Письма в Небеса Обетованные

Автор: Солоницын Алексей Все новинки

Что можно читать для души

Что можно читать для души

Советы читателям даёт архимандрит Симеон (Томачинский)


Наряду со своим церковным служением он известен и как литературный критик, преподаватель истории литературы, учёный-филолог. Архимандрит Симеон (Томачинский), кандидат филологических наук, много лет возглавлял крупнейшее православное издательство, популярный православный сайт, был первым редактором газеты «Татьянин день», а сейчас служит ректором Курской духовной семинарии.

От Достоевского до Прилепина

— Отец Симеон, вы пишете рецензии на современные книги, хорошо знаете нынешнюю литературу, что порекомендуете православному читателю из последних произведений российских писателей?

— Сейчас я уже меньше пишу и читаю, но могу назвать несколько интересных, на мой взгляд, произведений и авторов. Прежде всего это «Мысленный волк» Алексея Варламова. Глубокая книга и с духовной точки зрения, и с художественной. Она построена на реальном историческом материале. Заслуживает внимания роман Захара Прилепина «Обитель» — о Соловках. Назову ещё роман Евгения Водолазкина «Лавр», написанный в традициях древнерусской и одновременно современной литературы. По-своему интересен и талантливый писатель Алексей Иванов. Всегда с удовольствием читаю произведения Олеси Николаевой.

— Какие произведения русской литературы изучают ваши семинаристы? Чем отличается этот список от того, что проходили советские школьники?

— Мы выбираем произведения, важные для религиозного сознания. Тем более что наши семинаристы всё-таки старше школьного возраста. Поэтому большое внимание уделяем, например, Фёдору Достоевскому. И прежде всего таким произведениям, как «Братья Карамазовы», «Униженные и оскорблённые», которые, на мой взгляд, более легки для понимания, чем «Преступление и наказание». В «Униженных и оскорб­лённых» важны жизненные отношения отцов и детей, проблема понимания и прощения. Из зарубежной литературы это «Исповедь» блаженного Августина, «Божественная комедия» Данте, трагедии Шекспира, «Фауст» Гёте, романы Диккенса. Потрясающее произведение Торнтона Уайлдера «Мост короля Людовика Святого» — о гибели пятерых человек, которые переходили по обрушившемуся мосту в Перу. В книге даётся мощный художественный ответ на вопрос о причинах их смерти. Для будущих священников огромное значение имеет роман Грэма Грина «Сила и слава».

Что можно найти в энциклопедии заблуждений

— А какие произведения не стоит читать молодому человеку, чтобы не нанести вреда духовному здоровью?

— Я бы не стал создавать список определённых «вредных» книг, ведь обычно такие публикации, наоборот, привлекают к ним внимание, возбуждают повышенный интерес. К тому же иногда человек может извлечь пользу от противного. Как говорил епископ Варнава (Беляев), литература — это энциклопедия заблуждений, «зеркало людских пороков и неисчерпаемая сокровищница человеческой глупости». Произведения могут показывать, как действуют страсти в человеке, к чему они ведут. Мы изучаем и неоднозначные книги, которые соприкасаются с церковной жизнью. Например, «Мелочи архиерейской жизни» Николая Лескова. Вещь небесспорная, в частности в отношении святителя Филарета, но показывающая быт духовенства и заслуживающая внимания, как и всё творчество Лескова.

— Как вы относитесь к «Мастеру и Маргарите» Михаила Булгакова, вредно это или полезно для человека на пути к вере?

— Эта книга, насколько я знаю, входит в школьную программу. Многие из нас прошли в своё время увлечение этим романом. В конце 1980-х, я думаю, книга сыграла свою позитивную роль, послужила толчком интереса к христианству и к Евангелию. Сейчас же существуют диаметрально противоположные мнения по поводу этой книги, и дать однозначный ответ сложно.

Есть три тома «Мёртвых душ»

— Могут ли быть произведения православными по духу и содержанию, вопреки религиозным взглядам автора?

— Да, в этом и заключается парадокс литературы, что порой гений проговаривается через своё произведение, иногда вопреки своим рациональным убеждениям. Самый яркий пример такого писателя — Лев Толстой, который в своё время считался выразителем русской идеи, русского духа, но при этом боролся с Церковью.

— Свою кандидатскую диссертацию вы защищали по Николаю Гоголю. Как, на ваш взгляд, сочетается его творчество с его же статьями о вере?

— Его «Размышления о Божественной литургии» оптинские старцы рекомендовали читать. На мой взгляд, это можно считать продолжением «Мёртвых душ», но в другом жанре. Интересно, что Гоголь, как известно, задумывал три тома по аналогии с дантовской «Божественной комедией», и, по сути, они все сохранились! Ведь лирические отступления в «Мёртвых душах» написаны в том же стиле, что и «Выбранные места из переписки с друзьями». Это фактически второй том, своего рода «Чистилище». А третий том, «Рай», — это «Размышления о Божественной литургии».

Беседовала Зоя Барышева / Крестовский мост