«Да будет Воля Твоя!»

«Да будет Воля Твоя!»
Фото: Сергей Ефремов

Вселенная русской философии неисчерпаема.

Каждый раз, когда волна общественного интереса вздымается над её основополагающими фигурами и их наследием, вместе с предвкушением открытий настолько подлинных, что способных преобразить и личные, и социальные заскорузлые предрассудки, возникает подспудное чувство, что многое и многое, как бывало и прежде, будет вновь упущено, вынесено за скобки как «не совсем своевременное».

Так наступило ли время русской философии сейчас, когда о ней вроде бы достаточно много говорят на узкоспециализированных конференциях и круглых столах, однако, как и поэзия, как любой традиционный вид искусства и науки, она, скажем так, несколько «не в фокусе»?

Об этом и многом другом – беседа с руководителем отдела культурных проектов и связей с общественностью, руководителем отдела «Музей А.Ф. Лосева» научной библиотеки и мемориального музея «Дом А.Ф. Лосева» Олегом Ефимовым, литератором и общественным деятелем


- Олег Владимирович, когда Вы почувствовали, что русская культура безраздельно связана со Христом? В 1988-м году, когда приняли святое крещение, или намного раньше, в пору ещё детскую? Кто из близких Вам людей, родных или знакомых, мягко, но упорно противился навязываемому свыше атеизму, и как именно, только духом, или – словом, и словом деятельным?

- Дорогой друг и брат во Христе, и брат по Литинститутскому братству – уважаемый Сергей Сергеевич! Один из прославленных и любимых поэтами преподаватель Литературного института, отошедший в вечность, Владимир Винокуров говорил, что у Поэта в России нет биографии, у Поэта - судьба. Не родился, женился и поступил в институт, а житие – во время оно…

Так вот трудно, конечно на Ваши такие неформальные вопросы ответить кратко, чтобы не вместить целую судьбу, потому, как и понимание многого пришло протяженно во времени, в разное время оно…Как Вы справедливо отметили, Святое Крещение я принял в 1988 году, в год тысячелетия Крещения Руси. Этот год называют началом «второго» Крещения Руси, тогда еще, кстати, время Союза Советских Социалистических Республик! Случилось это еще и в знаменательный день, день смерти нашего Солнца, Александра Сергеевича Пушкина, 10 февраля. Я шел по Сокольническому бульвару, купола призывно слепили отраженным солнцем, как маяки, и я не смог пройти мимо. Зайдя, я сказал священнику – хочу креститься! Служба давно закончилась, храм Воскресения Христова практически пуст…священник посмотрел на меня внимательно …и, что-то понял, ответил – пойдемте! Я вышел с крестом на груди! Православным христианином, конечно, стал намного позже…первая исповедь и причастие только через два года… В детстве в моей семье атеистов не было, но и церковной жизни не было, в Церковь первый шаг в том особом году я сделал сам. Литературный институт и тоже родной Свято-Тихоновский богословский были уже совсем рядом, по времени, но я еще не знал о них…

А вот знание и осознание того, кто на Небесах молится обо мне, знание того, что, оказывается, есть прадед, которого расстреляли в 1937 году только за то, что был православным христианином и честно называл власть безбожной, и говорил, что она скоро падет, и надо молиться, и крепиться (практически так и написана его вина в расстрельном деле, которое я увидел только в 2005 году) все это много и много позже. Вот когда я узнал о прадеде, я по-настоящему понял, что на иконе Новомучеников российских, от безбожников убиенных, для меня в людском море, уходящем за горизонт, есть и он мой предок – Кирилов Илья Николаевич. То, что смерти нет, и есть жизнь вечная, я все больше понимал, провожая в Небо, устраивая похороны бабушкиных сестер, моих подмосковных тетушек, в родне меня с некоторых пор сделали ответственным за церковные вопросы. Так что, как бы наоборот, в моей жизни, не родственники открывали Небо и не учителя, а Небо открывалось мне по молитвам молящихся обо мне, а я помогал открыть церковные двери родителям и близким. Конечно, это время невероятных чудес и чудесных встреч, и невероятной помощи Божьей и мудрости Его. Вот как тут Вам ответить кратко…вот как-то так! После Пушкина, приведшего в храм, кому следовать – только Лермонтову. В 1989 году в Тамани у меня большая театральная работа на Лермонтовском празднике, Соборная Панихида по рабу Божию Михаилу, хор Патриархии…знакомство с человеком приведшем меня в Красное село, в храм Всех Святых, к отцу Артемию Владимирову – так началась настоящая церковная жизнь! А дальше было очень много и много важных и поворотных событий, но они были уже в русле церковном, неотступно церковном, и прежде всего православном.

