— Отец Виктор, в чем основное отличие православной литературы?
— У меня несколько своеобразное отношение к православной литературе, но я считаю, что это литература святых отцов: гимнография, догматы, оросы. А то, что мы называем литературой художественной, не является в полной мере литературой православной, но может нести в себе христианские мотивы и смыслы. Одно дело — жития святых, а если человек пишет, допустим, о чудесах и подобном — это совсем другое.
Поэтому сам я не считаю, что пишу православную литературу. Я просто пишу. И обращаюсь к людям вне храма, я строю мостик между храмом и миром. Ведь главное — это заинтересовать человека просто посетить церковь, а там ему уже все объяснят батюшки. Так что для меня православная литература и художественная — это отдельные вещи, но художественные произведения могут либо вести ко Христу, либо уводить от него.
— Насколько важна духовная тема в современной художественной литературе?
— Очень важна. Сейчас люди растеряны, они ищут выход из внутренних и внешних кризисов. И, разумеется, кто-то должен подать им руку помощи, или стать неким «дорожным знаком». И литература может стать таким указателем.
Кроме того, свято место пусто не бывает. Если не будет людей, христиан, пишущих литературу — их место быстро займут другие. Те, кто будет уводить от Бога, от Церкви, разжигать греховные страсти и тому подобное. Поэтому мы должны входить в это литературное пространство, как миссионеры — и заявлять свою позицию.
«Если не будет людей, христиан, пишущих литературу — их место быстро займут другие
Чтобы говорить о Боге, не обязательно употреблять слово «Бог». Человек просто пишет стихотворение, вдохновленное красотой созданного Господом мира — и Он уже будет присутствовать в этом стихотворении. Или писатель поднимает в своем произведении некие вопросы, как Достоевский. Это были художественные тексты, но мы же понимаем, какие вопросы он задавал читателю. Он почти ничего не пишет ни о Церкви, ни о Таинствах, но та проблематика, которую он поднимает — истинно христианская.
Литература — это не проповедь, а призыв. Когда человек приходит в храм — там я, как священник, вещаю ему проповедь с амвона. Но чтобы человек дошел до храма, я должен говорить на языке читателя, должен взывать к его совести.
Для меня литература — это такой лом. Мы живем в некой капсуле: работа, дом, выходные, хобби — такая маленькая, замкнутая система. А кто-то берет лом, вскрывает эту капсулу и говорит: «Смотрите, там — духовная высота, там живут по-другому. Задумайся о себе, куда ты идешь, что с тобой будет?». То есть литература, по большому счету, должна задавать вопросы, а Церковь — отвечать на них. Если я просто буду подходить к людям на улицах и начинать их поучать — от меня отмахнутся.
— Как это делают уличные проповедники?
— Да, они так действуют. Улавливают людей таким образом. На сто отмахнувшихся, глядишь, да и найдется один, который прислушается. У нас иначе. У нас стоят храмы, а храм — это уже проповедь. Идет человек, увидит, перекрестится на купол — уже проповедь. Я зашел в столовую, перекрестился перед едой — уже проповедь. Так мы свидетельствуем о себе, что мы здесь есть. А дальше человек сам, мы лишь помогаем впустить Господа в человека. Они заслоняют Бога собой, зазывая людей и раздавая Новый Завет на улицах. А мы просто своим примером показываем, что мы здесь, и двери православных храмов открыты для всех.
И искусство — любой его вид — способствует принятию Бога. Человек видит храм, картину, читает книгу, слышит музыку — и останавливается пораженный. Это и есть настоящее искусство. У Бога много имен, и одно из них — Красота. И видя такую красоту — нетленную, не пошлую, не грязную — человек задумывается. В этом, как мне кажется, и есть миссия любого искусства. Помочь перейти от телесного к душевному, а из душевного — в духовное.
