Читатели – это удивительный народ
— Ваше творчество — о чем оно?
— О чем? О русском человеке между двух океанов. О нашем соотечественнике на Сибирских и Дальневосточных пространствах. О двуглавости русской души, распростертой на огромном промороженном пространстве от Калининграда до Малой Курильской гряды. О связях с теплой и домашней зауральской Рассеюшкой. О судьбах, сомнениях, победах. О силе духа и любви. О несбыточном. О чем хотелось бы написать «когда-нибудь»? О Расколе и о Ермаке. Но пока не готов.
— Кто Ваш читатель?
— Читатели делятся на два рода: сибиряки, любящую свою землю, чувствующие ее, понимающие тайгу, реки, дорогу, собаку. И просто люди из любых регионов, воспитанные на классической литературе, на традиционных ценностях Русского мира. Читатели — это удивительный народ, как они помогают писателю, как поддерживают, насколько бывают сами тоньше сочинителя и глубже. И дивишься этому как чуду.
— Что самое важное из того, что Вы хотите сказать читателю?
— Знаете, что именно самое важное из написанного — это читатель решает. Бывает, стараешься-стараешься, почитаешь что-то за открытие, считаешь самым важным местом в книге, а читатель будто и не заметил и воодушевился совсем другим отрывком, который ты написал почти походя, в порядке подготовки к чему-то долгожданно-важному. Такие вроде сенки перед горницей… А сенки-то красными оказались! Кленовыми узорчатыми… Вообще, трудно давать оценку своим книгам. В работе художника главное, чтобы твое занятие прежде всего самому тебе нужно было. Чтобы оно из тебя человека делало. В этом именно смысле. Превзойти себя. Вытащить за волосы к свету. Еще раз сказать, что спасает только любовь. К Господу Богу. К земле, завещанной предками. К согражданам, братьям по Русской доле — даже независимо от того, ходит ли твой односельчанин в храм или нет. Что же мы за такие братья, что за такие православные, если оттолкнем тех, кто по историческим причинам не носил креста, но защищал страну во время войны, вел великие стройки… И конечно охота дать, буквально впечатать в историю нашей литературы сильные мощные характеры, которые станут примерами для детворы. Но это легко сказать…
Еще важно увидеть в человеке хорошее, даже объявить ему, что он гораздо лучше, чем это кажется ему и другим, ведь после этого он не сможет быть хуже. «Да, ты смелый, добрый, щедрый и верный!» Вы не представляете, как нужно сейчас русскому человеку сильное и мудрое слово. У нас в крови это чувство слова, как мера правды. Жажда точного и правдивого слова. Жажда правды о самом себе. О своей земле. Это огромная честь быть русским художником. И огромная ответственность.
— Может ли литература, в том числе православная литература, менять современный мир к лучшему? В чем главная задача писателя сегодня?
— На этот вопрос русский писатель всегда ответит словом «да», как бы порой не опускались руки. Валентин Григорьевич Распутин много лет назад написал «Прощанье с Матерой». И что? Буквально несколько лет назад возобновили стройку Богучанской гидроэлектростанции, и снова здорово — уходящие под воду деревни, слезы и стоны. Но без веры в изменения к лучшему — и жизнь, и твое дело теряют смысл.
Конечно же задача писателя оказать духовную поддержку согражданам, защитить дорогое, утвердить в объединяющем слове то, что каждый осязает духовно. И чтоб читатель сказал, закрыв книгу: «Не один».
— Какие писатели для Вас являют духовный ориентир?
— Мне дороги очень многие памятники русской литературы, очень многие русские писатели. Конечно же особенно — как рубаха — близки писатели девятнадцатого и двадцатого века. Отдельно бы хотелось сказать о Федоре Михайловиче Достоевском, который при всей ясности его бескомпромиссного духовно-патриотического мировоззрения являет собой величайшую загадку культуры. И именно и необходимость, и тщетность попыток познания его мастерской только подтверждает непознаваемость Божьего мира.
— Есть ли какие-то наши современники, чей жизненный пример особенно важен для Вас?
— Сегодня в России налицо явление подвижничества. Оно пробивается ростками сквозь серое былье массовой культуры, невзирая на тотальную духовную интервенцию. Невзирая на атаку на наши многовековые ценности, на наш язык, на нашу культуру, историю, на монолитность русского пространства и времени. Чем сильнее вражий натиск, тем упрямее и истинно-народней подвижничество. Оно и в образе народной музыки, и в музейном деле, и в учительском, и в библиотечном, и конечно в православно-воспитательном. Задача писателя рассказать об этих примерах, вернуть приоритет служения, как главной цели человеческого существования. Вот прямо в подтверждение: узнайте побольше о Владимире Николаевиче Скунцеве, руководителе ансамбля «Казачий Круг». И еще: вы знаете, насколько богата наша земля на таланты? Какие народные коллективы, допустим, в Забайкалье? Сколько монастырей и храмов в Читинской области? Как называют забайкальских старообрядцев? Как называется семейский ансамбль из Большого Куналея? Как раньше назывался Улан-Удэ? Когда будет отмечаться 400-летие Енисейска? И где к востоку от Урала построен самый высокий храм? И кто его автор? Вот дай Бог расскажу.
И снова про примеры… Лично для меня самым важным уроком стал воин Евгений Родионов, в плену у бандитов совершивший духовный подвиг… Не сняв крест, он был обезглавлен живым. Славное имя для книги: «Не снявший крест»!
А в чем особенность писательской доли в наши дни? Если раньше за честь почиталось «счистить пыль» с образов, в этом виделась даже своя новизна, необычность и смелость, то теперь бой за сами образа идет. Бог нам в помощь!
Беседовал Илья Агафонов