Ориген Адамант – греческий христианский теолог первой половины III века по Рождестве Христовом, философ, ученый, основатель библейской филологии. Автор терминов «Богочеловек» и "ипостась".
Учение Оригена было осуждено V Вселенским Собором (553) как ересь, между тем весьма велико его влияние на отцов Церкви и богословов, в православности которых никогда не было никаких сомнений.
Образование Ориген получил в христианском катехизическом училище, основанном Пантеном, и учился у Климента Александрийского. В период гонений на христиан при правлении императора Септимия Севера Ориген стал на время руководителем этой школы. Решив углубить свое философское образование, он стал учиться у Аммония Саккаса, у которого, кстати, учился и Плотин.
Изъяснение Священного Писания было преимущественным занятием неутомимого Адамантия в течение всей его сознательной жизни. Ориген первым среди христианских авторов разработал и применил теорию толкования священных текстов. Его произведения отличает активное использование аллегорического метода при истолковании как приниженно-бытовых, так и нейтрально-информативных деталей повествования Св. Писания.
От раннехристианских авторов (св. мч. Иустина-Философа, Тертуллиана, сщмч. Иринея Лионского) Ориген активно воспринял типологический метод раскрытия духовного понимания "великой тайны, коей преисполнены Христос и Церковь" (Гом. на Бытие II, 6). Это позволило Оригену наполнять расширенное аллегорически-иносказательное толкование Ветхого Завета христианским содержанием.
Гомилии, т.е. проповеди, на Бытие относятся к зрелому периоду церковной деятельности Оригена, сложившегося к этому времени учителя и богослова. В основу своей экзегезы в Гомилиях Ориген кладет принцип пользы для своего слушателя: Св. Писание во всех его смыслах должно назидать людей. В Гомилиях мы не встретим тех положений оригенизма, корторые сильно отступали бы от Предания Церкви.