Христос - моя крепость

Автор: Улыбышева Марина Все новинки

Великий Никитин

Великий Никитин
Фото: репродукция портрета И.С. Никитина

За хлопотами упускаешь многие торжества… даром, что история словесности нашей усеяна ими, как палой октябрьской листвой. Вот и третье октября миновало, а меж тем оно – дата рождения человека изумительной тонкости и глубины поэтической речи, вровень с лучшими представителями сословия, а знаменитого такими строками, как «Вырыта заступом яма глубокая».

Доживший ровно до освобождения крестьянства, Иван Никитин попался ровно меж Кольцовым и Некрасовым, и за то был нежно любим советской властью, о которой пришествии которой ведать не ведал, что «описывал горькие страдания крепостного крестьянства». Впрочем, любовь была с тайной прохладцей: претендента в бессмертные классики проводили по классу «местно-чтимых», страдальца за сословие, как те же Кольцов и Некрасов, к которому не принадлежал.

И еще несомненно чувствовала советская власть странный эффект стихов Никитина (как и всяких стихов) – словно бы не только о крепостном праве, а и вообще о вечной униженности человека были они, и некоторый советский крестьянин, рабочий, а то и интеллигент мог прочесть их как современные себе самому, и тогда – беда…

***

Коренной воронежец, сын владельца свечного завода, учится он в Воронежской духовной семинарии, но к сану судьба его не приводит: разоряется отец, и юноше, чтобы выбраться из наследственных долгов, приходится стать содержателем постоялого двора.

Падет на грудь заботы камень,

Свободу рук скует нужда,

И гаснет вдохновенья пламень,

Могучий двигатель труда.

(«Бывают светлые мгновенья…»)

Лишь в 34 года на дружеский кредит в 3000 рублей открывает он великолепный книжный магазин, становящийся настоящим салоном. Чтения, беседы, вечера… вечно на людях, вечно с людьми.

Но душа – одинока. И счастье, если дано её внутреннее непрестанное пение, разряжающееся стихами.

***

Кто знает, как образуется такой язык, что даёт стихотворцу право подбирать слова так тихо и осторожно, что вместе они образуют музыку чистоты, но у Никитина – так. Тон его напоминает малый колокольный звон, предваривший и течение русской поэтической речи до самого Александра Блока, с кончиной которого, кажется, мирное созерцание жизненного потока оборвалось в самом расцвете. Но нас интересует – иное.

На Руси часто спрашивали – в чём твоя Вера? По ответу определяли калибр человека, его масштаб, родственность себе. Такая система опознавания «свой-чужой». Безоглядно доверяли ответившим верно, не прячущимся за затверженные формулы, сердцам горячим, порой даже буйным, сомневающимся в изначальном и данном порядке вещей. В первой половине XIX столетия заповедник таких сердец был разлит по всей земле. Не было места, где бы они ни бились со всей присущей от природы страстностью. И уже нашли извне на них и тени помрачения, которое не есть сомнение, но «направление умов» в сторону неких чаемых «свобод»…

Здесь все в чудно сжатой картине

Представлено духом святым:

И мир, существующий ныне,

И Бог, управляющий им

Всё, казалось бы, на местах. Но некий зазор между установлением и чувством уже намечен. Не от века, но от столетия просматривается чёткое разделение веры народной, просто верящей, как завещано, и веры умственной, мятущейся, готовой отречься, если потребуют отречься.

Вера Никитина (веяния!) похожа на лермонтовскую («Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, — И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога»):

Смолкла дневная тревога...

Полный торжественных дум,

Видит присутствие Бога

В этом молчании ум.

Допустим. Вообще, всё лучшее и светлое к русским поэтам приходит либо от бабушек, либо от нянь. Самые светлые, защищающие их до поры до времени молитвы, сказки, предания… Завет Никитина всем будущим народникам, видевшим в крестьянах и смысл Руси, и её опору, таков:

Мыкать горе, век трудиться,

Нищим умереть...

Вот где нужно бы учиться

Верить и терпеть!

- И ещё о вере народной:

Старику немного надо:

Лапти сплесть да сбыть —

Вот и сыт. Его отрада —

В Божий храм ходить.

К стенке, около порога,

Станет там, кряхтя,

И за скорби славит Бога,

Божие дитя.

Чувствуете оттенок? «Славит Бога, Божие дитя» - если бы не запятая, легкой насмешки (не в укор! в одобрение) не было бы. Но она – есть. Вот влияние прогрессивных салонов и смятенных речей, перемежавших Белинского с Герценым: крестьяне-де «дети природы», дети наивные, неразумные, лучше нас, но – дети. Мы же – выросли, и из природы, и из Христа, и из себя самих, и потому – «лишние». Не знаем, куда приткнуться.

Будто бы переложенный из «Гамлета» монолог – об инобытии:

О грозная вечность,

Безмолвная вечность!

Какую ты скрыла

Великую тайну

За крепкой печатью -

За дверью могилы?

Что ты? Не одно ли

Ничтожное слово,

Пустая угроза

Толпы малодушной,

Дитя предрассудков,

Обманчивый призрак?..

Или ты граница

Обширной Вселенной,

Развязка явлений,

Уму непонятных,

Тяжелых для сердца,

И жизни прекрасной,

Разумно-духовной,

Сомнения чуждой,-

Священный источник?

