Ангел с мечом джедая

Ангел с мечом джедая
Фото: Алиса Власова

В издательстве «НИКЕЯ» появилась новинка – книга для детей «Священная история от Адама до меня», иллюстрированная Евгением Подколзиным. Мы решили поговорить с диаконом Ильей Кокиным, автором этой книги – о Библии, мультфильмах, детях и о том, что имел в виду Христос, когда говорил: «Будьте как дети».

 

 43.png– Расскажите, пожалуйста, о создании этой книги. Как она появилась на свет?

– Честно говоря, я подключился к созданию этой книги на самом последнем этапе. Идея книги зародилась еще 5 лет назад у Николая Бреева и Владимира Лучанинова. Тогда же художник Евгений Подколзин сделал замечательные иллюстрации, но дальше этого дело не пошло. Но когда год назад в издательстве появился я, мне предложили к готовым иллюстрациям написать текст. С одной стороны, это, конечно, упростило задачу, потому что вся драматургия будущей книги уже была выстроена, но с другой стороны, всё это задавало дополнительные границы – есть готовая картинка, и на текст отводится четко определенное пространство.

– Но «Священная история: от Адама до меня» это не только книга, но еще и мультфильм.

– Да! Как только я увидел иллюстрации, первое, о чем я подумал: было бы здорово превратить их в мультфильм. И эта задумка долгие месяцы не оставляла меня. Наконец, была создана команда аниматоров, придуман сценарий (по тексту мультфильм представляет собой ¼ часть книги) и к Рождественским чтениям был создан 22-минутный мультфильм. Иллюстрации получились очень креативные и остроумные, под стать им был и текст – местами я позволял себе добавить щепотку веселья в происходящее. А в мультфильме мы пошли еще дальше. Например, ангел, охраняющий вход в рай, изображен со световым мечом джедая (ну а как еще должен выглядеть огненный меч?)

– Ведь это не первая ваша книга для детей, расскажите, пожалуйста, о вашем большом просветительском проекте.  

– Пожалуй, главным моим «детищем» на сегодня является учебное пособие «Жизнь и учение Иисуса Христа». Проект до сих пор продолжает развиваться, например, год назад вышло методическое пособие для учителя и видеокурс (если интересно, можно подробно узнать о пособии на сайте detovoditel.ru), но первое издание увидело свет в 2013 году. Это такие здоровенные, толстенные книженции – почти пятьсот страниц! Звучит страшно, но на самом деле все сделано очень «вкусно», а главное – подросткам интересно учиться. Сегодня самой серьезной проблемой, с которой сталкиваются воскресные школы, является то, что малыши с интересом посещают занятия, а подростки покидают школу, им не интересно, скучно. Но в этом пособии все сделано так, чтобы увлечь (не развлечь, а именно увлечь) подростка – учебник прекрасно иллюстрирован, мы используем разные форматы подачи материала, которые можно по-разному комбинировать на уроке. Учебник написан просто, без сюсюканья, без зауми, но при этом глубоко и проникновенно (если честно, совершенно не свойственным для учебников тоном). 

– Какая большая работа была проделана!  

– Это еще не все, самая главная "фишка" пособия, конечно, — это рабочая тетрадь. Если над учебником работал один художник, то над тетрадью — четверо. В отличие от большинства аналогов, она цветная, и тоже очень красочно оформлена. А любой ребенок прекрасно знает, что красивую вещь «испортить» гораздо приятнее, чем некрасивую. Ведь в тетради можно калякать, рисовать что-то, вырезать, клеить и т.п. Здесь много творческих, инновационных заданий, что очень нравится ученикам, да и учителям тоже. Например, ученик должен построить маршрут до Иерусалима из разных городов Средиземноморья (как бы он в 1 веке добирался на праздник Пасхи). В другом задании нужно вырезать изображение священных предметов из Иерусалимского Храма и правильно их расположить.

Или вот, задание к теме о воскрешении праведного Лазаря. На картинке изображена гробница Лазаря и вокруг какие-то микрофоны, камеры, диктофоны. В задании говорится, что если бы это событие произошло сегодня – воскрес человек, который четыре дня официально считался бы мертвым, то это стало бы мировой сенсацией. Об этом все бы говорили –и печатные СМИ, и телевидение, и интернет. Мы предлагаем ученику попробовать себя в роли журналиста. В хрестоматии у нас есть фрагмент Евангелия от Иоанна, где это событие подробно описано — это свидетельство очевидца. Детям дается макет статьи, надо придумать название, но не какую-нибудь пошлость, как это часто можно увидеть в интернете: «Мертвец встал из гроба: все в шоке!», а что-то все-таки посимпатичнее; написать вводный текст, и собственно статью. И также детям предлагаются различные варианты иллюстраций для этой статьи.

