Хорошо вместе!

Автор: Романова Ирина Все новинки

Все пути ведут к Богу?

Малягин Владимир
Все пути ведут к Богу?
Фото: Сергей Ефремов

ЛитРес опубликовал рейтинг лучших книг «о Боге и духовных поисках». Что важно – это именно рейтинг ЛитРеса, одного из главных продавцов электронных книг в России. А какой рейтинг должен составлять продавец? Рейтинг продаж, естественно. Но мы знаем, что количественная популярность практически никогда не является синонимом художественной ценности. А может, и вовсе никогда. И у меня возникают как минимум три сомнения.

Первое. Рейтинг может публиковаться с целями, известными одному ЛитРесу. Например: замедлилась продажа какой-то книги – а мы скажем, что это одна из лучших, а то и лучшая. Глядишь, опять увеличатся продажи. То есть объективность рейтинга нами абсолютно непроверяема.

Второе. Ставить вершинные произведения русского гения Достоевского в один ряд с обычными, весьма средними, произведениями обычной текущей литературы – это уж слишком грубая манипуляция. Да еще и ставить-то не на первые места, а всунуть куда-то в середину: вот, дескать, у нас теперь и покруче Достоевского писатели есть. Или вы имеете в виду исключительно продажи? Тогда так прямо и говорите. Всемирный авторитет Достоевского от этого ничуть не пострадает.

И третье. В реальности ни одна из перечисленных книг ни о Боге, ни о настоящих духовных поисках не говорит. Потому что настоящий духовный поиск как раз и приводит к Богу. То, что мы видим в этих историях – какое-то горизонтальное, плоскостное скитание человеческих душ в этом мире – без исхода, без обретения простой и живой веры. Но в чем причина? Наверное, в том, что эта живая вера не обретена самими авторами…

Рейтинг ЛитРеса высвечивает немало самых разных сегодняшних проблем – духовных, нравственных, культурных и даже ком-мерческих. С последних, самых простых, думаю и стоит начать разговор.

Коммерческий аспект и есть главное содержание этого рейтинга – книги расположены всего лишь по принципу наибольшего скачивания, и называть этот рейтинг художественным – для меня, например, некоторая натяжка. Понятно, что самые новые книги будут вверху списка, тем более книги, распиаренные всеми СМИ. Люди все время хотят нового – и это вечный закон любой эпохи. Каково настоящее художественное значение этих книг, будет ясно лет через 20-30. Останется что-то в истории литературы, или будет благополучно забыто, как забывается 95 процентов написанного – покажет время. В этом смысле романы Ф.М. Достоевского, попавшие в список, существуют уже полтора века и являются, конечно же, исключением. (Кстати, во времена Достоевского совсем не он был властителем общественных дум, а забытые ныне третьестепенные беллетристы.)

Аспект ценностно-культурный не так очевиден, но он абсолютно реален. Наше общество сегодня разделено по отношению к культуре, искусству. Меньшинство считает, что культура должна служить более высоким, чем она сама, духовным ценностям, большинство относится к ней как средству развлечения и отвлечения. В сфере развлечения допустимо всё – потому что всё не всерьез. В сфере развлечения высокая литература становится беллетристикой – и одновременно средством зарабатывания денег, бизнесом. Здесь мы задеваем уже нравственную сферу: меньшинство из пишущих считает, что Слово продаваться не может и не должно, большинство с удовольствием его продает.

В сущности, кроме Достоевского, все перечисленные в рейтинге авторы являются именно беллетристами. Тема духовного поиска используется ими не для того, чтобы помочь читателю прийти к Богу, а для того, чтобы заставить читателя купить книгу. И здесь мы можем перейти к духовному аспекту названных произведений.

Есть в духовной жизни два вида поиска. Один – когда человеческая душа от неизбывной боли, любви, отчаяния устремляется к Богу, потому что ждет только от Него помощи, понимания, успокоения. Это плодотворный поиск и он почти всегда заканчивается настоящей встречей с Источником любви. Ведь Господь – не равнодушный наблюдатель наших мучений, а любящий Отец. Отец не может не выйти навстречу Своему блудному сыну, сколько бы времени тот ни скитался по бессмысленным и греховным земным путям. Но после встречи с Отцом человеку приходится менять свою жизнь, ограничивать себя в грехе. Это, говоря земными терминами, «расплата» за собственное спасение, за встречу с Небом. И на эту расплату, на эту перемену способны только искренние и честные души.

