Иоанн Кронштадский: чудо - сегодня

Смирнов Андрей
Иоанн Кронштадский: чудо - сегодня
Фото: предоставлено автором

Беседа с соавтором книги «Своих не бросаю!» и другие рассказы» Андреем Смирновым, председателем Совета Благотворительного фонда «Иоанновская семья»


- Андрей Геннадьевич, святой праведный Иоанн Кронштадтский – образец самой деятельной любви и благочестия, какие только встречались в новейшей истории нашей страны. Сбор свидетельств о его благой помощи страждущим спустя многие десятилетия – кому пришла в голову эта спасительная идея?

- Идея сама по себе не такая уж революционная. Но точно спасительная. Она лежит на поверхности. Чудес по молитвам Иоанну Кронштадтскому в наши дни происходит так много, что их просто нельзя не видеть. Эти факты нельзя игнорировать. И тем не менее большинство наших соотечественников ничего об этом не знают. Это беда народа и беда страны. Многие люди недовольны тем, как живут, и даже не догадываются, что могут изменить свою жизнь.

Многим жизнь кажется убогой и скучной, и они не знают, что совсем рядом – удивительный мир чудес, и в него легко можно войти. Кто-то погряз в проблемах, стрессах, страданиях, и не догадывается, что избавление от них вполне достижимо. Вера и Церковь – вот выход, прямой путь из всех этих ситуаций! Как для каждого отдельно взятого человека, так и для всей страны.

- Что, как вам кажется, есть любовь в понимании авторов книги? Православные знают: «Бог есть любовь». А что можно сказать о любви еще не верующим, но желающим веры? Как объяснить её, описать? Безграничное сочувствие к терпящим бедствие, утешающая пребывающих в отчаянье родительская ласка, после которой стихает и самая сильная боль, или что-то иное?

- В наше время понятие любви примитивизировано, низведено чуть ли не к любви плотской. Наша книга призвана вернуть любви христианский смысл. В ней много примеров поразительных чудес, явленных людям в ответ на их любовь – любовь к ближнему и любовь к Господу.

Любовь Божия столь многогранна, что апостолу Павлу понадобилось немало эпитетов в послании к коринфянам, чтобы хотя бы частично описать её: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает»… (1Кор. 13:4-8).

Собственно, главная цель духовной жизни христианина – научиться любви (греч. ἀγάπη) – в смысле бескорыстной, жертвенной, деятельной и почтительной заботы о ближнем по примеру Божией любви к людям. Почему привожу греческий термин? В греческом языке есть четыре эпитета для обозначения разных форм любви, в современном русском все они обозначены одним словом.

Если говорить о любви Бога к нам на примере святого Иоанна Кронштадтского, то сравнить её можно именно с отеческой заботой – доброй и ласковой, надежной, но строгой и настоятельной, нетерпимой к капризам и грехам.

- Святость как идеал России до 1917-го года – насколько его можно понять сегодня, и не только понять, но и ощутить? Есть ли пути к ощущению её, помимо молитвенного обращения к тем, для кого ничто и времена, и государственные границы, и «неизлечимые» раны, нанесённые грехом?

- Да, есть. Святость – это вообще исконная национальная идея России, которую пытались затереть и потерять в течение ста последних лет. Ведь это синонимический ряд: русский – православный – святой. Все остальные национальности в нашем языке обозначаются именами существительными, и только русским может быть человек любого этноса. Русский немец, русский француз, даже русский негр – звучит вполне органично.

Почему? Потому что быть русским – это значит мыслить по-русски и стремиться быть святым в православном понимании этого слова. А святым, то есть всецело устремленным к Царствию Небесному, может стать каждый человек, кто будет следовать Божьим заповедям, преодолевая в себе грех. Всякий может ощутить на себе особое, ни с чем не сравнимое состояние – Божью благодать.

И непрославленных на земле святых, но вошедших в Царствие Небесное – очень много. Как достичь личной святости? Об этом мы постараемся подробнее рассказать в продолжении книги "Своих не бросаю!", над которым сейчас работаем. Рассказать не от себя лично. А устами людей, священников и мирян, пришедших опытным путём к важным выводам на этот счет, и готовых поделиться ими с читателями.