74.png

А вот притча о блудном сыне представлена у нас в виде комикса, дети должны в небольшие облачка вписать диалоги героев, облачка небольшие и писать нужно лаконично, это продиктовано самим жанром комикса. Когда мы записывали видеокурс, мы выполняли это задание в классе, мне запомнилась последняя сцена – старший сын приходит к отцу, и в Евангелии он выдает очень длинный текст о том, что он всю жизнь помогал отцу, а тот даже козленка ему на праздник никогда не дал, а пришел младший сын, который все промотал, и для него отец устроил большой праздник. И вот нам надо было все очень лаконично сформулировать. Мы долго решали, как сократить, в итоге у нас старший сын говорит: "Почему одним всё, а другим – ничего?!" Благодаря этому заданию происходит очень важная вещь – происходит творческое переосмысление евангельского текста и эмоциональное закрепление пройденного материала.

Есть в тетради даже настольные игры. Вот, например, игра в морской бой, где каждый кораблик — это какая-то страсть: четырехпалубник — это гордость, самый большой грех, самая большая страсть; трехпалубники — это уныние, зависть и т.д. Можно играть с соседом по парте и заодно помогать ему бороться со страстями:

— А-8!

— Ой, ты ранил мою гордость!

 Недавно в Подмосковье я проводил презентацию, ко мне подошла женщина-педагог и сказала, что уже давно преподает по этим пособиям. И вот когда они дошли до этого задания, они пол-урока весело играли в морской бой, а оставшуюся половину урока рассуждали о том, как можно назвать снаряд или торпеду, которой можно поразить корабль по имени «Гордость», как можно назвать снаряд, которым можно потопить «Уныние». Это очень здорово, что педагоги начинают развивать тот творческий потенциал, который заложен в пособии.

Когда я начал преподавать по этому учебнику в школе, среди детей провели опрос на тему того, какие предметы больше всего им нравятся. И вскоре меня вызвал директор и сообщил, что мой предмет занял второе место после физкультуры. 

un.png

– Как вам это удалось?  

– Нужно всегда отталкиваться от того, что интересно детям. Я придерживаюсь такого правила: если ты заявил какую-то тему, и вдруг появляется вопрос, который уводит от этой тему куда-то в сторону, надо оставить на следующий урок то, что ты хотел рассказать, и говорить о том, о чем дети спрашивают сейчас, потому что сейчас им интересно именно это.

Работа с детьми всегда предполагает спонтанность. Знаменитый психолог, Якоб Морено, который является родоначальником психодрамы, — ввел понятие "спонтанность" как критерий здоровья души. Он дал этому понятию замечательное определение: «спонтанность — это умение адекватно реагировать на каждую новую ситуацию; и каждый раз по-новому — на какую-то стандартную ситуацию». Дети как раз учат нас этой спонтанности. 

Мне кажется, что и Христос говорил, что надо быть как дети, именно в каком-то таком смысле. Потому что мы за годы своей жизни создаем очень много фильтров между собой и реальным миром. У детей этих фильтров, этих «крепостных стен» еще нет. Они общаются и с окружающим миром и с другими людьми непосредственно. В этом и заключается интерес работы с детьми. Вроде бы ты приходишь в класс как учитель, но напротив сидит десяток твоих учителей. 

ur1.png

– А зачем это всё: игры, ребусы, кроссворды? Или вот эта книга «Священная история от Адама до меня». Неужели нельзя просто с детьми почитать Евангелие и обсудить возникающие вопросы?  

– Понимаете, каждому поколению приходится заново переводить Евангелие. Это — очередная попытка, как мне кажется. Ведь описанное в Евангелии происходило далеко-далеко и много лет назад, и каждое поколение нуждается в мостике к тем событиям. Со временем этот мостик должен удлиняться и перестраиваться. Современный ребенок должен понимать, что Евангелие — это не глава из истории древнего мира, и тем более не миф, оно написано для него и про него.

Беседовала Юлия Мялькина

Фото: Алиса Власова