Прозаик Валерий Хайрюзов, лауреат Патриаршей литературной премии 2023 года, размышляет о современной культуре и Православии
— Валерий Николаевич, как вы относитесь к определению «православная литература»? Считаете ли себя православным писателем?
— Отношусь хорошо. Православная литература — это литература, придерживающаяся ценностей, которые есть в нашем государстве. Как говорил Федор Михайлович Достоевский, православный значит русский. Например, деревенская проза для меня вполне относится к православной литературе. Это писатели, думающие и заботящиеся об основах, на которых держится русское сознание, — Православии, народности, патриотизме. Такие, как Валентин Григорьевич Распутин, Василий Иванович Белов, Владимир Николаевич Крупин и другие.
С Александром Сегенем
— Сейчас часто звучит провокационный вопрос: зачем современному человеку литература? Как вы на него отвечаете?
— От рождения и до кончины мы живем в системе исторических, географических, временных, психологических, экономических, социальных координат. Сравнивая прочитанный текст рассказа или повести с реальной жизнью, ты отмечаешь про себя, все ли так происходило или бывало в твоей жизни. Не знали мы только одного. Этот эффект сличения, смещения так называемой правды с истиной уже давно используют специалисты по информационным войнам. Для того, чтобы заманить людей так называемой напечатанной «правдой», воздействовать на психику человека, была придумана система «ложных маяков». Задача была одна — заманить, исказить, увести от истинного, нужного курса, сделать человеческий мозг податливым и управляемым. Таких управляемых вели и продолжают вести куда надо. Например, сегодня это делается при помощи гаджетов, социальных сетей, при помощи которых берут в полон не только отдельно взятого человека, но и целые государства. Спросите, как отличить ложное от истинного? Что может быть мерилом или правилом в подобной войне? Личный и не только личный опыт. Тщательная и выверенная подготовка, знание психологии, медицины, собственной истории, и, конечно же, особенности воздействия наших врагов на психику человека. Как уберечься и распознать подвох? Задайте хоть один раз себе вопрос: кому выгодно, чтобы ты замолчал и убрался с дороги или двинулся туда, куда тебя хотят завести? Особенно когда тебя при этом уговаривают и заглядывают в глаза… Кстати, мелькающая на экранах реклама и клиповая подача информации — это один из элементов массовой психологической обработки населения.
При входе в зал Церковных Соборов храма Христа Спасителя
— Большое значение для Вас и Вашего творчества имеет малая родина — Сибирь, Иркутск, и большая Родина — Россия. Что для Вас патриотизм?
— «Алфавит велик, век быстр, времени мало. Но только в будущей, молодой России обращено наше упование, наша вера, — говорил философ начала прошлого века Сергей Булгаков. — Если история других народов — история Отцовства, то наша история — это история Сыновства. Ибо идея нации не то, что она думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности. Пред нами опять стоит антиномия славянофильства и западничества, в новой лишь ее постановке. Тогда, как и теперь, западничество, то есть духовная капитуляция пред культурно сильнейшим, остается линией наименьшего сопротивления… Наши культурные силы разрозненны и слабы. Русская идея вертикально вытягивается от земли до неба. Раздольная горизонталь русской мысли перекрещивается с вертикальной и образует Крест наш».
— Многие отметили успех вашей пьесы «Иннокентий» о святителе Иннокентии Иркутском. Почему Вы решили писать именно о нем?
— Наверное, еще и потому, что те мысли, которые доносит святой Иннокентий со сцены в споре с английским миссионером, актуальны и сегодня. Позволю себе процитировать фрагмент:
«Миссионер. Пастырю необходим правильный способ воздействия на паству. Для одних нужен бич. Для других узда. Для одних полезна похвала, для других укоризна, но то и другое — вовремя.
Иннокентий. Согласен. Человек — это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук, поэтому к каждому должен быть свой подход.
Миссионер. Но как подойти к душе грешника, чтобы расположить его к духовному обновлению?
Иннокентий. Нужно найти в нем зародыши добра и побудить их к произрастанию. Мысли — все равно, что дела. Тело — это только одежда души. Живет душа, вот и необходимо ее питать. Василий Великий сказал: “Если бы родители прилежно воспитывали чад своих, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни тюрьмы” — вот это идеал воспитания <…>. Для нас православных Бог — есть любовь. А что сделано с любовью, то и держится долго, и стоит крепко. Любовь — это не чувство, а добровольное жертвенное служение, поскольку любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде. Она сорадуется истине, все покрывает, всему верит, все переносит и никогда не перестает. <…>
Миссионер. Мы по-разному смотрим на одну и ту же вещь. Отчего это происходит?
Лауреата поздравляют Игорь Смолькин, Александр Сегень и Юрий Поляков
Иннокентий. И это хорошо. Нельзя допускать, чтобы толпа простых и безграмотных людей толковала Библию по внушениям какого-нибудь еретика или плута, подкупленного и присланного — чтоб, объясняя Священное Писание криво и превратно, посеять в легковерные сердца их разврат и неистовства, удобнее сделать их хуже и свирепее всякого дикаря и язычника. Тому, кто пожелает истинно честно служить своему Отечеству, нужно иметь много любви к ней, которая бы поглотила все другие чувства».
Беседовала Мария Хорькова/
Православное книжное обозрение