, что поражает при чтении книги – невероятно цельный, эпичный по охвату волшебный мир со своими законами, событиями, радостями и печалями. Количество персонажей книги даже трудно подсчитать, наверное, их число сравнимо разве что с героями «Войны и мира». Литературоведы находят в романе черты готического романа, романтической прозы, видят в книге продолжение традиций Данте, Чосера, Чарлза Диккенса, сестер Бронте, Джейн Остин и других. Пласты смыслов, культурных и литературных отсылок произведения очень многообразны.
Многих читателей роман привлекает в первую очередь захватывающим сюжетом. Но это далеко не единственное достоинство романа. «Гарри Поттер» интересен глубиной психологической проработки героев. Среди них почти нет как отъявленных злодеев (разве что очень сложно найти хорошие черты в Волан-де-Морте и Амбридж), так и идеально-положительных, характеры у Роулинг получились настоящими, живыми. По сюжету и удивительным персонажам вообще трудно найти аналогичное произведение в мировой литературе. Одним из удивительных в этом смысле персонажей вышел Северус Снегг. Не вдаваясь в подробности пересказа для тех, кто не читал, упомяну, что последняя книга придает его образу совершенно иное звучание, чем в предыдущих шести.
Но, конечно, основное внимание любителей романа притягивает главный герой. Действие книги длится 7 лет, и читатель как бы взрослеет вместе с Гарри. Количество испытаний, которым подвергается Поттер, просто поражает. Мальчик, который выжил, потерял обоих родителей, жил с родственниками в обстановке постоянного унижения, потерял крестного отца через два года после того, как с ним познакомился, видел смерть школьного товарища, встречался пять раз со смертельным врагом, был изгоем практически у всего магического сообщества за то, что говорил правду, был гоним и непонят в своей школе и, наконец, встретил смерть лицом к лицу. Джоан Роулинг даже говорила о том, что хотела бы провести день с Гарри Поттером, накормить его обедом и извиниться перед ним за те испытания, которым его подвергла.
«… Человек — это не свойство характера, а сделанный им выбор», - учил директор школы Альбус Дамблдор юного волшебника. Автор последовательно проводит мысль о том, что человек зависит не от среды и окружения, а от того, чем наполнен он сам, к чему стремится, в какие ценности верит. Только поступив в Хогвартс, Гарри просит у Распределяющей Шляпы: «Только не в Слизерин, только не в Слизерин». И, несмотря на ее ответ, что на Слизерине Поттер может стать великим волшебником, Гарри не хочет учиться на факультете, откуда вышло множество темных волшебников.
В большинстве случаев выбор Поттера между «тем, что правильно и тем, что легко» (слова Дамблдора) на стороне непростого добра. Да, он может задирать кузена, быть нетерпеливым с родственниками, дерзить Снеггу, дразнить Малфоя, но в крайней, пороговой ситуации все равно проявит себя настоящим героем: не только простит врагов, но и поможет им, спасет их. И все же в большинстве случаев Гарри Поттер не будет первым атаковать недоброжелателей, в основном его дерзкое поведение – реакция на поддевки недругов. В этом смысле он отличается от своего отца, которому нравилось задирать и мучить Северуса вплоть до унижения.
Это цельный и сильный мальчик, которому из-за тяжелых обстоятельств пришлось быстро повзрослеть. Для меня удивительно, как, до 11 лет не видя любви и принятия (исключая возраст в младенчестве до года), Гарри сам умел дружить и любить по-настоящему, порой забывая о себе. При этом он настолько самодостаточен, что не будет «зарабатывать» чью-то любовь, кому-то что-то доказывать в ситуации, когда ему не верят. При этом герой отнюдь не идеален. Поттер нарушает школьные правила, часто безрассуден, множество поступков совершает на эмоциях. Но тем-то он и близок читателю. И его слабости, промахи, его стеснение в присутствии девушек тоже вызывают теплые чувства.
По логике книги Гарри Поттера хранит магия матери, пожертвовавшей собой ради его жизни. Но с совершеннолетием эта сила разрушается, а любовь остается. Может, быть героем – его генетическая наследственность?
Опять-таки дадим слово наставнику волшебника, Альбусу Дамблдору: «Твоя мать умерла, пытаясь спасти тебя. Если на свете есть что-то, чего Волан-де-Морт не в силах понять, — это любовь. Он не мог осознать, что любовь - такая сильная любовь, которую испытывала к тебе твоя мать — оставляет свой след. Это не шрам, этот след вообще невидим... Если тебя так крепко любят, то даже когда любящий тебя человек умирает, ты все равно остаешься под его защитой».
И к концу книги Гарри как будто даже перерастает своего учителя. Несмотря на то, что Дамблдор устроил ему настоящую проверку на прочность, Поттер смог остаться ему верным. Он правильно распоряжается Дарами Смерти, не повторяя ошибок директора.
«Ты – настоящий повелитель смерти, потому что настоящий повелитель не убегает от нее. Он сознает, что должен умереть, и понимает, что в жизни есть вещи намного худшие, чем смерть», - говорит Дамблдор Гарри. Волан-де-Морту эти вещи незнакомы. Он не умеет дружить, не умеет любить, ему незнакомо сожаление об ошибках. «Не жалей умерших, Гарри. Жалей живых, и в особенности тех, кто живет без любви», – этот урок директора мальчик, в отличие от Тома, выучил назубок. Когда Поттер предлагает Реддлу раскаяться в его поступках, чтобы сохранить душу, Темный лорд искренне не понимает, о чем идет речь.
По словам самой Роулинг, главной темой произведения стала именно смерть. И как по-разному стремятся преодолеть смерть герои книги! Один расщепляет свою душу на части преступлениями (удивительный образ!), другой знает, что любовь сильна преодолеть смерть. Жертвуя собой в финале, Гарри защищает противников Волан-де-Морта теми же чарами, которыми его спасла мать. Но если говорить не по-волшебному, а по-обычному, опять-таки цитируя Дамблдора, это «...сила, одновременно более чудесная и более ужасная, чем смерть, чем человеческий разум, чем силы природы... самая загадочная из всех сокровищ… Имя этой спасительной силы — любовь».
Наследник