Святитель Димитрий Ростовский: кем он был и почему так дорог России? Смиренный и трудолюбивый инок, мудрый и добрый пастырь. Богослов, проповедник, историк, духовный писатель, педагог. Гражданин в самом высоком смысле этого слова. «Жития святых», написанные им, читались по всей России: от простой крестьянской семьи до семьи императора. И сегодня эти книги – наше культурное наследие.
В 1752 году произошло открытие и освидетельствование мощей Димитрия Ростовского (1651–1709 гг.), митрополита Ростовского и Ярославского. В 1757 году совершилась его канонизация. После этого важного для православного мира события в храмах по всей стране начали возводить приделы в честь свт. Димитрия. Существовал такой придел и в Никольской церкви Сретенского монастыря
«И вы, дети, такожде молитеся»
Димитрий Ростовский – в миру Даниил Саввич Туптало (Савич) – родился в 1651 году в благочестивой семье, жившей в селе Макарово, недалеко от Киева, и был крещен с именем Даниил. Отец Савва Григорьевич, казачий сотник, в старости бывший ктитором киевского Кирилловского монастыря, принял монашеский постриг. Мать Мария Михайловна была женщиной набожной и доброй. Сестры Димитрия – Памфилия, Феврония и Параскева – основали киевский Иорданов монастырь и преемственно являлись его игуменьями.
С 1660 года семья обосновалась в Киеве. В этом городе Даниил в течение трех лет, с 1662 по 1665 год, учился в Киево-Могилянской коллегии – высшем учебном заведении, которое было основано на базе Киевской братской школы при Киево-Братском Богоявленском монастыре. Затем он поступил в Кирилловский монастырь, где в июле 1668 года был пострижен в монашество с именем Димитрий. В марте следующего года произошло его рукоположение в диакона. Через шесть лет в Гусынском во имя святой Троицы монастыре (Черниговская область) Димитрий был рукоположен в иерея. В этой обители отец Димитрий пробыл до 1677 года, являясь кафедральным проповедником. Тогда же проявились не только его высокие нравственные достоинства, но и ученость и дар слова.
В 1677 году отец Димитрий отправился в Новодворский монастырь, чтобы поклониться его святыне – Новодворской иконе Божией Матери. Согласно преданию, эта икона была написана самим митрополитом московским Петром. Затем путь святителя лежал в Вильно (Вильнюс) и в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь (Тройчанский монастырь) – центр православия на белорусско-литовских землях, основанный в 1445 году. В этой древней обители иерей Димитрий пробыл год, являясь проповедником Слуцкого Преображенского братства. В январе 1679 года он уехал в Чернигов, в ставку гетмана Ивана Самойловича Самойловича, который не только был лично знаком с ним, но и относился к отцу Димитрию с великим уважением.
С 1681 года начинается игуменское служение отца Димитрия
С 1681 года начинается игуменское служение отца Димитрия: сначала в Максаковском Преображенском монастыре, затем в Николаевском Крупицком монастыре, что расположены в районе Чернигова. Через несколько лет из Киево-Печерской лавры от архимандрита Варлаама пришло приглашение посетить обитель. Архимандрит Варлаам поделился мыслями о давно задуманном: составить жития святых, поручив это дело отцу Димитрию.
В апреле 1684 года он поселился в монастыре, стал проповедником Киевского Богоявленского братства и в начале лета по благословению архимандрита Варлаама начал работать над «Книгой житий святых».
Однако написание книги было не единственным делом отца Димитрия. В 1686 году он возвратился в Чернигов и по благословению митрополита Гедеона вновь стал наместником Николаевского монастыря. Через какое-то время была напечатана первая часть его агиографического труда. В 1690 году за 1-й том «Житий святых» его удостоили благословенной грамоты патриарха Адриана.
Святитель Димитрий понимал, что необходимо все свое время и внимание посвятить работе по написанию житий святых, поэтому зимой 1692 года он оставил послушание наместника и уединился в отдельной келье. В начале мая следующего года отец Димитрий уехал в Киево-Печерский монастырь, чтобы наблюдать за тем, как печатается второй том книги, вышедший в 1695 году. До этого события он был игуменом Глуховского Петропавловского монастыря в нынешней Сумской области, а через пять лет, уже будучи архимандритом, получил новое назначение – в Новгород-Северский Преображенский монастырь (Черниговская область).
