Церковнославянский язык

Автор: Миронова Татьяна Все новинки

Гармония через работу души

Гармония через работу души
Журнал «Дружба народов» во все периоды своего существования имел отчетливую специфику – внимание к национальным литературам республик Союза, а теперь – стран постсоветского пространства. И все же публикации этого журнала накрепко связаны с русской культурой. В гостях у «Правчтения» поэт, главный редактор независимого литературно-художественного и общественно-политического журнала «Дружба народов» Сергей Александрович Надеев

Литературные журналы производят отбор и выстраивают иерархию


- Сергей Александрович, Вы возглавляете независимый литературно-художественный журнал, из тех, что принято называть «толстыми», «литературными». Какова, на ваш взгляд, роль таких журналов в нашей стране сегодня?

- А какова роль воздуха, роль кислорода? Литературный журнал – это своего рода отдушина для человека думающего и творящего. Журналы производят отбор, выстраивают иерархию и отражают литературный процесс. Собственно, что вчера, что сегодня, роль журналов в нашей литературоцентричной стране не изменилась. Разве что они перестали быть властителями дум?

- Как возможно сберечь такие традиционные социально-культурные явления, как общедоступные библиотеки, дешевые «народные» издания, литературные журналы, от убеждения, что они безнадежно устарели? «Переселяться» в электронные форматы?

- Для сбережения общедоступных изданий, библиотек и литературных изданий надо немного – понимание их необходимости для обороноспособности страны и процветания нации, и дальше – достойное финансирование и льготное налогообложение. А убеждения, что литературные журналы устарели – они на устах и в головах тех отчаявшихся пишущих, кто мечтает в журналах опубликоваться, а – «не берут». У читателя (чистого читателя, не-писателя) таких ощущений нет, поскольку журналы публикуют современную литературу, которая нередко именно с журнальных страниц уходит в книги. Например, роман Леонида Юзефовича «Журавли и карлики» был опубликован в журнале в 2008 году, позже вышел под обложкой, и в 2009 году был удостоен «Большой книги»; роман Владимира Медведева «Заххок», опубликованный в журнале в 2015 году, в книжном издании, вошел в шорт-листы всех крупных литературных премий 2017 года и получила Студенческий Буккер.

- Каковы ваши взаимоотношения с государством, с ведомствами, которые отвечают за культуру, печать? Эти отношения как-то изменились за последнее время?

- Взаимоотношения – вопрос очень сложный. Какая-то ведомственная неразбериха. Почему-то «толстые» литературные журналы не подведомственны Министерству культуры. Театр, кино – это культура, а литература – по-видимому, нет. Мы относимся к СМИ – средствам массовой информации, в одном ряду с сиюминутными газетными изданиями. Парадокс. О какой «массовости» можно говорить в теперешнее время? Даже при нашем очевидном бренде – «Дружба народов» – непросто достичь согласия между многочисленными ведомствами, курирующими национальные вопросы. Поэтому и отношение к журналу зачастую формальное – «вы не наши».

- В чём отличие журнала «Дружба народов» от других значимых «толстых» литературных журналов?

- Если говорить формулами, наш журнал – это проверенная десятилетиями плодотворной деятельности площадка для общения и объединения социокультурного пространства народов Российской Федерации и сопредельных государств на основе русского языка. А если по-простому, то мы единственный журнал, который со дня основания не переставал следить за литературой вне России, печатал, печатает и будет печатать авторов, живущих не только в Москве и пишущих не только на русском языке, делая их произведения фактом русской литературы. Для нас это органично, на страницах других журналов (умолчим про «Иностранку») выглядит, скажем так, по-разному. Мы гордимся, что у нас всегда печатались разные авторы: Василь Быков, Юрий Трифонов, Булат Окуджава, Чингиз Айтматов, Анатолий Рыбаков, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Даниил Гранин, Галактион Табидзе, Отар Чиладзе, Чабуа Эмираджиби, Леся Украинка, Вячеслав Пьецух, Анатолий Приставкин, Андрей Битов, Леонид Юзефович, Юрий Домбровский, Дина Рубина, Эдвард Радзинский, Георгий Данелия, Тонино Гуэрра, Рустам Ибрагимбеков, Захар Прилепин, Денис Гуцко, Дмитрий Быков, Роман Сенчин, Сергей Шаргунов…

- Вы ведёте рубрику «Первые стихи», можно именовать её исследовательской. У вас сложилось какое-то мнение о том, как рождаются поэты? Или вы всегда это знали?

- Каждый поэт уникален, общих рецептов его появления нет. Меня интересует – ПОЧЕМУ, в какой момент «обычный» человек начинает рифмовать (речь идёт о сложившихся уже поэтах, об их опыте). Какие-то закономерности нащупываются, тенденции определяются, но пока материала для обобщения собрано недостаточно.

- Каковы, по вашему мнению, характеристики сегодняшней поэзии – когда к услугам каждого персональный компьютер и бесчисленное количество читателей в сети, которые, к тому же, еще и сами считают себя поэтами?

- Многословие. Главный бич современного стихопотока. Желание поведать историю, а не ощущения. Поверхностная фиксация без художественного осмысления. Сиюминутный порыв ради «нескольких лайков в Рунете». Неумение любить, чувствовать, сопереживать?..

- Расскажите, пожалуйста, как пришла идея создания регулярного детско-юношеского номера журнала?

