Литература Русского Севера – тема вовсе не заповедная, если спрашивать о ней людей не просто сведущих, но находящихся в её смысловом центре. На вопросы главного редактора портала «Правчтение» отвечает поэт, главный редактор литературно-художественного журнала «Север» Елена Пиетиляйнен
- Елена Евгеньевна, в чём для вас состоит смысл поэзии, особенно сегодня, когда читателей у неё в сотни, тысячи раз меньше, чем сорок лет назад? Одинокое самоусовершенствование, увязывание себя с Традицией, собирание вокруг себя малого круга единомышленников, способных оценить поэтическое усилие?
- На самом деле бытует мнение, что сегодня поэзия не пользуется массовым спросом, что современные поэты уже не соберут такую многочисленную аудиторию, какую собирали Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский…
Но мой литературный опыт показывает, что интерес к поэзии никуда не пропал, просто изменилась форма встречи читателей с поэтом – я имею в виду интернет, социальные сети. Например, на моей странице ВКонтакте, где я размещаю свои стихи, видны показатели просмотров текстов – каждое моё стихотворение читают более 30 тысяч читателей. Отдельные стихи – более 40 тысяч. А это разве не стадионы? В количественном отношении это те же стадионы читателей, только сидят эти люди не на трибунах в одном месте, а у компьютеров в разных городах и даже странах. Другое дело, что одних поэтов читают, а других – нет. У кого-то и правда малый круг единомышленников, а у кого-то – очень даже широкий. Поэтому для меня поэзия хоть и остаётся одиноким самоусовершенствованием, как любое творчество, но я знаю, что мои стихи читают десятки тысяч людей. И это знание только усиливает мою ответственность за опубликованное поэтическое слово…
- Как бы вы описали преимущественное настроение русской поэтической традиции? И вам не чужд тихий надрыв элегии, и вы, в первую очередь, признаёте в поэзии не площадные вскрики, но ясную речь, которая чем тише и потаённее, тем, как ни парадоксально, слышнее…
- Русская поэтическая традиция, как и вся русская литература, основана на душевных переживаниях и духовных поисках человека. Ещё Достоевский утверждал, что «литература существует для смягчения нравов», а Пушкин признавался в том, что «чувства добрые» он «лирой пробуждал…»
- Кто из русских поэтов чаще других звучит в вас, несмотря, может быть, на несхожесть стилистик и даже семантик?
- А Вы знаете, как я к себе ни прислушивалась – во мне никто не звучит. Хотя я читаю и люблю многих поэтов, и в разные периоды жизни были разные поэтические пристрастия. В подростковом возрасте переписывала и учила наизусть стихи Блока, в юности – таких несхожих Маяковского и Есенина, Вознесенского и Фета… Диплом писала о творчестве Анны Ахматовой. Может, они все каким-то образом повлияли на моё поэтическое становление, но подражать никому из них я никогда не хотела.
- «Чистая лирика» стала присуща Руси не так уж и давно – при выделении из потока книжности фигуры автора – уже не переписчика евангелий, а индивидуума, способного говорить «от себя». Современное общество в своём развитии достигло куда больших высот: потребительского индивидуализма, отрицающего почти любые интегрирующие начала, в том числе литературу. Каково ваше отношение к данному процессу? Читают ли ваши выпускники, обсуждают ли прочитанное?
- Я не вижу отрицания литературы. Она стала занятием, может быть, элитарным. Книги дорогие, но ведь их всё равно покупают. Конечно, не так, как раньше, когда можно было купить книгу за рубль, чтобы просто поставить на полку… Чтение – это редко развлечение. Это труд души и мысли, который под силу не всем и не всегда. Но это нормально. А для того, чтобы молодёжь читала, я и сейчас прилагаю немалые усилия, выступая регулярно в школах, средних учебных заведениях, нашем университете. Например, для студентов филфака мы готовим перечень публикаций «Севера», по которым они пишут свои критические исследовательские работы. Но ведь сначала нужно прочитать! Поэтому своих читателей мы растим сами. 12 лет назад, когда я стала главным редактором журнала, в «Севере» появилась рубрика для детей и юношества, благодаря которой «Север» стали читать в школах и семьях. Те юные читатели, привыкнув к журналу в детстве, уже не расстаются с ним и сейчас, став взрослыми людьми.
- Вы – прирождённый учитель – и не просто потому что «Учитель года», а потому, что целых четыре ваших книги написаны для детей. Ваша формула учительства очевидно начинается с доброты и приязни. Но что, помимо любви и знаний, несёт детям современный педагог, от чего может и должен оберегать своих детей?
