Великая Отечественная война и Русская Православная Церковь

Великая Отечественная война и Русская Православная Церковь
В статье магистра истории, аспиранта Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Артема Александровича Копылова представлен анализ материалов «Журнала Московской патриархии» за 1943–1945 гг., посвященных Великой Отечественной войне и позиции Русской Православной Церкви по отношению к ней. Выделены четыре основных блока материалов: официальная хроника войны, освещение военных событий и положения Церкви в условиях военных действий; послания к верующему населению на территориях, охваченных боевыми действиями; статьи по тому или иному вопросу, связанному с войной. Большое значение имеет не только освещение хроники, но и поддержка в условиях продолжавшейся войны, которую оказывали верующим патриарх Сергий (Страгородский), митрополит (с февраля 1945 г. — патриарх) Алексий (Симанский), митрополит Николай (Ярушевич)

Великая Отечественная война — одна из наиболее трагических страниц в истории нашего государства. Русская Православная Церковь с первых дней войны испытывала вместе с народом все ее тяготы и лишения. Однако именно в военные годы происходит изменение конфессиональной политики советского государства, о чем свидетельствует встреча И. В. Сталина с митрополитами Сергием (Страгородским), Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем), состоявшаяся 4 сентября 1943 г. На этой встрече церкви было разрешено избрать своего предстоятеля, открыть богословско-пастырские курсы, а также возобновить издание «Журнала Московской патриархии» (далее — ЖМП), который станет единственным в СССР журналом, освещавшим жизнь Русской Православной Церкви. 12 сентября 1943 г. вышел первый выпуск, а всего за 1943 г. было подготовлено четыре номера. В дальнейшем журнал выпускался ежемесячно, однако с неоднократными задержками. Эти и другие сведения об истории ЖМП и публикациях в нем содержатся в статье Е. С. Полищука, который описывает и анализирует основные особенности журнала[1]. Различные виды публикаций ЖМП, посвященных вопросам региональной истории, духовного образования и т. д., рассматривают в своих статьях М. Г. Ерескин[2], В. Г. Калашник[3], Ю. В. Данилец[4], А. А. Алешин[5].

В настоящей статье на основе статей журнала за 1943–1945 гг. коротко рассмотрены материалы, посвященные Великой Отечественной войне и позиции Церкви относительно войны.

Публикации о Великой Отечественной войне в ЖМП можно условно разделить на несколько категорий: официальная хроника; церковные документы (доклады, рапорты, сообщения священнослужителей), освещавшие события войны и положение Церкви в боевых условиях; послания к верующему населению на территориях, охваченных боевыми действиями; статьи на разные темы, связанные с войной.

В официальной хронике публиковались телеграммы из переписки патриарха Сергия[6] и других иерархов: митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), митрополита Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича)[7], архиепископа Новгородского и Барнаульского Варфоломея (Городцева)[8] и др. Эти послания направлялись на имя И. В. Сталина и содержали как поздравления по случаю праздников (Новый год, годовщины Октябрьской революции), так и сведения о деятельности и положении Церкви на местах. Митрополит Николай (Ярушевич), включенный в состав чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников, докладывал после освобождения Киева от фашистов о положении дел на Украине. Иногда в ЖМП публиковались и ответные письма главы СНК СССР[9], в которых он благодарил иерархов. Такие публикации в тот период были нередки, они явились следствием новой политики И. В. Сталина по отношению к Церкви, демонстрируя уважения к ней.

На страницах ЖМП нет исчерпывающих сведений обо всех победах советских войск, но в «Официальной хронике» публиковалась информация об основных, ключевых событиях, имевших отношение к жизни Церкви. Рубрика «Корреспонденции с мест», освещавшая положение на территориях, охваченных войной, в первых номерах журнала присутствовала нерегулярно.

События Великой Отечественной войны отражены в докладах, сообщениях, рапортах священнослужителей. Например, в № 2 за 1943 г. представлен рапорт протоиерея Николая Ломакина, благочинного Ленинградской епархии, о зверствах немецких солдат на территории Старого Петергофа и Ленинградской области[10]. В нем автор затрагивает ключевые события, связанные с работой комиссии по расследованию действий гитлеровских войск на территории, еще недавно находившейся в блокадном кольце (на момент сдачи номера прорыв был совершен). Отец Николай в дальнейшем станет одним из участников Нюрнбергского процесса 1946 г. — он был единственным клириком, которому советская власть позволила выступить на этом международном мероприятии[11]. 22 ноября 1945 г., перед отбытием в Германию, священник получил следующую характеристику от Наркомата государственной безопасности: «Ломакин хорошо знает произведенные немцами злодеяния и разрушения в городах Новгороде, Пскове[12], подробно знаком с разрушениями церквей в этих городах, а также в Печерском монастыре. Весь период войны проживал в Ленинграде. По личным качествам хорошо образованный, культурный, развитой человек, умело ориентируется в обстановке, обладает хорошими ораторскими способностями. Считает желательным его участие в процессе военных преступников в качестве свидетеля»[13].