- Знаете, на все дежурные сетования по поводу того, что «не читают», «читателя у журналов нет», всегда отвечал, что и не будут, и не будет, пока в школе не пересмотрят отношение к литературе и чтению. Откуда берётся привычка читать? Оттуда же, откуда и привычка чистить зубы. Нужно насаждать чтение в школе, и у кого-то возникнет в нем потребность. Не у всех. В журнале меня поддержала Наталья Игрунова, которая предложила пойти дальше – не ждать милости от Минобра, а выращивать своего читателя. Она придумала и рубрику, и журнальный спецвыпуск – «Дружба на вырост». Детям о взрослых, взрослым о детях, дети о детях. Мы стараемся печатать молодых авторов, и не только победителей Шмелёвского конкурса, но и школьников из «самотёка» (в плане, например, рассказ Влады Ахмановой из Чувашии, она 2001 года рождения), белгородских школьников, которых вот уже несколько лет специально привлекаем для всевозможных тематических опросов и даём им задания написать на ту или иную тему. Журнал должен быть интересен молодым, мы не должны быть закрытым «Клубом пожилых писателей», за что справедливо укоряют «толстяки».

- Как мне кажется, вам небезразлична судьба будущего поколения граждан России, это видно хотя бы на примере опубликованных в журнале работ победителей Международного детско-юношеского конкурса имени И.С. Шмелёва. Как сложилось Ваше сотрудничество с Издательским советом Русской Православной Церкви, и какое впечатление произвели на вас работы юных конкурсантов?

- Я уже выше упомянул Шмелёвский конкурс. Ежегодная публикация его итогов – в русле нашей стратегии развития журнала. Я только за сотрудничество. В этом огромная заслуга Галины Климовой, она и в жюри Конкурса, и готовит нам в журнал публикации. Очень хорошо, что есть такое большое количество думающих и рассуждающих детей. Не все они станут писателями, но это, наверно, и не задача, но все они вырастут думающими и стремящимися к лучшему людьми. Сейчас мы, к слову, участвуем в жюри Конкурса творческих работ «Школа диалога народов России: литература и жизнь».

- В вашем стихотворении «Дочитал до конца – и забыл…» есть строфа:

И тогда, принимая в упрек
Неповинную эту улыбку,
Будешь помнить, что скроет парок
Или злой папиросный дымок
И вот эту шальную попытку…

Какую роль, на ваш взгляд, в современном российском обществе играет классическое воспитание словом, как часть более широкого явления – научения восприятия искусства?

- Я бы сказал еще шире – литература учит правильному восприятию жизни в целом. Человек читающий легче переносит тяготы жизни и материальные искусы. Духовность – это опора российского общества, в этом «секрет» национального характера. Классическое образование, в том числе на примерах литературы, помогает осознать себя частью целого, приобрести этический и эстетический вкус, и так далее. Литература развивает и гармонизирует, и это ее главная задача. Исподволь, не лозунгами и призывами, нотациями и наставлениями, а через работу души. Пафосно? Да, но это так. «Не опечалившись – душа не озарится», - простите за самоцитату.

- Последний номер журнала в 2017 году посвящён религии, вообще всем конфессиям, на территории России. Почему вы приняли такое решение?

- Стратегия журнала – поведать через литературу, какие мы разные и все-таки одинаковые в главном. Мы не в первый раз обращаемся к теме межконфессиональных отношений. Работа у нас такая – дружить со всеми. Например, на страницах четвертого номера в 2012 году сошлись Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Председатель Совета муфтиев России Муфтий Шейх Равиль Гайнутдин, Главный раввин России Берл Лазар. Авторами того номера были и Олеся Николаева, и Всеволод Чаплин, Чабуа Амирэджиби, Юрий Андрухович, Сухбат Афлатуни, Тиркиш Джумагельдыев, Юрий Мамлеев, Валерий Подорога, Олжас Сулейменов, Вика Чембарцева и писатели из Прибалтики.

- Кто и когда оказал наибольшее влияние на ваше духовное сознание? Можете ли Вы рассказать о наиболее значимых событиях в вашей духовной жизни?

Так сразу не ответишь. Наверное, это все те книги, что читал и продолжаю читать, люди, с которыми встречался и ещё встречусь. Думаю, еще есть кому и чему оказывать на меня духовное влияние, есть куда расти.

- Сергей Александрович, можете ли вы приоткрыть антологию вашей духовной лирики, поэтов, стихи которых важны для вас, которыми вы без страха могли бы поделиться, как образцами?

- Например, «Псалом» Александра Галича:

ПСАЛОМ
Я вышел на поиски Бога.
В предгорьи уже рассвело.
А нужно мне было немного –
Две пригоршни глины всего.
И с гор я спустился в долину,
Развёл над рекою костёр,
И красную вязкую глину
В ладонях размял и растёр.
Что знал я в ту пору о Боге
На тихой заре бытия?
Я вылепил руки и ноги,
И голову вылепил я.
И, полон предчувствием смутным,
Мечтал я, при свете огня,
Что будет Он добрым и мудрым,
Что Он пожалеет меня!
Когда ж он померк, этот длинный
День страхов, надежд и скорбей –
Мой Бог, сотворённый из глины,
Сказал мне:
– Иди и убей!..
И канули годы.
И снова –
Всё так же, но только грубей,
Мой Бог, сотворённый из слова,
Твердил мне:
– Иди и убей!..
И шёл я дорогою праха,
Мне в платье впивался репей,
И Бог, сотворённый из страха,
Шептал мне:
– Иди и убей!..
И вновь я печально и строго
С утра выхожу за порог –
На поиски доброго Бога
И – ах, да поможет мне Бог!