- Православная диалектика такова, что в качестве подтверждения истинности веры верующим чудо уже не требуется, а неверующих ни в чём не убеждает. Чем же, каким феноменом духовной жизни человека выступает чудо святого в книге «Своих не бросаю!»?

- Чудеса людям нужны как воздух. Как верующим, так и неверующим. Первым – для упрочения веры, вторым – для обращения к ней. Так уж люди устроены. Более того, есть два основных пути обращения к вере – чудеса и скорби. Если бы чудеса не были людям нужны, они бы не происходили.

Чудеса очень даже убеждают и происходят часто. Именно чудеса привели к Богу героев нашей книги "Своих не бросаю!". Даже просто прочитав в ней о чудесах, люди сами начинают с ними сталкиваться и укрепляются в вере. Чудеса – это откровения Бога, если так можно сказать: фонарики, светом которых Он освещает нам путь к Себе.

- Важнейшее определение «свои», вынесенное в названии книги, касается только исповедующих Православие, или своими по умолчанию считаются все те, кто стремится к истине, но не может её достичь?

- "Свои" – это те, кто доверился Богу или готов это сделать. При этом в самой книге фразу «Я своих не бросаю!» произносит святой Иоанн Кронштадтский, имея в виду всех, кто молитвенно обращается к нему. Противоречия здесь нет, ведь есть известная формула: «Дивен Бог во святых Своих».

- «Иоанновская семья» невольно вызывает в памяти лучшие слова прежней русской жизни – «братство», «сестричество», «товарищество». Как вы считаете, могла ли книга родиться в лоне более разрежённом по своему духовному напряжению, и не в том ли состоит путь к вере, как не в собирании людей вокруг самых искренних молитвенников, подобных отцу Николаю Беляеву?

- Ничего случайного не бывает. Одно вытекает из другого. С 2009 года более 200 церковных приходов и около 80 православных организаций социального служения, названных именем Иоанна Кронштадтского в России и 20 странах мира, объединились в Иоанновскую семью. Книга написана по благословению её создателя, светлой памяти протоиерея Николая Беляева (отошёл ко Господу 12.01.2021), и мы имеем много свидетельств о "причастности" к её созданию самого Иоанна Кронштадтского. Рождение этой книги – такое же проявление их воли, как и создание Иоанновской семьи.

Отец Иоанн – великий чудотворец нашего времени. Этот святой сегодня является людям не только в видениях или тонком сне, но и наяву. Он постоянно помогает людям, которые молитвенно обращаются к нему. И да, он продолжает свое пасторское служение, невзирая на то, что его земная жизнь завершилась в 1908 году.

Подобные и даже намного более объёмные и увлекательные книги наверняка могут появиться, если кто-то попробует описать современные чудеса, происходящие по молитвам к святителю Николаю Чудотворцу или святителю Спиридону Тримифунтскому, блаженной Матроне Московской или блаженной Ксении Петербургской, к другим святым чудотворцам. Просто обмен опытом и информацией между храмами Иоанновской семьи уже позволил это сделать и оформить в виде книги.

- Как была организована работа над книгой, создано авторское ядро и распределены обязанности? Долго ли работа продолжалась?

- В 2015 году петербургский режиссер Надежда Большакова по благословению отца Николая Беляева сняла документальный фильм об Иоанновской семье. Он называется «Именем Иоанна Кронштадтского». Съёмки фильма сопровождались таким количеством потрясающих чудес, помогающих создать эту ленту, но оставшихся за кадром, что Надежда вновь и вновь рассказывала о них на приходских собраниях. В 2019 году мы с петербургским писателем Михаилом Карчиком издали эти рассказы в виде тоненькой книжицы «Чудеса за кадром». Книжка многим понравилась, многих укрепила в вере, а прихожане стали охотно делиться с нами своими историями чудесной помощи по молитвам к Иоанну Кронштадтскому.

