К 215-летию одного из основоположников славянофильства
Ты крепкий, праведный стоятель
За Русь и силу праотцов,
Почтенный старец-собиратель
Старинных песен и стихов!
Н.М. Языков
Любовь к родине, трепетное отношение к русскому слову, добросовестный и многолетний труд составили Петру Васильевичу Киреевскому репутацию не только известного публициста, археографа и фольклориста, но и действительно одного из самых знаменитых и почитаемых собирателей и хранителей народного творчества.
Семья Киреевских принадлежала к числу старинных дворянских родов. Отец Киреевского – Василий Иванович – при Павле I служил в гвардии, во время Отечественной войны 1812 года в городе Орле организовал помощь раненым воинам, однако заразился тифом и умер 1 ноября 1812 года. Авдотья Петровна Киреевская (Юшкова) в 23 года осталась вдовой с тремя малолетними детьми – Иваном, Петром и Марией. В воспитании и обучении детей ей помогали родственники и близкий друг семьи В.А. Жуковский. Это во многом определило их дальнейшие судьбы: религиозно-философские искания Ивана Васильевича Киреевского (философа, одного из основоположников теории славянофильства) и собирательскую деятельность Петра. В 1817 году Авдотья Петровна вышла замуж второй раз, на этот раз за Алексея Андреевича Елагина.
В 1822 году семья Киреевских переехала в Москву, чтобы продолжить образование детей. Здесь Пётр Киреевский занимался с профессорами Московского университета, вошёл в «кружок любомудров», начал публиковать свои переводы в «Московском вестнике».
Дом Киреевских в Москве был одним из самых известных литературных салонов, где бывали И.С. Тургенев, С.Т. Аксаков, П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, Н.В. Гоголь, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв и другие.
В 1829 году Пётр Васильевич Киреевский отправился на учёбу в Мюнхенский университет. Там особое влияние на него оказал Шеллинг, с которым будущий фольклорист был знаком лично. Часто бывал он и в семье Ф.И. Тютчева, служившего тогда вторым секретарём Русской миссии в Мюнхене.
Вернувшись в 1830 году в Россию, Пётр Киреевский стал сотрудником Московского архива Министерства иностранных дел. В.Н. Лясковский в книге «Братья Киреевские. Жизнь и труды их» (СПб., 1899) писал об этом периоде общей биографии (Иван Киреевский проходил службу в том же архиве несколькими годами ранее): «Традиционная связь дипломатической карьеры с хорошим тоном, изящество и сравнительная лёгкость службы... – всё это привлекало в Архив цвет тогдашней молодёжи... И не следует забывать, что Архив был тем первым по времени центром, где зародилась позднейшая умственная жизнь Москвы и главным образом философских её кружков».
Ещё в университете в Мюнхене Пётр Васильевич изучал языки, философию, историю. Вместе с народной словесностью его любимым занятием стала история. Вероятно, именно в архиве чтением летописей и подлинных документов было положено начало масштабной исследовательской работе.
После раздела имущества семьи Киреевских−Елагиных в 1836 году Долбино отошло старшему брату, младшему – деревня Киреевская Слободка под Орлом. 22 января 1837 года Пётр впервые приехал сюда в качестве хозяина. 26 января написал брату: «Здесь у меня очень порядочная и просторная комната, в которой я завел диван, вольтеровские кресла, 6 стульев и гитару; и вообще было бы очень комфортно, если бы не тараканы, которых я, однако, вымариваю. В хозяйство надеюсь вникнуть, хоть на первый случай очень трудно сообразить при совершенном недостатке прежних бумаг и счетов». Здесь Пётр Васильевич прожил почти 20 лет, до самой смерти в 1856 году.
Именно в Киреевской Слободке Пётр Васильевич основательно занялся изучением фольклора, привлекая к этому многих выдающихся современников. Материалы ему в разные годы присылали А.С. Пушкин, Н.М. Языков, В.И. Даль. Народное творчество изучалось вместе с фольклористами – уроженцами Орла и Орловской губернии П.И. Якушкиным, М.А. Стаховичем, историком Т.Н. Грановским.
Пётр Васильевич Киреевский без устали работал над собранием песен – ездил по деревням и сёлам и записывал тексты, а потом систематизировал их, сопоставляя варианты.
Количество собранных Киреевским песен велико, но при его жизни они практически не были опубликованы. В 1860–1874 гг. под редакцией П.А. Бессонова было издано десять выпусков «Песен, собранных П.В. Киреевским», но сюда вошло далеко не всё собрание. В 1908 году Общество любителей российской словесности при Московском университете начало работу над изданием «Песен Киреевского» в полном составе под редакцией В.Ф. Миллера и М. Н. Сперанского (в 1911–1929 гг. вышли три выпуска). Собранные П.В. Киреевским материалы до сих пор не утратили своего значения, их изучают фольклористы, этнографы, историки литературы и писатели.
***
Документы Петра Васильевича Киреевского поступили в ЦГЛА из Литературного музея в 1941 году, сформировав в нашем архиве фонд 236 «Киреевские: Иван Васильевич (1806–1856) – публицист, один из основоположников славянофильства; его брат Пётр Васильевич (1808–1856) – писатель, собиратель фольклора». Фонд состоит из 763 единиц хранения за 1687–1917 гг. и включает в себя документы братьев Киреевских, жены и сына И.В. Киреевского и других родственников семьи.
В основном здесь хранится переписка Петра Васильевича Киреевского с П.Ф. Апухтиным, Д.Н. Клушиным, А.И. Кулешовым, А.А. Елагиным, К.Е. Несвицкой, Н.М. Языковым и др., а также имущественно-хозяйственные документы Петра Васильевича.
Также документы, связанные с именем П.В. Киреевского, находятся в личных фондах писателя С.Т. Аксакова (ф. 10), историка и этнографа М.А. Максимовича (ф. 314).
А.А. Кондратенко/Год Литературы
Перечень документов
1 - Портрет П.В. Киреевского. Фотография. 1840-е гг.,РГАЛИ. Ф. 236 Оп. 1
2, 3, 4 - Письмо П.В. Киреевского И.В. Киреевскому (брату), 18 июня 1835 РГАЛИ. Ф. 236 Оп.1.
5,6 - Стихотворение Н.М. Языкова о П.В. Киреевском. 1844-1845. РГАЛИ. Ф. 236 Оп.1.