В 1700 году царь Петр I обратился к Киевскому митрополиту с вопросом о достойном человеке для Сибирской кафедры, который мог бы вести просветительскую деятельность среди язычников, каковых было много на территории Сибири. Митрополит рекомендовал архимандрита Димитрия как одного из самых достойных. После чего последовала личная встреча с царем и утверждение кандидатуры. В конце марта 1701 года отец Димитрий был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского. Однако здоровье не позволило ему добраться до столь далеких земель, и управлять епархией пришлось из Москвы, из Чудова монастыря. Царь Петр I посетил митрополита Димитрия во время болезни. Понимая его состояние и необходимость закончить труд над «Книгой житий», государь отменил свой указ о назначении его в Тобольск.
В январе 1702 года святитель Димитрий назначается митрополитом Ростовским и Ярославским. По приезде в Ростов он посетил Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. В церкви Святой Троицы владыка указал место своего погребения: юго-западный угол храма. В Успенском соборе Ростова он приветствовал паству словами, что прибыл для службы людям и для молитвы обо всех. Однако митрополит Димитрий не представлял истинной ситуации, которая царила здесь. Ему пришлось столкнуться с необразованностью и недобросовестностью духовенства, с ужасающей невежественностью прихожан, поэтому много времени и сил пришлось тратить на просвещение и воспитание. С этой целью под руководством святителя Димитрия в 1702 году в Ростове открылась трехклассная Грамматическая школа, в которой преподавали азбуку, чтение, письмо, катехизис, стихосложение, пение по нотам, греческий и латинский языки. В этой школе был даже свой театр, декламации и драмы для которого писал святитель Димитрий в 1702–1704 годах.
Святитель приветствовал паству словами, что прибыл для службы людям и для молитвы обо всех
В епархии этот период ознаменуется возведением новых церквей, многие из которых освящал сам святитель Димитрий. В это время он заканчивал свой труд над «Книгой житий святых», который с перерывами длился 20 лет. Вторая книга была закончена в 1690 году, напечатана в 1695-м. Третья книга – в 1700 году. Четвертая – в 1705-м. Каждая книга содержала жития святых за три месяца. Тома включали 664 жития: 24 жития – описания жизни и подвигов ветхозаветных святых; 571 – общеславянских; 65 – русских; 4 – южнославянских. В Синодальную библиотеку святитель Димитрий передал более 300 книг. Цифра для тех лет фантастическая!
Жития Святых (Четьи-Минеи) святителя Димитрия Ростовского с рукописным автографом автора, 1706 г. Из архива ФГУК ГМЗ «Ростовский кремль».
|
Кроме того, святитель Димитрий писал дидактические и повествовательные тексты, посвященные истории и прославлению важнейших христианских праздников и святых. Не стоит забывать и о том, что он – автор проповедей, драм, песен, попавших в том числе и в Богогласник – сборник религиозных песен XVIII века, исполняемых вне церковного обряда. Первый церковный Богогласник был напечатан в 1790 году.
Близость Ростова Великого к Москве позволяла святителю Димитрию в 1705–1706 годах совершать службы и проповедовать в храмах Первопрестольной. В 1707 году его здоровье ухудшилось. В ночь на 28 октября 1709 года он скончался. Погребение было отложено до 15 ноября, так как все находились в ожидании приезда друга святителя Димитрия – местоблюстителя патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского), который должен был отпеть и похоронить его. Погребение прошло в Троицком храме Спасо-Яковлевского монастыря. Согласно указаниям Монастырского приказа должно было сделать каменный гроб и устроить каменный склеп. Вместо этого мощи святого положили в деревянный гроб, в который поместили черновики его незаконченных произведений, а над могилой поставили деревянную гробницу.
В 1752 году чугунный пол над могилой святителя Димитрия осел. В ходе ремонтных работ произошло обретение мощей святого и их освидетельствование, которое провел митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич). Для мощей была сделана каменная гробница. Более чем через четыре года произошла официальная канонизация святого.
Святитель Димитрий стал первым святым к общерусскому почитанию в Синодальный период. 1 апреля 1757 года состоялось прославление митрополита Димитрия в лике святых. 21 сентября, день обретения мощей, а также 28 октября, день кончины, объявили днями его особого молитвенного почитания.
По велению императрицы Елизаветы Петровны в 1758 году для мощей святителя Димитрия Ростовского была изготовлена рака из серебра, добытого на Колывано-Воскресенских рудниках (Алтай). На раке была выгравирована эпитафия святителю Димитрию, написанная Михаилом Ломоносовым. В эпитафии были такие слова: «Написав жития святых, сам в лике оных вписан быть удостоился в лето 1754, апреля 9 дня».