- Раньше литература была главным фактором формирования личности. Неслучайно многие известные люди с гордостью говорят о книгах, на которых они выросли. И сегодня для детей главным воспитательным средством должна быть литература. Вопрос в том – какая именно. Задача педагога – ориентировать детей в литературном мире, предлагая интересные и вместе с тем полезные в хорошем смысле этого слова произведения. А уберечь, думаю, от жизни в принципе невозможно. Но необходимо через хорошие книги учить понимать, что есть добро, а что есть зло. И не только распознавать их уже с детства, но и стремиться к доброму созиданию, чтобы стать успешным и счастливым человеком.
- Север – начало Руси, точка отсчёта и вольности, и неистощимой жажды пространства, соотнесения себя с мирозданием. Каков русский Север сегодня, о чём он, прошедший, как и все мы, страдальческий путь реформирования, говорит стране и миру?
- Сегодня север ждет к себе государственного внимания, какое было, например, при Петре I. В самые критические исторические моменты России власть обращала внимание на север – достаточно вспомнить «северную войну», когда Россия, не имевшая выхода к морю, буквально задыхалась взаперти. И тогда Петр I прошёл Белым морем до Нюхчи (что в Беломорском районе Карелии), провёл войска до Онежского озера «осударевой дорогой», выбил шведов из крепости Орешек в устье Невы и освободил выход России в Балтийское море, то есть «прорубил окно в Европу», благодаря чему Россия стала морской державой.
В 30-е годы XX столетия обнаружилось, что Россия не защищена с севера – приморские регионы испытали два нашествия интервентов (в крымскую и гражданскую войну). К тому времени власть уже понимала и то, какую ценность представляли богатства Арктического региона. Поэтому в 30-е годы был построен Беломорско-Балтийский канал и создан северный флот. Сегодня север страны требует не меньшего державного внимания.
- Кто из авторов журнала наиболее нуждается в прочтении «здесь и сейчас», и почему?
- Наверное, каждый современный автор нуждается в прочтении «здесь и сейчас». И в этом преимущество журнала «Север», который поступает во все библиотеки Карелии, а также в библиотеки нескольких десятков регионов России. Насколько мне известно, в библиотеках Карелии даже существует читательская очередь на наш журнал. Поэтому все авторы «Севера» имеют шанс быть прочитанными «здесь и сейчас».
- Сообщество толстых литературных журналов переживает не самые лучшие времена. Насколько благополучно обстоят дела в этом смысле у «Севера»? Есть ли понимание первостепенной культурологической важности издания у руководства региона?
- Благополучие литературного журнала зависит от успеха самого журнала. Прежде всего, читательского. Когда власть видит востребованность издания у людей, то она и поддерживает это издание. Учредителями журнала «Север» выступают Правительство Республики Карелия и Союз писателей России.
«Север» читают не только в Карелии, а во многих регионах России, а также за рубежом. Поэтому власть понимает, что «Север» является культурной визитной карточкой Карелии в России.
Помимо публикации достойных произведений, что является главной функцией литературного журнала, мы реализуем несколько социально-значимых проектов, содействующих развитию российской литературы. Например, уже 10 лет проводится конкурс для молодых авторов «Северная звезда», благодаря которому немало талантливых начинающих литераторов шагнуло в российскую литературу со страниц «Севера». В прошлом году, например, среди лауреатов оказалась и якутянка Лидия Тарасова, первую книгу которой «Лесные сны» издали в Якутии после её публикации в «Севере».
С 2012 г. мы вручаем ежегодные литературные премии за лучшие публикации года в нескольких номинациях – проза, поэзия, публицистика, детская литература… Примечательно, что традиционно свои личные деньги в премиальный фонд жертвуют первые лица республики Глава Республики Карелия, законодатели и сенаторы. Эта премия не только позволяет поддерживать писателей материально, но и содействует притоку лучших произведений в журнал.
Совершенно новый наш проект этого года – литературный фестиваль «Золотой запас «Севера», который проходит при поддержке Главы Республики Карелия Артура Олеговича Парфенчикова. Цели фестиваля – выявление талантливых авторов вне зависимости от возраста и профессиональная помощь в их становлении. В этом году финал фестиваля пройдёт в Петрозаводске 2 октября, в нём примут участие 118 авторов, прошедших конкурсный отбор.
Как видите, вокруг журнала «Север» кипит литературная жизнь, в которую включены тысячи людей – как писателей, так и читателей, потому что постоянно происходят творческие встречи и презентации вышедших номеров журнала. Хотя первостепенной, как Вы говорите, культурологической важности сегодня у литературы, наверное, нет нигде. Эта первостепенная роль была когда-то, когда государство понимало роль литературы как оплот самой государственности, ведь именно литература – мощнейший инструмент влияния на сознание людей. Хотя и сегодня литературу можно считать фундаментом культуры: кто пишет пьесы для театра? Драматург – тот же писатель. Кто создаёт тексты для песен? Поэт. Стихи можно прочесть и без музыки, а вот спеть песню без слов – вряд ли… И сама литература – составляющая культуры.