- Расскажите немного о путях, приведших Вас в Дом Лосева на Арбате. Вы занимали до того пост поистине уникальный – связного между законодателями Государственной Думы и Церковью, посланника между Законом и Благодатью, если выразиться слегка шутливо. Насколько наши гуманитарные святыни актуальны для руководителей наших судеб?

- По окончании Литературного института, в поисках заработка, но и воплощая идею соработничества Церкви и общества, то важное для меня дело, которое интуитивно, по Воле Божьей открывалось мне, я пришел в Государственную Думу ФС РФ второго созыва с предложением быть помощником депутата по связи с Русской Православной Церковью, заниматься церковным взаимоотношениями в депутатских округах, мне очень повезло с друзьями депутатами. Со второго созыва связь с Госдумой уже практически не прерывалась, многолетние и прежде всего дружеские, братские отношения с некоторым депутатами привели к тому, что мы начали проект Общественных общероссийских чтений Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Я был уверен в важности того, что необходимо популяризировать этот документ, впервые отвечающий на многие новые вызовы времени! Так закономерно я познакомился с мотором и центром многих церковно-общественных инициатив, пламенным митрополитом Кириллом, сегодняшним Святейшим Патриархом. Так я стал позже сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, а в 2005 году ответственным секретарем Всемирного Русского Народного Собора. Взаимодействие с Государственной Думой – церковно-общественный диалог всегда оставался важнейшим послушанием.

Но время шло, время вносило свои коррективы, наступил и год коронавирусного сидения. Все неслучайно, и все по Воле Творца, «Да будет Воля Твоя» - ведь это формула настоящего счастья, со-частия, когда твоя воля и Воля Божья становятся единым целым. Моего давнего друга, с которым я познакомился именно в Госдуме, он был в свое время депутатом, а к июню 2021 года уже много лет возглавлял Библиотеку имени Боголюбова в Москве, назначили директором библиотеки-музея «Дом А.Ф. Лосева», он пригласил меня на работу в Дом Лосева, я согласился, а оказалось, пришел служить. В Доме, носящем имя великого русского философа Алексея Федоровича Лосева, монаха Андроника – мы служим. Для меня – это новое послушание, тем более, что родные свято-тихоновцы – священник Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ, священник Валентин Асмус и многие дорогие, родные сердцу батюшки – большие друзья Дома Лосева. В частности, Алексей Федорович дружил с отцами названных мною священников. Богу угодно было, чтобы именно эти батюшки отпевали и провожали в вечность монаха Андроника в 1988 году! Неслучайно и очень примечательно, что именно 24 мая, в день святых Кирилла и Мефодия, любимых Лосевым с раннего детства великий философ сделал свой последний вдох, окончил земной путь!

Само существование в Москве философской библиотеки, носящей имя русского религиозного философа, это уже невероятное чудо, в Москве вы не найдете домов, на которых были бы мемориальные таблички с именами проживающих там и творящих русских религиозных мыслителей. Нет памятных табличек о Владимире Соловьеве, Николае Бердяеве, Павле Флоренском - трагическая констатация фактов.

Пришло ли время русской религиозной философии, время православной философии? Да! Верю и верую что пришло, есть определенные победы, несколько лет назад теология была, наконец, признана наукой, выпускники духовных академий и других богословских ВУЗов получают дипломы государственного образца, могут свободно исповедовать православие и защищать научные диссертации на богословские темы, могут быть и являть себя в мире, как православные философы. Новая замечательная молодежь поступает на философский факультет МГУ, в том числе и верующая молодежь, они всегда ожидаемые в нашем Доме Лосева, вот недавно студенты готовили праздник своими силами, День Философии!