Для облачения мощей сшили ризы из золотой парчи. В 1763 году на торжествах переложения мощей в новую раку присутствовала императрица Екатерина II. С 25 мая 1763 года и по 1917 год совершался крестный ход от Успенского собора ростовского архиерейского дома к Спасо-Яковлевскому монастырю.
В 1909 году в обители готовились к 200-летию со дня кончины святителя Димитрия. Для торжеств был выбран более просторный храм – Димитровский. Для этого мощи святителя перенесли из Зачатьевского собора в Дмитровскую церковь. Так возникла традиция пребывания мощей святого в двух храмах: в холодное время года – в Зачатьевском соборе, в теплое – в Димитровской церкви. Эти факты подтверждают документы 1910 года.
После 1917 года службы разрешалось проводить только в Яковлевской церкви. В 1919 году монастырь вместе со зданиями и церковной утварью был признан памятником древнерусского искусства и поступил в ведение Музейного отдела Наркомпроса. В 1920 году рака с мощами была вскрыта, и произошло освидетельствование мощей. В 1930 году мощи святого входили в экспозицию Ростовского Кремля, затем хранились в его запасниках.
В 1991 году монашеская жизнь в Спасо-Яковлевской обители была возобновлена, а мощи святого возвращены. С 2009 года они выставлены в самом большом и парадном храме обители – во имя святителя Иакова Ростовского, – построенном в 1794–1801 годах на средства Н. П. Шереметева. Мощи помещены в раку, изготовленную ювелирами и эмальерами из серебра с золочением, с перегородчатыми расписными эмалями и пластинами знаменитой ростовской финифти.
Рядом с мощами находится келейная икона святителя Димитрия – чудотворный Ватопедский образ Божией Матери «Отрада, или Утешение», перед которой святитель скончался во время ночной молитвы, стоя на коленях. Эта икона создана русским мастером в середине XVI века.
Надвратный храм – «Богу в охрану»
Строительство надвратных храмов – уникальное явление, свойственное древнерусской архитектуре. Однако в Византии для Божественной защиты крепостных стен устанавливались иконы. Внутрибашенные церкви строились и на Афоне. Стоит вспомнить о явлении иконы Богоматери «Иверская», которая, по преданию, приплыла по морю из Никеи. Она была установлена на воротах монастыря, а затем перенесена в построенный для нее надвратный храм Богоматери Портаитиссы, то есть Вратарницы. Эти храмы можно назвать предшественниками древнерусских надвратных церквей. При этом, как считают исследователи, они обрели другую трактовку. Надвратные храмы возносились на ворота, что было не свойственно обителям Святой Горы. Кроме того, в монастырях надвратные церкви строились после того, как в нем появлялся главный храм. Но во всех правилах всегда есть исключение. И многие монастыри имеют свою оригинальную планировку. Это отличает и Сретенский монастырь.
Строительство надвратных храмов – уникальное явление, свойственное древнерусской архитектуре
Одним из самых ярких исторических примеров является надвратная Благовещенская церковь Золотых ворот «Ярославова города» Киева, которая появилась несколько позднее самих ворот. Ризоположенская церковь на Золотых воротах «Нового города» и церковь Иоакима и Анны над воротами детинца во Владимире. В XVI веке надвратные храмы уже сооружаются по всей Руси, особенно активно их строительство идет в Московском государстве. Следующее столетие ознаменует новый всплеск этого вида культового зодчества. Но все-таки кремль и монастырь имеют разную историю архитектурного развития.
Так, каменные ограды со Святыми воротами вокруг монастыря стали строить повсеместно только с середины XVI века, и особенно активно – во второй половине XVII века. Обители обрели вид крепости. В этом усматривается государственная идея оборонительного характера. Так в последней четверти XIV века для обороны Москвы на дорогах, ведущих к Кремлю, возникли такие монастыри, как Симонов, Петровский, Рождественский и Сретенский. Ранее были построены Зачатьевский и Андроников монастыри. Таким образом, вокруг Москвы появилось кольцо передовых аванпостов.
Но не все монастыри являли собой мощный оборонительный объект. При этом стены всех обителей становились символом отгороженности от суеты внешнего мира, подобно Небесному Иерусалиму. Надвратная церковь над главным входом в монастырь, то есть над Святыми воротами, увенчанными иконой, имела сакральный смысл: прежде всего, это небесная защита обители от бедствий и врагов для ее насельников, которые как бы отдавались «Богу в охрану».
