Я росла в верующей семье. Нет, не так. Я росла в семье, которая жила Церковью, служила в Церкви. Естественно, мне покупали православные книги. Естественно, большая их часть – жития святых, интерпретированные для детей.
Некоторые из них я очень любила. Например, великомученицы Екатерины. Оно было интересно написано – легко, даже захватывающе. Или благоверного князя Александра. Или великомученика Георгия. А были откровенно скучные книжки. При том что читала я много, с упоением, а телевизора дома не было вовсе.
Скучные книжки выглядели очень красиво. Это были переложения «Четий Миней», разделенные на шесть томов. Глянцевые яркие переплеты с образами святых – и лишенный эмоций, наполненный устаревшими оборотами сухой текст. Жития подразделялись по месяцам, каждое завершали тропарь и кондак святому. От чтения этих томов я откровенно отлынивала, тяготилась им, мечтала быстрее закончить и вытащить из-под подушки очередной том «Нарнии» или «Властелина колец».
Всё это я вспомнила не так давно – когда передо мной встал вопрос о чтении моим собственным детям. Их жизнь сейчас очень отличается от моей в их возрасте. Мы с мужем работаем в светских учреждениях, в храме всей семьей бываем по выходным и на большие церковные праздники. Дети смотрят мультики, ходят в детский сад: огромную часть впечатлений и пищи для ума они получают не в Церкви. И это меня тревожит.
Мне хочется, чтобы эти стены были для них родными, чтобы лики святых говорили – как это было со мной в детстве. Чтобы дочки и сын знали и хотели узнавать о Боге и о святых.
Сначала я рассказывала немножко, показывая на иконы в храме, перед тем, как приложиться к ним вместе с ребенком. Но это не всегда удобно – можно помешать другим молящимся, смутить их, да всего и не расскажешь, держа на руках увесистого четырехлетку. В домашней обстановке такие рассказы как-то не очень шли – у детей всегда куча планов и дел. Оставалось чтение.
Они очень любят слушать книжки. Но иногда бывает так: начинаешь читать и понимаешь – не идет. Твое вежливое чадо сидит рядом, периодически легонько поерзывая тем местом, на котором сидит. Может быть, даже чадо слушает. Только вот не слышит. Не отзывается сердцем. Скучно ему.
Как-то я не поленилась, взяла увесистую стопку книг с житиями святых для детей и внимательно их просмотрела. И сделала следующие выводы.
• Большая часть из них написана для школьников. Обширная фактология делает их неподъемными даже для очень усидчивых и очень развитых 4–5-летних ребят: они просто путаются и теряют нить повествования.
• Многое написано стилем, далеким от современного ребенка и чуждым ему. Он так не общается. Ни дома, ни в садике, ни даже в воскресной школе.
Я понимаю, что мне могут возразить: книги действительно не рассчитаны на дошкольников. Как рассказать, например, о святителе Алексии Московском, опуская вехи его биографии? А они крепко-накрепко связаны с историей России. Поэтому подождите, мамаша, подрастет – сам прочитает.
В том-то и дело: навряд ли прочитает. Мы, православные родители, хотим, чтобы наши дети были не чужими в Церкви. Мы их сызмальства носим к Святому Причастию, мы придерживаем ручонку со свечкой, которую они неловко пытаются поставить, мы видим, как они трогательно пытаются креститься, целуют крестики, вырезанные на аналоях…
Мне очень хочется, чтобы мои дети знали и любили святых. Ведь святые живы, и важно воспринимать их именно так. Не формально, не абстрактно – как какую-то культурологическую или историческую единицу, а как реального живого человека, который предстоит перед Богом.
Недавно мы нашли такую книжку. Причем житие это – сложная и тонкая материя, связанная с таким периодом русской истории, который и взрослым осмыслить непросто. Житие Царственных Страстотерпцев.
Честно говоря, мне, ярой противнице замалчивания, розовых очков и возведения вокруг ребенка всяких там иллюзорных стен (никаких страшных и тяжелых тем, только бабочки-цветочки, зайчики-белочки)… – мне было очень сложно рассказывать старшей дочке о семье последнего русского императора. Потому что даже для взрослого человека мысли о расстреле в подвале Ипатьевского дома – стресс. И мне просто не хватало духу рассказать всё как есть. Говорила какими-то общими фразами, переводила тему…
А потом мы нашли книгу Елены Литвяк «Праздник белого цветка». Прочитали ее на одном дыхании. Дочь не задавала вопросов. Ходила, молчала, осмысливала. А в храме потянула меня к иконе Страстотерпцев. А потом у нас был серьезный и интересный разговор. И, как я поняла, самое главное, что ее поразило, – святость присуща людям. Обычным, живым и слабым людям. Таким же, как и мы.
Книга написана очень просто, прозрачно, но совсем не примитивно. Она, мне кажется, и рассчитана на тех ребят, которые еще не учатся. Повествование разбито на маленькие главы с интересными, завлекающими названиями: «Сказка из-под кровати», «Зонтик уплыл!», «Когда я буду царем…» Хороши иллюстрации – и фотографии, и легкие акварельные наброски.
Начало дочку по-настоящему заинтриговало: «Жили-были царь, царица и их дети. Ты думаешь, начинается сказка? Нет, не сказка. Раньше, давным-давно, был у нас в России царь. Не сказочный, а настоящий…» К принцессам она неравнодушна. А тут принцессы – настоящие, живые, такие же девочки, как и она! Они учатся, балуются, вредничают, помогают, любят родителей и любимы ими. Это то, что называется «разрыв шаблона»: раньше дочка представляла себе принцесс только по книжным иллюстрациям и мультфильмам.
В книге множество интересных подробностей: скромная одежда царевен, их игры, семейный досуг, отношения с мамой, папой, другими детьми. Ребенок сравнивает, сопоставляет это всё со своей жизнью. Очень жалеет Цесаревича. Негодует, слушая, как обижала семью охрана. Поражается тому, что в ответ на оскорбления царевны сделали рождественские подарки своим тюремщикам. Делает для себя какие-то выводы.
Очень деликатно и одновременно понятно Елена Литвяк рассказывает о войне, революции, отречении Николая II. Просто и правдиво, без ужасов, но и без кокетства и замалчиваний говорится о мученической кончине Царской семьи.
Об этой книге мне хочется сказать: ничего лишнего. Во всех смыслах. Ничего наносного, слащавого, елейного. Ничего травмирующего ребенка при всей тяжести темы. Очень цельный и светлый рассказ. Рассказ, который помогает ребенку не просто узнать, а полюбить, подружиться с темой, принять ее сердцем. Спасибо автору за это!
Православие.ru