В одном из ведущих вузов города Севастополя на протяжении нескольких лет преподаватели и студенты создают интерактивные образовательные и просветительские проекты. В этом году свет увидела новая уникальная цифровая разработка под названием «Евангелие. Образы и образа», предназначенная для изучения шедевров русской живописи и иконописи в контексте обращения к знаменитым евангельским сюжетам. Проект, задуманный как многосерийный, направлен на молодую аудиторию и затрагивает фундаментальные христианские догматы и ценности, вопросы морали и нравственности, этического и эстетического восприятия мира через искусство.
О педагогических подходах в вопросах духовно-нравственного воспитания, диалоге с молодежью о Православии, культуре и душе в условиях современного мира мы поговорили с директором Севастопольского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, доктором медицинских наук, профессором Игорем Андреевичем Шевчуком
И.А. Шевчук выступает перед учащимися с проектом
– Игорь Андреевич, расскажите об истории создания проекта и той площадке, где он стал разрабатываться.
– Российскому экономическому университету им. Г.В. Плеханова в 2024 году исполнилось 117 лет, а его южному образовательному форпосту – Севастопольскому филиалу – 20. Всё это время наш филиал представляет лучшие традиции в сочетании с передовыми инновациями российского экономического образования. При этом мы строим обучение и воспитание наших студентов на базе традиционных культурных ценностей нашего отечества.
Именно поэтому силами сотрудников Севастопольского филиала РЭУ была создана Севастопольская региональная общественная организация «Центр духовно-нравственного и патриотического воспитания “ГРИФОН”», основная цель которой – развитие системы непрерывного духовно-нравственного просвещения и воспитания молодежи, базирующейся на нравственных ценностях нашей страны, ее духовном наследии и культурно-историческом фундаменте, современных педагогических концепциях, подходах, технологиях.
«ГРИФОН» курирует работу Цифровой лаборатории филиала, реализуя разноплановые проекты: документальные патриотические фильмы, экологические, образовательные и духовно-просветительские интерактивные проекты – все они получили широкую поддержку не только в регионе, но и за его пределами, став победителями различных конкурсов. В работе над этими проектами задействованы не только наши преподаватели, но и студенты.
Говоря о духовно-нравственном воспитании, за годы работы мы старались дискутировать с молодежью на понятном языке, обсуждая через наши проекты различные темы. И если с вопросом о нравственности в нашем диалоге мы приходили к общему пониманию, то разговоры о душе обязывали нас найти взвешенный, аккуратный и оправданный педагогический подход к обсуждению вопроса, в результате применения которого самым главным было – не вызвать отторжения.
Учитывая тот замечательный факт, что с 2008 года в Севастопольском филиале работает ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» и все это время мы находимся в добром сотрудничестве с Государственным Русским музеем, а также основываясь на опыте создания цифровых проектов, нами было принято решение о создании многосерийного интерактивного духовно-просветительского проекта «Евангелие. Образы и образа».
И.А. Шевчук с духовенством. Лекция
– В чем основная идея самого проекта? И почему выбрано такое название?
– «Евангелие. Образы и образа» объединяет две траектории дискуссии: «Образы», в основе которой лежат художественные полотна самых известных русских живописцев, и «Образа», в основе которой – старинные русские иконы. Общей темой служит один из сюжетов Евангелия.
Проект в рамках обозначенной темы реализует возможность изучения русской классической живописи, иконописи, биографий отечественных живописцев, композиторов, уникальных архивных литературных источников.
В итоге планируется 7 серий в рамках Страстного цикла, посвященных ключевым событиям евангельского повествования о последних днях земной жизни Иисуса Христа до момента Воскресения.
– В чем, по-вашему, уникальность конкретно этого проекта?
– Наши инженеры-разработчики создают мультимедийную интернет-платформу, которая наполняется различным контентом:
- графические изображения (оцифрованные художественные полотна, иконы; зрителю предоставляется возможность детально рассмотреть объекты и персонажей);
- текст (включает в себя содержательную информацию об объектах и персонажах, размещенных на художественных полотнах, а также биографические данные о художниках, иконописцах, композиторах, богословские литературные источники, научные трактаты, архивные издания и т.д.);
- видео (создание короткого фильма о евангельском сюжете с применением цифровой графики, эффектом 3D-погружения и путешествия по картине, а также авторские видеоматериалы о теме серии).