— В наше время есть такой своеобразный жанр, который можно назвать «православными мифами». Про многих почитаемых в народе святых есть масса историй, написанных чуть ли не в фэнтезийном жанре. Как вы относитесь к такому творчеству? Ведь такие люди тоже пишут о Боге, о чудесах, о святых — или, по крайней мере, считают, что пишут об этом.
— Вся беда в том, что наша эпоха — это эпоха дилетантства. Она во всем. Допустим, сейчас очень моден рэп. Но это ведь может делать едва ли не каждый: кое-как собрал рифмы, зачитал под музыку и все — ты уже главный рэпер своего района. И так везде, в том числе — в литературе.
У человека есть хороший посыл — рассказать что-то о святом. Почему нет? Но если он не имеет таланта, не имеет навыков, — а ведь писательство это ремесло, его нужно оттачивать. Только тогда можно писать интересно, увлекательно и глубоко. А иначе люди, которые хоть раз читали настоящую литературу, даже не будут это читать.
Кроме того, писать сейчас, когда у каждого есть компьютер, стало гораздо проще, чисто физически даже. А интернет позволяет транслировать все написанное на широкую публику. А еще есть всякие семинары «как стать писателем за три часа», посещение которых дает ложную уверенность в своих способностях. Вот и все: сходил на двухдневные курсы, купил ноутбук, подключил интернет — и ты уже якобы писатель.
Эта проблема существует еще и потому, что нет критерия истинной красоты. А в контексте такого вот «околоправославного творчества» это не просто плохо, это еще вредно. Человек, не пришедший еще к Богу, может прочесть такое и решить, что в Церкви царит убогость и серость — и лишь еще сильнее отдалится от Всевышнего.
Я считаю, что если ты православный человек, и собираешься написать что-то о своей вере, ты должен на десять раз выверить каждую строку, чтобы это было настоящим. Христианству чужда любая фальшь, Господь отвергает ложь. Если ты — христианин, ты должен быть ответственным за то слово, которое ты несешь. А сейчас происходит девальвация слова, одно накладывается на другое и человек просто не видит за этими словами Бога. Он видит агитку. А кто пойдет на агитку, да еще так плохо составленную?
«Христианству чужда любая фальшь, Господь отвергает ложь. Если ты — христианин, ты должен быть ответственным за то слово, которое ты несешь
Если ты православный писатель, или хочешь им стать — учись писать. Есть талант — иди в литературное объединение, общайся с писателями, если чувствуешь такой внутренний позыв. Но пойми, что это труд, который требует напряжения. Знакомься с книгами — даже с теми, которые чужды тебе в плане идей, но тогда ты сможешь сказать: «Я это читал и не согласен с тем-то и тем-то». Читайте!
Вера — как якорь для человека. С этим якорем я могу выходить в любые житейские моря, в моря литературы, искусства. Если у меня будет внутренний стержень — моя вера — то я сам пойму, что стоит писать, а что — нет. Поэтому, чтобы писать для мира, нужно иметь очень глубокую веру, но не выставлять ее напоказ. Ты живешь со Христом, но пишешь для людей. Так что, чтобы достойно писать, нужно быть в мире с собой и с Богом, и если ты чувствуешь, что Господь благословил тебя на это дело — тогда трудись.
— К чему вы пришли раньше: к вере или к писательству?
— Сначала я начал писать. Входил в литературное объединение, еще будучи некрещеным. Даже не могу сказать, что я был верующим, скорее, я был ищущим. Жизнь водила меня зигзагами, я был в поиске. И именно через литературу я пришел к истинной вере. Вопросы, которые я видел в книгах, подтолкнули меня к поиску Бога. Поэтому я и говорю все это — из личного опыта.
«Именно через литературу я пришел к истинной вере. Вопросы, которые я видел в книгах, подтолкнули меня к поиску Бога
— До обретения веры — о чем вы писали?