Никольская церковь в Сретенском монастыре
Сретенский монастырь возник около 1395 года и как бы окружил два древних храма – преподобной Марии Египетской (1385) и Владимирской иконы Божией матери (1395). При этом монастырская каменная стена возникла только в 1586 году. Таково было веление царя Федора Иоанновича. Очевидно, что стена строилась поэтапно, ветшала и вновь подновлялась. Этот факт доказывают документы более позднего периода.
Никольская церковь, 1929 г. Sobory.ru
|
Так, в апреле 1763 года в описи Сретенского монастыря, составленной лейб-гвардии капитан-поручиком Л. Талызиным, значилось: «По передней стене по большой улице от святых ворот и колокольни каменной ограды длины 30 сажен. В том числе ветхой 8 сажен, на упалом месте загорожено забором 4 сажени 3 аршина 3 четверти. На другую сторону к валу Белого города длина ограды 23 сажени, в том числе ветхой 11 сажен. В третью сторону от огорода монастырского к братским кельям ограда длиною 19 сажен».
Данный документ появился после введения церковно-имущественной реформы и учреждения Особой комиссии от 1762 года, целью которой было выяснение истинных доходов от церковных и монастырских имений.
Задолго до этого события, в 1688 году, в Сретенской обители отстроили храм во имя святителя Николая. Особенностью его расположения было то, что он стоял не внутри монастырской территории, а по линии улицы Сретенка, а также – не над Святыми воротами, а рядом с ними. Это был одноглавый храм с трапезной, попасть в который можно было через Святые ворота, расположенные под шатровой колокольней. С левой стороны к колокольне примыкала часовня Владимирской иконы Божией Матери, а со стороны внутреннего двора – Гостевая палата. Колокольня и Никольская церковь стояли близко друг к другу, но все-таки отдельно.
После сильнейшего Троицкого пожара 1737 года пострадавший Никольский храм был вновь отстроен. Но произошло это только в 1745 году. Появились в нем и два новых придела. Один – во имя всех святых, второй – во имя Димитрия Ростовского.
Для последнего возводится пристройка, соединяющая колокольню и Никольскую церковь. Средства выделила бригадирша Параскева Григорьевна Карина (в некоторых источниках – Корина). Сохранилась ее переписка с митрополитом Тимофеем: «Обещание мое есть в московском Сретенском монастыре в трапезе (храма святителя Николая), для поминовения предков моих, построить придел во имя Димитрия Ростовского, который и благолепием украсить, а когда придел построен и освящен будет, тогда в придел свечи и ладан и прочее потребное буду производить своим иждивением»
Осенью 1761 года придел был обустроен и готовился к освящению. В это время в Сретенский монастырь был назначен новый настоятель – иеромонах Маркел из Чудова монастыря, который был настоятелем Сретенской обители по 1765 год. 13 сентября он был возведен в сан игумена в монастырском храме Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. 19 сентября 1761 года игумену Максиму предписывалось передать по описи имущество Сретенской обители игумену Маркелу. 11 ноября он освидетельствовал новый придел в трапезной Никольской церкви и сообщил митрополиту Московскому и Калужскому Тимофею, что все готово к освящению. К сожалению, описания этого события не сохранилось.
Очевидно, что в приделе находилась икона святителя Димитрия Ростовского. Иконы-портреты святителя стали создаваться после его канонизации. В одном из сюжетных изображений святитель стоит рядом с письменным столом, на котором лежит раскрытая книга. Какой именно была икона в приделе Никольского храма Сретенского монастыря – неизвестно.
В 1832 году придел в честь Димитрия Ростовского упразднили. Причиной стала необходимость расширить пространство Никольского храма. Дело в том, что в монастыре в зимнее время отапливалась только эта церковь, поэтому должна была вмещать большое число людей. Но по своим размерам она была небольшой и очень тесной. Впоследствии о существовании придела напоминал установленный на его месте большой крест-Голгофа, символизирующий жертву, которую совершил Иисус Христос для спасения всех людей.
Прошло менее ста лет. В 1928 году приход Сретенского монастыря был ликвидирован. В том же году снесена монастырская стена, колокольня над Святыми воротами, храм Марии Египетской и надвратный Никольский храм. Но разве кто-то имеет силу, от которой стихнут молитвы?
Ольга Сокиркина