В другом номере в рубрике «Корреспонденции с мест»[14] даны выдержки из доклада епископа Димитрия (Градусова) о положении Церкви и отзывах очевидцев о состоянии православных церквей и верующего населения, которые представлены как небольшие заметки. Такие сведения публиковались не только для ознакомления с положением дел на местах, но и для указания на то, как Церковь действовала на захваченных территориях. Подобные публикации проходили нечасто. Безусловно, они должны были фиксировать события в рамках политики государства; отзываться положительно об открытии гитлеровцами храмов, закрытых советской властью, Церковь не могла. Все материалы ЖМП при публикации проверялись Советом по делам Русской Православной Церкви и были выдержаны в надлежащем политическом ключе.

На страницах ЖМП отражены и события, связанные с награждением священнослужителей во время войны. Так, в № 1 за 1945 г. помещена заметка о награждении священнослужителей медалями «За оборону Москвы»[15]. Она коротко информировала о том, что награду получили три клирика Московской епархии (протоиереи Н. И. Сарычев, А. П. Смирнов и К. А. Алексеев), а также сообщала о присутствии на этом мероприятии Г. Г. Карпова и протопресвитера Николая Колчицкого.

Разнообразные послания священнослужителей к народу, находившемуся на охваченных войной территориях, также выходили нечасто. Эти документы за авторством архиереев содержат призыв к защите Родины. Начало таким посланиям было положено в № 1 за 1943 г., где опубликован призыв к осуждению изменников веры и Отечества[16]. Этот текст, который является, по сути, политически оформленным посланием, демонстрирует, помимо прочего, лояльное отношение Церкви к проводимой политике.

Политически выверено послание патриарха Сергия по случаю годовщины создания СССР[17] в № 3 за 1943 г. Послание митрополита Николая (Ярушевича) к украинцам, размещенное в том же номере[18], выражает поддержку народу, проживавшему на еще не полностью освобожденных от немцев территориях. Неприятие архиереев и священнослужителей, сотрудничавших с немцами, свидетельствует о желании преосвященного Николая четко провести грань между предателями и «своими».

Еще одно архипастырское послание — обращение митрополита Алексия, опубликованное в № 4 за 1944 г.[19] В нем архипастырь по случаю Пасхи поприветствовал верующих, находившихся на освобожденной от немцев территории. Среди прочего, преосвященный Алексий, как и другие епископы, указывал на необходимость патриотической деятельности: «Явите же себя теперь при свете радости освобождения достойными и верными сынами своего народа. <...> Помогайте Армии в ее победоносных подвигах — своими материальными жертвами, одеждой, продуктами — и никогда не забывайте, что только в дружном сотрудничестве фронта и тыла кроется успех полной и скорой победы над врагом»[20].

Все архипастырские послания объединяет важная идея — сплочение против гитлеровских захватчиков. Сохранение единства и выполнение гражданского долга позволили Церкви повысить свою активность в условиях тоталитарного режима.

Статьи по вопросам войны и отношения к ней клириков в 1943–1945 гг. были немногочисленны. В № 2 за 1943 г. митрополит Николай (Ярушевич)[21] сообщил о передаче Красной армии танковой колонны «Дмитрий Донской». В этом материале идет речь и о взаимодействии Церкви и народа на протяжении всей российской истории.

В следующем номере статьи преосвященных Алексия[22] и Николая[23], а также протоиерея А. П. Смирнова[24] посвящены сообщениям о том культурном уроне, которые понесли Церковь и страна в борьбе с немцами. Безусловно, эти статьи, как и другие материалы, содержат выражения, призванные продемонстрировать лояльность советскому режиму (в текстах часто можно встретить словосочетания «советский народ», «советская культура» и т. п.). Однако следует учитывать, что в ситуации, когда государство пошло на уступки Церкви, проявление лояльности было особенно важно. В подобном же тоне выдержана и статья архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в № 4 за 1943 г.[25]

В 1944 г. публикации по-прежнему выдерживаются в подчеркнуто патриотических тонах, однако выходят и материалы о простых верующих[26], которые защищали Родину и Церковь. Выпуская такие статьи, руководство журнала стремилось показать, насколько важны единство со своим народом, разделение его судьбы. Эти тексты также свидетельствуют о возрождении церковной жизни на местах, что было немаловажно для Церкви, еще недавно оказавшейся на грани исчезновения.

В 1945 г. в связи с подготовкой и проведением Поместного собора статьи на военную тематику сходят на нет. Окончание войны отмечено заметкой Н. Васильевой[27] и размышлениями протоиерея Ф. Комиссарова[28] в июньском номере. В них авторы не только выразили всеобщую радость по случаю окончания Великой Отечественной войны, но и сравнили ее с радостью о Воскресении Христа. Пасха в 1945 г. пришлась на 6 мая, а сам праздник Победы — на Светлую Среду. Христианское осмысление Победы и сопоставление двух торжеств вкупе с патриотическими идеями имели целью показать, что Церковь всегда поддерживала своих верных чад в борьбе с неприятелем и что радость, связанная с разгромом фашистских захватчиков, стала всеобщим триумфом.