- Чем сегодня является Дом Лосева на карте самых значимых для образованных людей мест, и не только, разумеется, Москвы? Каким фондом вы располагаете, и какие работы проводятся с ним, и кем в основном?

- Идея создать центр или библиотеку истории русской философии и культуры на Арбате, в доме, где прожил последние 47 лет своей долгой жизни А. Ф. Лосев, возникла в Культурно-просветительском обществе «Лосевские беседы» сразу же после его основания (18 апреля 1990 г.). Эта идея была поддержана московской научной общественностью и зарубежными учеными. Однако прошло много лет, пока она смогла воплотиться в жизнь, хотя всем хорошо было известно, что в Москве нет ни одного государственного музея или библиотеки, связанных с русской философской мыслью. А ведь именно на Арбате, в соседних улицах и переулках жили неподалеку от Московского университета известные русские философы, писатели и деятели искусства. 23 сентября 2004 года, в день рождения Алексея Федоровича Лосева, состоялось официальное открытие государственной Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева». 18 октября, в день Святителей Московских, в именины А.Ф. Лосева, Библиотека была освящена протоиереем Валентином Асмусом, протоиереем Алексием Бабуриным, протоиереем Александром Салтыковым и игуменом Гурием. Основу библиотеки составили книги из личного собрания Лосева, переданные в дар заслуженным профессором МГУ Азой Алибековной Тахо-Годи, хранительницей наследия А.Ф. Лосева, его соратницей и соавтором многих трудов. Фонды библиотеки неизменно пополнялись новыми книгами по философии и истории философской мысли.

Сегодня посетители библиотеки, читального зала - школьники старших классов и студенты профильных ВУЗов, а также просто любители философии. Мы окружены кольцом прославленных театральных зданий, а поскольку особенно в молодости Алексей Лосев был страстным театралом и любителем музыки, сам замечательно играл на скрипке, писал о музыке и театре – то и нынче, театральные камерные постановки, музыкальные вечера, философский театр при свечах, встречи с поэтами, писателями – неотъемлемая часть жизни Дома Лосева. Следите за нашей афишей – говорим мы друзьям и гостям Дома! Вторники и четверги традиционно посвящены философским конференциям, семинарам, заседаниям. Постоянно действующий семинары «Русская философия» и семинар «Творческое наследие А.Ф. Лосева: проблемы и перспективы», работа культурно-просветительского общества «Лосевские Беседы» - стали важной составляющей жизни всех тех, кому дорога русская философия и особенно история религиозной мысли и судьбы мыслителей, как правило, трагические.

- Поговорим о фигуре Алексея Фёдоровича. О нём я, знавший русскую философию на рубеже 1980-90-х гг. лишь постольку поскольку, и то в основном марксистско-ленинскую, услышал не слишком поздно, и больше ощутил, чем понял, удивительную отъединённость его от мира. Строгость. Взыскательность. Фундаментализм усилий. Даже перфекционизм в какой-то мере, если планка академических занятий задирается на уровень поистине мировой. Каково лично ваше ощущение от Лосева? Кто он для Вас, и какие его работы сегодня поистине превосходят время, являются теми самыми маяками, зажжёнными для самых отдалённых столетий?

- Скажу честно, придя в Дом Лосева на служение, я не осознавал всего величия и масштаба личности Алексея Федоровича, полагаю, со временем мне откроется еще больше. В Доме, при более серьезном знакомстве с жизнью философа и с житием монаха Андроника, пересматривая кадры фильма Косаковского о последних месяцах жизни и смерти Лосева, посещая по долгу службы и по зову сердца философские семинары, я все сильнее открывал личность человека и христианина, монах Андроник становился родным и живым человеком. Ведя экскурсии по Дому, еще и еще раз показывая его монашескую знаменитую шапочку, скуфейку, я открывал философа-монаха, философа-молитвенника за ближних, за Россию, за судьбу русской философии. Жертвенное служение идее, готовность отдать за идею и веру свою жизнь, нераздельность слова и дела, слова и веры – это большой и действенный пример и для меня и для всех тех, кто приходит в Дом впервые, а потом остается в нем навсегда! Алексей Федорович открывается не сразу, но все более и более воспринимается человеком - горой, большим и настоящим человеком, истинным христианином, гениальным ученым. На вопрос, какие работы А.Ф. Лосева читать в начале – я бы ответил, главное начать читать разнообразные труды Лосева, знакомиться с ним, с библиографией, а дальше сам Алесей Федорович будет говорить, открываться и станет другом…или не станет. Приходите в Дом на Арбате, 33!