Весной 2020 года мы с Михаилом Карчиком и Надеждой Большаковой собрали эти истории в большую книгу рассказов с рабочим названием «Чудеса Иоанновской семьи». Отец Николай Беляев прочитал сигнальный экземпляр книги и благословил доработать – убрать некоторые главы и повторы, переписать несколько рассказов. Эти поправки были учтены, но работа на время остановилась в связи с коронавирусом. Решающий вклад в написание и оформление книги внёс наш коллега, журналист и писатель Владимир (Владлен) Чертинов.

Кстати, он позвонил в Иоанновскую семью 25 декабря 2020 года, то есть в день рукоположения Иоанна Ильича Сергиева (Кронштадтского) во священники! Ровно через 165 лет после начала своего пастырского служения отец Иоанн прислал в наш коллектив того человека, который смог завершить работу над книгой, существенно дополнив её. В частности, именно Владимир написал главу о присно поминаемом отце Николае Беляеве, духовном руководителе Иоанновской семьи.

- Не стоит ли собрать в дальнейшем свидетельства тех, которых книга «Своих не бросаю!» обратила к вере? Планируется ли «второй том» книги такого характера, или идея видится пока технически трудно исполнимой?

- Идея легко исполнима и она уже исполняется. Потому что свидетельства о новых чудесах катятся на нас как снежный ком. Не рассказать о многих из них было бы непростительно. Батюшка Иоанн Кронштадтский являет все новые откровения и продолжает подавать важные знаки. Вместе с тиражом книги "Своих не бросаю!" в октябре 2021 года мы получили и привет от него. Удивительным образом даже стандартные типографские надписи и обозначения на пачках книг стали вдруг говорящими.

Предупреждение для грузчиков "не бросать!" стало перекликаться с названием книги. И превратилось в диалог:

- Не бросать!

- Своих не бросаю!

А значок раскрытого зонтика под капельками воды не только предупреждает о том, что нельзя оставлять пачки под дождем, но и является емким символом смысла всей книги: Иоанн Кронштадтский словно раскрывает над своим последователями защитный купол.

Хочется сказать и ещё об одном откровении, которое проявилось не сразу, но стало явным после 24 февраля 2022 года. В конце книги рассказано о том, как в мае 2014 года президент России Владимир Путин побывал в мемориальном музее-квартире святого Иоанна Кронштадтского и принял там в подарок икону «Спасительница России».

Президент уже был в дверях, собирался уйти из мемориальной квартиры святого, когда его окликнули и подарили с собой в дорогу копию Леушинской иконы Божией Матери «Аз есмь с вами, и никтоже на вы» («Я всегда с вами и никто против вас»). Имя «Спасительница России» ей дал Иоанн Кронштадтский.

Это вышло во многом случайно. Но ничего случайного не бывает. Весна 2014 года, воссоединение с Крымом и борьба за право говорить и мыслить по-русски на Донбассе, стали переломным моментом для всего Русского мира. И это глубоко символично, что именно той весной президент России получил благословение «Спасительницы России» в квартире Иоанна Кронштадтского.

Батюшка Иоанн неустанно молился за нашу страну, он предвидел «восстановление мощной России, ещё более сильной и могучей».

«Если соберём волю каждого в одну волю, выстоим!
Если соберём совесть каждого в одну совесть, выстоим!
Если соберём любовь к России каждого в одну любовь, выстоим!
Мы говорим о тех, у кого жива совесть,
О тех, у кого сильна воля,
О тех, кто не стыдится любить Россию,
Кто имеет отвагу любить человека!»

Эти слова святого Иоанна Кронштадтского вынесены в конец книги «Своих не бросаю!» Её авторы совсем не были удивлены, когда зимой 2022 года фраза «Своих не бросаем!» стала девизом спецоперации на Украине и главным лозунгом для всей России.

Мы уверены, святой Иоанн Кронштадтский, действительно, своих не бросает и молитвами ко Пресвятой Богородице простирает защитный купол над всей нашей страной. Так было при его жизни, так продолжается и по сей день.

Беседовал Сергей Арутюнов