О грозная вечность,

Безмолвная вечность!

Крепка твоя тайна;

Но разум мой верит,

Что ты существуешь:

Отрадно мне думать,

Что дух мой бессмертный

Есть вечный наследник

Бесплотного царства;

Что будет он видеть

Веков миллионы,

Миров разрушенье

И, может быть, новых

Прекрасных творений

Конец и начало;

И будет, как прежде,

Идти к совершенству,

Всегда оставаясь

Разумно-свободным.

- это вот самое «разумно-свободное» снова обнаруживает влияние «прогрессивных умов», только и голосивших о свободе и разуме. О, Гегель-Шопенгауэр-Кант-Лессинг-Тик, о французское Просвещение, до которого нам – семь вёрст канавой!

Только бы не своё.

В частотном словаре Никитина одни из первых мест занимают эпитет «таинственный» (применительно к явлениям природным, неподвластным человеку) и «система» (применительно к мирозданью). «Присутствие непостижимой силы» - строка мистическая, сквозь весь интеллигентский скепсис – по-детски удивлённая. А вот «система» (мироздания) - результат чтения модных политико-экономических и псевдо-вероучительных трактатов, среди которых – о, западные поиски уединённого тупика! – попадалась порой удивительная дрянь.

Долго ли до бунта?

Не мстить нас матери учили

За цепи сильным палачам —

Увы! бессмысленно водили

За палачей молиться в храм!

Про жизнь свободную не пели

Нам сестры... нет! под гнетом зла

Мысль о свободе с колыбели

Для них неведомой была!

И мы молчим. И гибнет время...

Нас не пугает стыд цепей —

И цепи носит наше племя

И молится за палачей...

За каких же таких «палачей» принуждают молиться году этак в 1825-м? За тех, что солдат, что остались верны государю и подавили-таки декабристский бунт? Да. А в 1830-м? За русских солдат, вошедших в бунтующую Варшаву? Да. За русских солдат, не хотевших отдавать Крыма и России? Да. Таким подаётся русское воинство в салонах – беспощадным сапогом «подавления свободы». Долго ли до мысленной революции? Недолго, вот она:

В нас душа горяча,

Наша воля крепка,

И печаль за других —

Глубока, глубока!..

А приходит пора

Добрый подвиг начать,

Так нам жаль с головы

Волосок потерять:

Тут раздумье и лень,

Тут нас робость возьмет.

А слова... на словах

Соколиный полет!..

Давайте действовать, товарищи. Как? Неважно. Ещё нет марксистов, ещё не действуют ни «Народная воля», ни «Земля и воля», ни «Чёрный передел», ещё не создан нечаевский «Катехизис революционера», но «что-то такое уже бродит»:

К чему колени преклонять?

Свободным легче умирать.

- понятно, в чей огород: «Рабы вы, и вера ваша рабская».

Тяжкий крест несем мы, братья,

Мысль убита, рот зажат,

В глубине души проклятья,

Слезы на сердце кипят.

Русь под гнетом, Русь болеет;

Гражданин в тоске немой;

Явно плакать он не смеет,

Сын об матери больной!

Нет в тебе добра и мира,

Царство скорби и цепей,

Царство взяток и мундира,

Царство палок и плетей.

«Страна рабов, страна господ», приписываемое Лермонтову, как раз верному солдату Отечества, так не вяжется с ним… А вот с Никитиным вяжется: не служил. Его стихотворение «Медленно движется время» (опубликовано в 1858 году под названием «Песня»), в 1885 году было включено в сборник песен «Отголоски революции», который печатали народовольцы. Эту песню пели как революционный гимн на студенческих сходках и демонстрациях вплоть до революции 1905—1907 годов:

Медленно движется время,-

Веруй, надейся и жди...

Зрей, наше юное племя!

Путь твой широк впереди.

Молнии нас осветили,

Мы на распутье стоим...

Мёртвые в мире почили,

Дело настало живым.

- слышите размер, интонацию? Это так называемый «ритмический центон», совершенное преддверие одной из главных революционных песен – «Смело, товарищи, в ногу», написанной в Таганской тюрьме в 1896-м году пламенным революционером и изобретателем мимеографа для подпольной печати Леонидом Радиным, умершим в 1900-м.

А что же с Иваном Саввичем Никитиным?

Он поэт. И умер в поэтические 37 лет. И писал о ночи и степи так, как никто. Одолеваем демонами времени? Одолеваем. Но брат он, разумеется, не только Николая Некрасова, но и Якова Полонского, и Афанасия Фета, и Аполлона Майкова, и многих и многих, чьё слово зовёт нас из лет совершенно невозвратимых:

В темной чаще замолк соловей,

Прокатилась звезда в синеве;

Месяц смотрит сквозь сетку ветвей,

Зажигает росу на траве.

Дремлют розы. Прохлада плывет.

Кто-то свистнул... вот замер и свист.

Ухо слышит, едва упадет

Насекомым подточенный лист.

Как при месяце кроток и тих

У тебя милый очерк лица!

Эту ночь, полный грез золотых,

Я б продлил без конца, без конца!

Не забудем же Ивана Саввича, земно поклонимся ему из лет наших.