— В моих произведениях, — а тогда я писал в основном стихи — была душевность, лирика, воззвание к миру, юношеский протест. Тогда во мне говорил поиск. Я искал смыслы, искал правду, красоту, слова. Поэтому та моя лирика — это именно поиск Бога. Когда я пришел к вере, сначала столкнулся с тем, что начал бояться того, чего делаю. Я ведь был неофитом, и спрашивал священников: а можно ли вообще писать, не грешно ли? И никто не мог дать мне однозначного ответа. Потом это прошло, но я стал писать исключительно на тему религии. Раздал все свои книги, аудиокассеты, начал все с нуля, отказался от всего «мирского» и стал писать.
И тогда я понял, что пишу фальшиво. Когда включаешь ум, а не сердце, — получается фальшиво. И сейчас мне даже стыдно за некоторые стихи, которые я писал, когда уже уверовал. И только потом, со временем, я вдруг понял, что будучи верующим, священником — я могу писать обо всем. О Родине, о любви, о дружбе, о предательстве — и никогда не напишу пошло и грязно; внутренний барьер веры внутри меня не даст мне это сделать. При этом, этот вот «внешний мир», все это «мирское», от чего я отказывался, будучи неофитом — это все можно и нужно использовать. Например: большинство моих героев — люди вне Церкви. А значит, у них соответствующий образ, язык, на котором они говорят, жаргон. Но произведения не об этом, и вопросы там ставятся другие.
Получается, если разделить мой творческий путь на три части: период поиска, период неофитства и период зрелой веры — то худшим был второй. В середине своего жизненного пути, я, получается, сильно «провис», и я это прекрасно понимаю. Это не были стихи, это был конструктор. Срифмовать, придумать тему не так сложно. Писать от сердца — вот что важно.
— Вы сказали, что православная литература для вас — это, в первую очередь, богослужебная литература. В таком случае, какое значение для вас имеет праздник День православной книги как для писателя?
— Конечно, он имеет огромное значение. Если мы возьмем настоящую, хорошую книгу, которая поднимает глубинные проблемы — мы уже можем назвать ее православной книгой. И задача современных верующих писателей — вытаскивать людей из этого дилетантства, показывать хорошую литературу. Поэтому всевозможные мероприятия, проходящие в дни этого праздника — это хорошая площадка для того, чтобы сказать людям правду, призвать их не вязнуть в словесном болоте, а искать жемчужины подлинного творчества. Прививать вкус. Потому что если есть вера и вкус — человек может брать любую книгу и находить в ней то, что ему нужно, а ненужное — отсекать.
— У первопечатника Иоанна Федорова было много противников. Говорили, что в печатных книгах нет души, по сравнению с рукописными, что они убивают труд писателей, переписчиков. Сейчас мы видим похожую ситуацию с электронными книгами. С их распространением тоже стали говорить о том, что в них нет души в сравнении с печатными. Как вы относитесь к электронным книгам и вообще текстам на мониторах?
— Отчасти я согласен — от прочтения электронной книги впечатления совсем не те. Рукописные или печатные книги — их можно взять в руки, ощутить фактуру, запах. При чтении с монитора этого нет, сохраняется дистанция, нет чувства близости. Я в электронном варианте читаю только учебники, статьи и все такое. Художественную литературу я стараюсь читать на бумаге.
Но стоит помнить, что крайности — это грех. Мы живем в эту эпоху, и никуда нам от этого не деться — хотим мы того или нет. Как люди православные, разумные, мы должны брать полезное и отсекать неполезное. Есть интернет — пользуемся, в нем много полезного. Поэтому что-то мы, возможно, теряем, но отвергать и ругать прогресс я бы не стал. Просто должно быть равновесие: читайте электронные книги, но и про бумажные не забывайте. Должен быть баланс между приятным и привычным и между современным.
Я не думаю, что электронные книги полностью вытеснят бумажные, люди на это не пойдут. Удобство — удобством, но тяга к книге, к ее тяжести в руках, к шелесту страниц, я думаю, у человечества никогда не пройдет.
Официальная газета Красноярской митрополии «Православное слово Сибири»