«Главное в военной литературе – несломленный дух человеческий»

митрополит Климент (Капалин)
«Главное в военной литературе – несломленный дух человеческий»
Фото: Сергей Ломов

В 2020-м году наша страна отметила 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Свидетелей тех лет с каждым годом всё меньше, но лучшие, отобранные самим временем письменные свидетельства о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю нашего народа, навсегда остались в русской литературе.

На вопросы о современном значении военной литературы отвечает митрополит Калужский и Боровский Климент

- Ваше Высокопреосвященство, в своем недавнем выступлении на круглом столе «Современная русская литература о Великой Отечественной войне» вы упоминали писателей и поэтов «золотого фонда» военной литературы: Михаил Шолохов и Виктор Курочкин, Константин Симонов и Александр Твардовский. Изменилось ли воспитательное значение и восприятие их произведений сегодня?

- В этом году исполняется тридцать лет с тех пор, как перестал существовать Советский Союз, но лучшие образцы литературы, созданные писателями, обращавшимися и обращающимися к теме войны, продолжают служить примерами действенной любви к Отечеству для новых и новых поколений.

Конкурс «Лето Господне» имени Ивана Сергеевича Шмелева, проводимый Издательским Советом, обратился к теме Победы два года назад, и полученный нами отклик превзошёл наши ожидания. Школьники средних и старших классов подошли к теме ответственно, серьёзно и вдумчиво. Кто-то написал свою работу, основываясь на семейном предании, а кто-то представил художественную и документальную прозу, обобщив объёмные исторические и художественные материалы и собственные впечатления от прочитанной военной прозы и поэзии.

Подобное тщание для нас, организаторов конкурса, является ярким свидетельством того, что тема войны продолжает звучать и в совсем ещё молодых людях, а воспитательное значение военной литературы остаётся одним из важнейших при формировании гражданина и человека.

Мальчишек и девчонок любого поколения не может не волновать тема подвига, и чем бескорыстнее, не требуя себе никаких особых наград, человек жертвует здоровьем и самой жизнью «за други своя», тем больше его великая жертва обращена ко всем нам от мала до велика.

- Какие произведения военной литературы вы особенно выделяете, и какие из них вы бы рекомендовали современным подросткам?

- Один из самых любимых моих писателей – лауреат Патриаршей литературной премии Юрий Бондарев, показавший в своих книгах и высоты, и пропасти человеческого духа, но именно не сломленный испытаниями дух человеческий – главный герой военной литературы.

В романе «Горячий снег» солдаты и офицеры предстают не просто ратоборцами на поле брани, а людьми со своими страхами и опасениями перед лицом грозных опасностей, но, тем не менее, вступающими в противоборство с врагом и побеждающими его и силой оружия, но и силой духа, без которого любое оружие бесполезно.

По свидетельствам участников конкурса «Лето Господне», на них огромное впечатление произвела повесть Ивана Богомолова «Иван» о мальчике-разведчике, каждый день рискующем собой в фашистском тылу ради бесценных для армии сведений о расположении и передвижении вражеских войск.

Второе, пожалуй, по упоминаемости среди участников нашего конкурса произведение военной литературы – повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». История героической борьбы молодых девушек-солдат с группой матёрых немецких диверсантов по праву занимает одно из исключительных мест в нашей военной литературе. Читатель не может не сопереживать каждой строке: речь идёт о будущих женах и матерях, но все они приносят свои жизни на алтарь Победы.

Подвиг духа явлен и в повести Василя Быкова «Сотников»: два партизана, попадающие в плен к фашистам, встают перед выбором, предать товарищей или погибнуть, и каждый разрешает его для себя по-разному. Экранизированная в 1976-м году режиссёром Ларисой Шепитько, повесть напомнила советскому зрителю о подвиге Христовом.

- Меняется ли сегодня военная литература, её смысловые акценты?

- Отрадно, что в произведениях, созданных в последние годы, начала проступать и роль Церкви как сосредоточии духа нашего народа. Мне уже доводилось говорить о романе лауреата Патриаршей литературной премии Александра Сегеня «Поп», в котором священник, находящийся на оккупированных фашистами территориях, терпя лишения и подвергаясь опасностям, до конца исполняет свой долг и как пастырь, и как человек.

Ещё одно свидетельство изменений в военной литературе – роман номинанта Патриаршей литературной премии Ирины Богдановой «Мера бытия». Эта книга – о блокаде Ленинграда, написанная коренной петербурженкой с бесконечной любовью к городу и болью о пережитой им в годы войны трагедии, наложившей отпечаток на всю семью. Многие воспоминания о блокаде в советское время были под спудом, и только теперь некоторые дошедшие до нас свидетельства о ней начинают звучать в полный голос.

Завершу этот краткий список романом «Непобежденные» номинанта Патриаршей литературной премии Владислава Бахревского о священнике Викторине Зарецком, ключевой фигуре Людиновской подпольной организации, и его дочери Нине. Подвиг отца Викторина стал широко известен уже после войны, а перед его дочерью на суде над военными преступниками люди извинялись за то, что думали о ней как о пособнице оккупантов, в то время как она каждый день рисковала жизнью, переправляя сведения о враге партизанам.

Беседовал Сергей Арутюнов