Отражение Великой Отечественной войны в «Журнале Московской патриархии» позволяет судить о позиции Церкви в это непростое время, о положении Церкви и верующих на оккупированных и освобожденных территориях. Борьба с немецкими захватчиками расценивалась как борьба со слугами дьявола. Архипастырские послания иерархов имели патриотический характер, а в рубрике «Корреспонденции с мест» предпринимались попытки оценить ущерб, нанесенный гитлеровцами. «Журнал Московской патриархии» в середине 1940-х годов стал тем изданием, в котором Русская Православная Церковь выражала как собственную позицию, так и единство с народом, что было крайне необходимым в сложившихся условиях.


[1] См. об этом: Полищук Е. С. Журнал Московской патриархии // Православная энциклопедия. Т. 19. М.: Православная энциклопедия, 2008. С. 396–399.

[2] Ерескин М. Г. «Журнал Московской патриархии» как источник по истории Русской Православной Церкви // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 4. С. 89–90.

[3] Калашник В. В. «Журнал Московской патриархии» как источник изучения публицистической деятельности православного духовенства в 1946–1953 годах // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Сер. 3. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2. С. 49–63.

[4] Данилец Ю. В. «Журнал Московской патриархии» как источник по истории Мукачевско-Ужгородской епархии в 1945–1955 гг. // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 429. С. 117–124.

[5] Алешин А. А. Проблемы развития духовного образования на страницах «Журнала Московской патриархии» в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. 1943–1948 годы // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 8 (337). С. 79–87.

[6] См., напр.: Страгородский С., патр. От святейшего патриарха Сергия ко дню нового 1944 года // ЖМП. 1944. № 1. С. 5.

[7] Ярушевич Н., митр. От митрополита Киевского и Галицкого Николая из г. Киева // Там же. С. 6.

[8] Городцев В., архиеп. От архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея // Там же. № 8. С. 39.

[9] Сталин И. В.: 1) Архиепископу Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею // Там же. С. 10; 2) Сергию епископу Кировоградскому // Там же. № 12. С. 10.

[10] Ломакин Н., прот. Немецкие зверства в г. Старом Петергофе близ Ленинграда // Там же. 1943. № 2. С. 40.

[11] См. об этом: Шкаровский М. В. Город на все времена. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. С. 254.

[12] Будучи секретарем Ленинградских митрополитов, о. Николай выезжал на места для изучения фактов немецких злодеяний в данных областях.

[13] Цит. по: Ломагин Н. А. Неизвестная блокада: в 2 кн. Кн. 2. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С. 102.

[14] Корреспонденции с мест // ЖМП. 1944. № 3. С. 45–46.

[15] Вручение медалей «За оборону Москвы» // Там же. 1945. № 1. С. 14.

[16] Осуждение изменников вере и отечеству, принятое там же // Там же. 1943. № 1. С. 16.

[17] Страгородский С., Патриарх Московский и всея Руси. Послание Патриарха Сергия к 26-й годовщине Советского государства // Там же. № 3. С. 3–4.

[18] Ярушевич Н., митр. Обращение Митрополита Николая к клиру и верующим Украины // Там же. С. 5–6.

[19] Симанский А., митр. Архипастырское послание Митрополита Ленинградского и Новгородского к пастырям и пастве в местностях, освобожденных от вражеской оккупации фашистского гнета // Там же. 1944. № 4. С. 5–8.

[20] Там же. С. 7.

[21] Ярушевич Н., митр. Танковая колонна Русской православной церкви имени Димитрия Донского // Там же. 1943. № 2. С. 30–32.

[22] Симанский А., митр. Христианство и война с гитлеризмом // Там же. № 3. С. 18–19.

[23] Ярушевич Н., митр. Фашисты — злейшие враги культуры // Там же. С. 20–21.

[24] Смирнов А. П., прот. Противники креста Господня // Там же. С. 25–29.

[25] Войно-Ясенецкий Л., архиеп. Кровавый мрак фашизма // Там же. № 4. С. 24–25.

[26] См., напр.: Ярушевич Н., митроп. На алтарь родины // Там же. 1944. № 4. С. 12–16; Ивлев И. Б., прот. О патриотизме и о патриотах с большими и малыми делами // Там же. № 5. С. 24–26; Войно-Ясенецкий Л., архиеп. Бог помогает народам СССР в войне против фашистских агрессоров. Там же. № 9. С. 21–22.

[27] Васильева Н. Праздник Победы // Там же. 1945. № 6. С. 45–53.

[28] Комиссаров Ф., прот. Победа (Мысли и чувства христианина) // Там же. С. 61–64.


Источник: Копылов А. А. Великая Отечественная война и Русская Православная Церковь на страницах «Журнала Московской патриархии» в 1943–1945 годах // Вопросы теологии. 2021. Т. 3, No 1. С. 117–123. https://doi.org/10.21638/spbu28.2021.108


Богослов.ru