- Правда об Алексее Фёдоровиче грандиозна: тайное монашество, принятое им, и соблюдённое до самого конца, характеризует его как человека исключительных целей и средств. Как вам кажется, кем был монах Андроник для сфер, о которых нам невозможно судить без инстинктивного содрогания? Что может открыть аскеза аскету, и отчего она собирает вокруг себя столь многих страждущих, и как их таинственно врачует?

- Правда и свидетельство о жизни, отраженные в трудах Алексея Федоровича, в записях, например, пронзительная лагерная переписка двух любящих людей, мужа и жены, к тому времени уже двух монахов – монаха Андроника и монахини Афанасии, переписка эта настолько трагическая и вместе с тем светлая, настолько полна подлинных и очень правдивых чувств, подлинной и светлой веры в Бога, но вместе с тем не лишенная и человеческого отчаяния, когда силы истощаются… Эти свидетельства времени открывают много. А в трудах Алексея Федоровича слышен его голос, и это неслучайно, ведь практически слепой философ именно надиктовывал свои мысли, наговаривал книги, а секретари записывали. Как и в святоотеческих трудах в работах Лосева много подлинного, а потому поучительно и полезного. И самое главное – это Лосевские беседы, Лосев не спорит, не кричит, не унижает собеседника, если не согласен – он именно беседует, рассуждает, доходит вместе с вами до истины, а что есть Истина…

Дадим слово самому Алесею Федоровичу, приведем некоторую цитату из философской повести «Жизнь»:

«Мы знаем весь тернистый путь нашей страны; мы знаем многие и томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это свое, неотъемлемое свое, родное; он с этим живет и с этим погибает; он и есть это самое, а это самое и есть он сам. Пусть в тебе, Родина-Мать, много слабого, больного, много немощного, неустроенного, безрадостного, но и рубища твои созерцаем как родные себе. И миллионы жизней готовы отдаться за тебя, хотя бы ты была и в рубищах...Я многие годы провел в заточении, гонении, удушении: и я, может быть, так и умру, никем не признанный и никому не нужный. Это жертва. Вся жизнь, всякая жизнь, жизнь с начала до конца, от первого до последнего вздоха, на каждом шагу и в каждое мгновение, жизнь с ее радостями и горем, с ее счастьем и с ее катастрофами есть жертва, жертва и жертва.

Наша философия должна быть философией Родины и жертвы, а не какой-то там отвлеченной, головной и никому не нужной «теорией познания» или «учением о бытии или материи». В самом понятии и названии «жертва» слышится нечто возвышенное и волнующее, нечто облагораживающее и героическое. Это потому, что рождает нас не просто «бытие», не просто «материя», не просто «действительность» и «жизнь» ─ все это нечеловечно, надчеловечно, безлично и отвлеченно, ─ а рождает нас Родина, та мать и та семья, которые уже сами по себе достойны быть, достойны существования, которые уже сами по себе есть нечто великое и светлое, нечто святое и чистое.

Веления этой Матери Родины непререкаемы. Жертвы для этой Матери Родины неотвратимы.

Бессмысленна жертва какой-то безличной и слепой стихии рода. Но это и не есть жертва. Это просто бессмыслица, ненужная и бестолковая суматоха рождений и смертей, скука и суета вселенской, но в то же время бессмысленной животной утробы. Жертва же в честь и во славу Матери Родины сладка и духовна. Жертва эта и есть то самое, что единственное только и осмысливает жизнь...

