Второе место в номинации «Лучшее справочное и краеведческое издание» XIX-го Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» занял второй том трехтомника Александра Тихомирова «Ивановская митрополия Русской Православной Церкви. Кинешемская епархия». Наши вопросы о нём – епископу Кинешемскому и Палехскому Илариону (Кайгородцеву)
- Ваше Преосвященство, насколько я знаю, всего будут выпущены три книги, посвящённые, соответственно, трём епархиям в составе Ивановской митрополии – Иваново-Вознесенской, Кинешемской и Шуйской. Как возник замысел столь всеобъемлющего издания? Без вышней воли не была бы написана ни одна буква…
- Идея написания книги появилась ещё в 2007-м году. Петербургское издательство «Ладан» задумало издать справочники, где должны быть собраны сведения обо всех сохранившихся храмах России. Каждой епархии предложили подготовить материалы для такого справочника.
Епископ Иваново-Вознесенский Иосиф благословил работу по созданию книги о храмах епархии. Создали группу из трех человек, организовали поездки по всем районам для фотофиксации сохранившихся церковных зданий, начался сбор материалов по истории и современному состоянию храмов. Издание предполагалось недорогое - черно-белое, в мягкой обложке, с очень краткими статьями и справочным аппаратом. Ивановский справочник предполагался к изданию вслед за книгой о Псковской епархии. Материалы сдали, прошло несколько лет, но книга так и не вышла. Стало понятно, что издательство по ряду причин отказалось от реализации этого проекта.
В 2012 году создана Ивановская митрополия, в составе которой были сформированы три епархии, поэтому издание единого справочника стало не актуальным. Поскольку уже проделали большую работу, материалы решили использовать. Александр Михайлович Тихомиров предложил ивановскому издательству «Референт» подготовить справочное издание о храмах области. Решили издать для каждой из трех епархий в составе митрополии отдельную книгу в подарочном полноцветном формате, исторические статьи сделать более подробными с включением большого количества архивных и современных фотографий. Для получения более объективной картины в справочники поместили материалы об утраченных храмах. Без этого невозможно понять историю таких городов как Иваново, где снесли 75% существующих церквей или Пучежа, который был полностью затоплен при строительстве Горьковского водохранилища. Получив благословение митрополита Иваново-Вознесенского и Вичугского Иосифа, Александр Михайлович Тихомиров приступил к работе. Материалы 2007 года были значительно расширены и полностью переработаны. Первый том о храмах Иваново-Вознесенской епархии вышел в свет в 2019 году. Второй – в 2024 году. Идет работа над третьим томом.
- Что вы можете сказать о подвижническом тщании автора книги, ведущего краеведа Александра Михайловича Тихомирова? Его фундаментальные, пронизанные любовью к родной земле работы известны далеко за пределами митрополии и теперь являются опорными при изучении края. Сам ли он предложил идею написания труда, или такое предложение последовало ему?
- Как я уже сказал, идея написания книги о храмах Ивановской области была предложена митрополитом Иваново-Вознесенским и Вичугским Иосифом.
Интерес к истории храмов нашего края появился у Александра Михайловича Тихомирова ещё в 1990-е годы. Книга «Храмы Иваново-Вознесенска», вышедшая в 1996 г., вызвала большой интерес в связи с новизной темы. Многие жители даже не подозревали о том, как раньше выглядел город Иваново. В дальнейшем, параллельно с работой над книгой об истории храмов митрополии, были подготовлены путеводители по г. Иванову – большой, подробный с описанием каждого исторически значимого дома и краткий вариант для туристов. Вышли книги «10 лучших особняков Иваново-Вознесенска», «10 великих меценатов Ивановской земли» и еще несколько краеведческих изданий.
- Сколько времени понадобилось для создания второго тома о Кинешемской епархии, как долго собиралась информация о храмах действующих, восстановленных и полностью утраченных?
- Информацию начали собирать с 2007-го года. Но когда изменился формат издания, нужно было расширять статьи о храмах, редактировать тексты. На это ушло около трёх лет.
- Понятно, что только на архивной информации такие книги не создаются: о полноте наших светских и даже церковных архивов после длительного периода изъятий и умолчаний можно только догадываться. Насколько создатель книги опирался на экспедиционную составляющую, а также на то, что можно назвать «устным преданием»? Не была ли похожа эта работа на детективное расследование, при котором свидетельства порой противоречивы, и приходится устанавливать истину путём аналитических выводов об их достоверности?
- При подготовке первого варианта книги о храмах области были организованы поездки по всем районам. Некоторую информацию предоставили настоятели храмов. Но все же, наиболее достоверную информацию дают архивные документы. Поэтому при наличии противоречий нужно было опираться на архив.
- Как была поставлена работа с фотоматериалом? Много ли визуальных свидетельств уцелело?
- Наиболее сложный вопрос – поиск фотоматериалов об утраченных храмах. Однако многие фотографии сохранились в музеях, в областном архиве, некоторые фотографии нам любезно предоставили для издания местные краеведы, священники, интересующиеся историей храмов своего района. Но, к сожалению, фотографий некоторых сельских церквей найти так и не удалось. Не исключено, что когда-то они будут найдены. Например, недавно удалось найти некоторые фотографии, которые не вошли в первый том, вышедший в 2019-м году.
- Велись ли при подготовке книги полевые научные исследования, а то и некоторые археологические изыскания? Встретились ли на пути исследователя неразрешимые загадки, сокрытые пока от взоров, но разрешимые, быть может, в будущем, как только Господу будет угодно открыть их?