Но есть другой духовный поиск. Лукавый. В нем человек, говоря, что он ищет Бога, на самом деле Его не ищет. И ничего не собирается менять в своей жизни, потому что он весьма удобно устроился в этом мире, на этой земле, и его всё устраивает. Так создается видимость духовного поиска, а точнее – те же самые бессмысленные блуждания по земным путям, в финале которых человек оказывается в той точке, из которой вышел. Именно такой «духовный поиск» мы и наблюдаем в современно поп-литературе, что западной (с которой копируются идеи), что отечественной. Поиск духовности как занятие, даже как профессия – тема, которая неплохо продается.

В этом смысле представленная беллетристика, как ни крути, увы, является духовным обманом. Она никогда не приводит к Богу, к вере. Потому что весьма сомнительна вера самих беллетристов. Духовные путешествия, конечно, занимательны, но какое от-ношение они имеют к моему человеческому отчаянию, к моей боли, от которой я хочу спастись, припав на грудь к моему Отцу? Что мне все индуистские ашрамы, когда мое сердце разрывается от тоски? Нет, это пишется сытыми духовно людьми для таких же досужих людей.

Вот мы и подошли к зерну всех проблем. Это зерно – вера. Всё, что касается веры – парадоксально. Чтобы найти веру, ее надо уже иметь в своем сердце. Если ты не имеешь ее – тебе ее не найти, какой бы «духовный» ты ни делал вид, какие бы термины ты не использовал. И в этом смысле мир всё определеннее делится на две неравные части – верующих и неверующих. Верующих всегда меньше (по многим причинам), но именно они оказываются солью земли, когда нужно идти на подвиг, на жертву, на крест. Потому что они живут по большому счету, а Богу нужно от нас, чтобы мы жили именно по большому счету. Именно верующими Господь и будет спасать мир, когда это потребуется. Так, как Он делал это уже неоднократно. А то, что это потребуется, вряд ли у разумных людей вызывает сомнения…

Так что же, всё так безнадежно в нашей сегодняшней литературе? Ничего подобного. В ней есть настоящие писатели, которые, я верю, останутся в истории хотя бы несколькими своими произведениями. Они вряд ли когда-нибудь будут занимать верхние строчки очередного рейтинга продаж – сегодняшний мир не любит говорить всерьез о серьезном, не любит жить по большому счету. Но для каждого человека рано или поздно наступает момент, когда хочется услышать теплое слово, слово добра, слово веры. И эти слова веры сказаны талантливыми авторами.

Назову хотя бы несколько имен.

Юлия Вознесенская. «Мои посмертные приключения». Тема посмертного опыта души поднята и воплощена лет на десять раньше акунинско-борисовского «Там…»

Виктор Николаев. «Живый в помощи…». Пронзительная история офицера-«афганца», его тяжелого военного опыта, духовного кризиса и обретения подлинной веры.

Александр Сегень. «Поп». История псковского священника периода оккупации, по которой снят замечательный фильм Владимира Хотиненко.

Андрей Убогий. «Моя хирургия». Невыдуманные истории врача-хирурга, который всю жизнь работает на границе жизни и смерти и, как искренний человек, не может не прийти к вере.

Александр Орлов. «Купель покаяния». Сборник рассказов талантливого и честного прозаика, в которых даже самый искушенный читатель найдет для себя много удивительного.

Павел Кренёв. «На Севере, на Летнем берегу». Светлая и трогательная книга о Русском Севере, в которой читатель услышит настоящую русскую речь и увидит мир, построенный на основах любви и веры.

Среди перечисленных писателей есть лауреаты Патриаршей литературной премии, но не этот формальный признак является главным. Самое главное – живая и искренняя вера, которая льется со страниц их книг. Это именно тот духовный поиск, который действительно приводит к духовному опыту, к Богу.

Так что далеко не всё потеряно!

И все же будем честны: в мире есть много путей, которые всего лишь симулируют подлинный духовный поиск.