Преступления, жестокость, насилие, человеконенавистничество — все это ополчается на нас и на нашу Родину, но все это только и можно, только и нужно одолеть ради благоденствия Родины. Возмутиться отдельным преступным актом и вступить с ним в борьбу — мало. Это и всякое животное вступает в борьбу за то, что считает принадлежащим себе. Нет, побороть противника не ради себя, и не ради своей идеи, и даже не ради только ближнего, а ради самой Родины — вот где подлинное осмысление всякой человеческой борьбы против зла».

В жертве сразу дано и наше человеческое ничтожество, и слабость, и наше человеческое достоинство, и сила.

Родина — это то, ради чего мы страдаем и за что боремся. Кто вместе с нами страдает и борется, тот и составляет нашу Родину. Это и есть для нас родное. Кто любит свое родное, тот не умрет, тот будет вечно в нем жить и вместе с ним жить. И этой радости, этой великой радости достаточно для того, чтобы быть спокойным перед смертью и не убиваться над потерями в жизни. Кто любит, тот умирает спокойно.

У кого есть Родина, тот, умирая если не за нее, то хотя бы — только в ней, на ней, умирает всегда уютно, как бы ребенок, засыпая в мягкой и теплой постельке, — хотя бы эта смерть была и в бою, хотя бы это и была смерть летчика, упавшего с километровой высоты на каменистую землю, Только Родина дает внутренний уют, ибо все родное — уютно, и только уют есть преодоление судьбы и смерти...

Знать веления Родины, своевременно их воспринимать — дело высокой человеческой мудрости.

Главное, что есть опора против бессмыслицы жизни, есть твердыня, превысшая судьба, и есть внутренняя и несокрушимая цитадель презрения к смерти, есть любовь и жертва, есть подвиг и счастье самоотречения, есть в самоотречении для других и для Родины самое сокровенное и уже действительно несокрушимое самоутверждение, самопорождение.

Пока наша жизнь мятется и страдает, пока наша жизнь неустроенна, полна злобы и насилия, пока мы умираем под пятой неведомой судьбы — одно из двух: или жизнь, согласная с родным и всеобщим, с Родиной, и тогда она — самоотречение; или жизнь вне связи с родным и всеобщим, с Родиной, и тогда она — бессмыслица.

Необязательно, чтобы человек во что бы то ни стало умирал и жертвовал своей жизнью. Для этого должно быть особое веление Родины.

Но и всякое страдание и труд на пользу Родины, и всякое лишение, и тягость, перенесенное во славу Родины, уже есть та или иная жертва, то или иное самоотречение, и осмысливается все это только в меру жертвенности…»

Время написания этого текста — август 1941 года, когда немецкая бомба уничтожила дом Лосевых на Воздвиженке вместе с библиотекой и архивом.

Как актуально все сказанное сегодня!

- Как бы можно было, на ваш взгляд, определить вклад Алексея Фёдоровича в русскую и философию, и культурологию? Какие выведенные им законы сегодня многократно доказаны и эмпирически, и практически?

- Отвечу словами самого Лосева, его запоминающейся формулировкой жизни и мифа из той самой книги «Диалектика мифа», за которую автор взошел на персональную Голгофу, был арестован и сослан в лагерь.

«Миф не есть выдумка или фикция, не есть фантастический вымысел. Нужно быть до последней степени близоруким в науке, даже просто слепым, чтобы не заметить, что миф есть (для мифического сознания, конечно) наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но - наиболее яркая и самая подлинная действительность... Миф есть сама жизнь»

- Какие значимые события произойдёт в Доме Лосева в ближайшее время? Чего ждать от афиши ближайших месяцев 2022-го года, и на какие вечера настраиваться?

Я назвал бы два важнейших юбилея нашего Дома, два столетия – это трагическое столетие «философского парохода», высылка великих мыслителей, цвета русской философии, богословия и литературы. И особенно важное для всех друзей Дома Лосева, столетие рождения Азы Алибековны Тахо-Годи! Этим двум событиям будут посвящены выставки, международные конференции. Уже сегодня перед Домом Лосева представлена выставка «Великие философы России», открытие которой, состоялось в День России, в День Святой Троицы, 12 июня!

Следите за нашей афишей и приходите в Дом Лосева на Арбате, 33.Мы ждем вас, приходите, пофилософствуем!

Беседовал Сергей Арутюнов