- Археологией мы, конечно, не занимались. Поездки по области нужны были для того, чтобы посетить, по возможности, сёла и сохранившиеся храмы. Хотя в некоторые места сейчас не добраться из-за отсутствия дорог. Здесь помогли местные краеведы, которые во время пеших походов посетили глухие места, где когда-то были сёла, и прислали фотографии. Неразрешимая на данный период времени проблема – собрать сведения обо всех часовнях. Их учёт до революции не проводился, сведения, в основном, случайные и отрывочные, хотя часовни-столбики были во многих деревнях. Посвящения часовен тоже чаще всего не известны.
- Эпоха государственного безбожия в двадцатом веке, кажется, позади… Можете ли вы назвать имена кинешемского священства, отнесённого к сонму новомучеников и исповедников Веры Русской? Нашим читателям будет отрадно услышать их светлые, не поддавшиеся всеобщему мороку в самые тяжкие годы имена.
- Среди святых Кинешемской епархии есть имена людей, живших в далёкие времена, например прп. Тихон Луховский (XV век), основатель монастыря, расположенного недалеко от старинного города (ныне посёлка) Лух. Блж. Симон Юрьевецкий юродивый (XVI век), живший в с. Ёлнать, потом в г. Юрьевец. В советский период одним из первых пострадал священник Крестовоздвиженского храма п. Палех – Иоанн Рождественский, расстрелянный в 1922 г. по «шуйскому делу», связанному с изъятием церковных ценностей. Из новомучеников, пострадавших в 1937 году, можно назвать священника Константина Разумова и его духовных дочерей Анну Серову, Елизавету Румянцеву, арестованного вместе с ними священника Иоанна Румянцева, священников Иоанна Прудентова и Петра Лебедева.
- Можно ли перечислить особенно тяжкие утраты среди обителей и храмов епархии поимённо? Были ли среди них те, что были известны без преувеличения всей России, и, понятно, не в архитектурном плане, но по благочестию и по славе душевного исцеления страждущих? Возмещаемы ли они?
- Самые тяжелые утраты территория Ивановской области, из которой сформирована Кинешемская епархия, понесла в 1950-е годы при строительстве Горьковского водохранилища. В этот период были полностью разрушены все шесть храмов г. Пучежа, среди них великолепный храм Воскресения на Пушавке в стиле барокко, где существовала уникальная настенная живопись, выполненная в XVIII веке ярославскими мастерами. Её пытались спасти, но почти всё погибло. Сейчас в Пучеже нет ни одного старого храма.
В Юрьевце в зону затопления попали большой комплекс Кривоезерского монастыря и три храма, стоявшие в прибрежной части города. Кинешма понесла серьезный урон в связи с разрушением Воскресенского и Воздвиженского храмов XVIII в. на главной площади города. Последнюю церковь в стиле барокко снесли уже в 1960-1970-е годы, хотя она входила в состав мемориального комплекса, посвященного героической обороне Кинешмы в 1609 г.
Разрушение пяти колоколен в Кинешме нанесло значительный урон, поскольку они формировали панораму города. Первоначальное внутреннее убранство – иконостасы и настенная живопись - сохранились в очень немногих храмах. Многие потери, конечно, не восполнимы, территории, где стояли храмы застроены или затоплены при строительстве водохранилища. Хотя некоторые церковные здания, благодаря помощи неравнодушных людей, успешно восстанавливаются буквально из руин.
- Каковы дальнейшие планы автора и издателя в плане переиздания книги, уточнения и дополнения бесценной информации? Ведётся ли уже с книгой реферативная работа студентов, аспирантов, краеведов?
- В первую очередь, планируется подготовка третьего тома по истории Ивановской митрополии. Он будет посвящён Шуйской епархии, в состав которой входят восемь районов, расположенных на юге и западе области. Для переиздания первых томов нужно сначала накопить какую-то новую информацию.
Вышедший том о Кинешемской епархии, конечно, поступил в библиотеки, прошли презентации в Иванове, Кинешме, Родниках и Палехе. Поэтому все, кто интересуются этой темой, имеют возможность использовать её в своей работе.
- Как расценили вы награду XIX-го Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу»? Стала ли она нежданной радостью, возникли ли после неё иные дерзновенные замыслы о новых исторических изданиях?
- Конечно, известие о награждении на XIX-м конкурсе изданий «Просвещение через книгу» было совершенно неожиданным и приятным для всех нас.
Автор книги хочет закончить задуманную трилогию и подготовить третий том о Шуйской епархии к изданию.
- С какими словами вы бы обратились к будущим читателям книги за пределами митрополии и епархии, а также к читателям нашего портала?
- Изучение истории храмов позволяет лучше понять историю своего родного города или села, характер духовной, национальной жизни.
В прошлом с церковью была связана вся жизнь человека. Церковные здания обращают на себя внимание своей высотой и необычной архитектурой и во многом определяют панораму местности. Как правило, это самые старые постройки в городах и сёлах. Созданные пожертвованиями, трудом и талантом людей, они всегда считались духовным символом и достоянием народа.
Потери, которые страна понесла за советский период, колоссальны. Борьба со своим духовным наследием напоминала коллективное безумие. В некоторых городах уничтожены до половины существовавших до 1917-го года храмов. Многие церковные здания, особенно в сельской местности, сейчас находятся в руинированном состоянии. И это все сделали не внешние враги или иноземные завоеватели… Эти обезглавленные храмы с деревьями, растущими на крышах, ещё долго будут напоминать о том страшном времени. Поэтому долг наших современников, россиян – сохранить и восстановить то, что ещё можно спасти.
Беседовал Сергей Арутюнов