Следует отметить, что проект возможно изучать самостоятельно, однако его педагогический эффект достигается с помощью предварительной дискуссии, которая подводит к теме проекта и влияет на аспект глубокого личного восприятия.
– Для кого предназначен этот проект и где с ним можно ознакомиться?
Это цифровой инструмент обучения, который задуман как педагогическое подспорье в преподавании гуманитарных дисциплин на уровнях основного общего, среднего общего, среднего профессионального, а также высшего профессионального образования.
Сейчас наш проект доступен по ссылке. Все желающие могут спокойно и не торопясь ознакомиться с ним, понять, как это работает. Со своей стороны, мы будем очень рады, если он станет полезным, откроет новые грани восприятия непростых, но крайне важных в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения тем. Безусловно, и преподаватели самых разных учебных заведений – от воскресных школ до вузов – могут найти здесь много полезной информации и материала по крайней мере для раздумья, а, надеемся, и для своей работы.
- Есть ли у Вас какой-то личный интересный опыт, связанный так или иначе с этим проектом, который особенно запомнился?
- Наш проект базируется на евангельских сюжетах. Каждый из эпизодов погружает тебя в глубокие, серьезные раздумья, которые прежде всего соприкасаются с твоей жизнью.
Перед глазами стоит такой пример. Много лет я отдал морской пехоте. Во вторую Чеченскую войну готовили усиленную разведроту. Это были ребята «срочники». Отбирали их серьезно, учитывая не только профессиональные навыки, но и физиологические, и психологические показатели. Был у моей супруги (по профессии медицинского психолога) на обследовании матрос ДШБ - красивый, здоровый парень, меткий стрелок, «рукопашник». Сел в кресло и плачет – боюсь! Долго беседовали. Супруга, как православный человек, посоветовала, когда страшно, молиться Иисусовой молитвой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного»... Парень, как и многие тогда, крестика не носил, а тут решил взять его с собой. В новогоднюю ночь 2000 года наши вывели роту «северян» (десантно-штурмовую роту морской пехоты Северного флота) на гору «Черепаха». Заняли они старые чеченские окопы, а утром были внезапно атакованы врагом, практически в упор... По склонам стоял туман. «Духи» (чеченские боевики) налетели одновременно с трех сторон высоты - там пологие склоны (только левая сторона почти отвесная).
Их было человек двести (это выяснилось впоследствии). А наших всего-то - горстка. Прижали боевики их огнем к земле, полосовали, говорят, буквально «высунуться не давали». «Северяне» потеряли 12 человек, а из нашего разведвзвода остался один, тот самый парень, о ком я и веду рассказ. Находился он в секрете, не в основных окопах, окружённый, прыгнул с высоты по склону... Даже ничего не сломал, через три дня вышел к нашим. По возвращению пришел к супруге и рассказал, что молился непрестанно и – чудо - остался жив! Стал офицером - командиром спецназа ФСБ, впереди были десятки командировок в Чечню. Бог хранил. Но он в церковь так и не пришел. Однажды он возвращался на служебной машине - ДТП, тяжёлая черепно-мозговая травма, месяцы в коме. Остался жив, глубокий инвалид...
Я вспоминал его, когда оказался на госпитальной койке в Центре хирургии имени А. В. Вишневского. Госпиталь только «под СВО». Загрузка 150 %. Большой храм на территории, а на службе в воскресный день - 20 человек... В окопах молятся, а оставшись живыми забывают.
Всё как в Евангельском рассказе о Десяти прокаженных, когда лишь один самарянин - вернулся, а девять исцеленных ушли, не поблагодарив Бога за ту милость, которую получили.
О благодарности Богу за Его милость мы говорим во второй серии проекта «Моление о чаше».
В момент высшей скорби и страха у каждого человека возникает свой «Гефсиманский сад». Так было и у Бетховена, который в 32 года ощутил глубокую трагедию в своей жизни, когда осознал, что навсегда лишится слуха и в этот период создал ораторию «Христос на Масличной горе». Так случилось и у Василия Перова, который, будучи больным туберкулезом, за 4 года до своей смерти написал потрясающую картину под названием «Христос в Гефсиманском саду».
В этом есть момент глубокого личного восприятия. Когда даже юный слушатель, не имеющий за плечами большого жизненного опыта, задумывается о том, что происходит лично с каждым из нас, что объединяет нас сквозь века и расстояния, что наполняет наше бытие смыслом и навсегда остается единственным и бесценным источником жизни.