И хотелось бы, чтобы власть это понимала.
- Насколько интегрирован журнал в современные гуманитарные процессы? Появляются ли в нём авторы из других регионов, и если да, то по какому принципу идёт отбор?
- Я уже говорила о том, что «Север» выписывают библиотеки многих регионов России, поэтому и публикуем мы авторов вне зависимости от его географической принадлежности. И отбор осуществляется по одному принципу – художественной ценности рукописи. Сегодня в «Севере» публикуются авторы из разных регионов России, а также из-за рубежа, и, конечно, свои карельские авторы.
- Не видите ли вы опасности «культурного сепаратизма» в том, что многие региональные литературные журналы сегодня существуют словно бы на островах, годами эксплуатируя одну и ту же когорту местных авторов?
- Те журналы, у которых одна и та же когорта авторов, обречены на замкнутое существование или даже закрытие в силу отсутствия читательского спроса. Например, столичный журнал «Октябрь», насколько мне известно, закрылся. Его уже давно нет в подписных каталогах. А ведь это журнал почти с вековой историей, славными когда-то именами… Но журнал не может жить былыми заслугами. Рождаются новые читатели, как и новые писатели.
Журнал призван отражать живой литературный процесс, в нём должна быть постоянная «движуха», в противном случае он превратится в болото, которое будут обходить стороной и читатели, и талантливые писатели.
- Подрастает ли молодое поколение северных поэтов, прозаиков? Кто они, какое слово пытаются донести до читателей?
- Я уже вспоминала наш молодёжный литературный конкурс «Северная звезда», который существует 10 лет. Произведения лауреатов мы публикуем в «Севере» - и это очень достойный уровень. Если бы не было действительно талантливых молодых авторов, то либо бы конкурс уже иссяк, либо журнал потерял читательский спрос. Но этого не произошло. И ведь те, кто ещё 10 лет назад были молоды, сегодня уже перешагнули категорию «начинающих»… А новые появляются всё время. И не разочаровывают ни нас, ни читателей. А слово у каждого своё – и в поэзии, и в прозе.
- Можно ли говорить о литературе российского Севера, как о целостном и вполне литературоведческом понятии, и если да, как бы вы определили его?
- О специфике северной литературы есть немало литературоведческих работ, в том числе и учёного Елены Галимовой из Архангельска. Поэтому я не буду давать своих определений, а скажу лишь то, что любая региональная (в том числе и северная) литература интересна лишь тогда, когда она поднимает проблемы маленького этноса до общечеловеческих. В. Личутин, В. Маслов, как и В. Белов – северные писатели. Но их произведения - российского масштаба. Этим они и ценны.
- Как вы оцениваете роль Русской Православной Церкви в современных гуманитарных процессах?
- Человеку в жизни всегда нужны нравственные ориентиры, духовная опора. Православие проповедует те ценности, которые позволяют человеку быть человеком. Вера в светлое будущее в виде коммунизма у старшего поколения ушла, а у нового и не появлялась. Поэтому Русская Православная церковь в современных условиях является мощным институтом воспитания, нацеливая человека на православные традиции, являющиеся духовной скрепой нашего народа.
Как и в любой сфере, в Русской Православной церкви очень многое зависит от конкретных людей, которые в ней служат. В Петрозаводске, например, с появлением митрополита Константина явственно ощущается инициатива РПЦ в проведении многих социально значимых мероприятий, в которых учреждения образования и культуры выступают партнёрами. На уровне России РПЦ совместно с Союзом писателей России уже много лет проводят Всемирные Соборы, где обсуждаются значимые общественные проблемы. Существует и в литературе Патриаршая премия. К слову, наш митрополит Константин – член Союза писателей России, автор книг и многих публикаций.
- Какие значимые публикации ожидают читателей в новом уже учебном 2019-2020 году?
Как справедливо высказался один из моих предшественников – главный редактор «Севера» с 36-летним стажем Д.Я. Гусаров, «в литературе останется только то, что зачтёт читатель». И значимость опубликованных произведений мы тоже во многом определяем по читательскому резонансу, исходя из которого, вручаем ежегодные премии за лучшие публикации. Поэтому говорить заранее о значимости тех или иных произведений поостерегусь. У «Севера» широкая содержательная палитра, мы ориентированы на разные читательские интересы в жанровом и тематическом смысле, поэтому и значимость публикации у каждого читателя будет своя.