У нас большая радость: драматург, мастер Литературного института им. А.М. Горького, лауреат Патриаршей литературной премии Владимир Малягин отмечен наградами XVIII конкурса «Просвещение через книгу», и не один раз, а дважды. О его книгах, завоевавших первые места в номинации «Лучшая духовно-патриотическая книга» и «Лучшая публицистическая книга», наш с ним сегодняшний разговор
- Владимир Юрьевич, редакция портала «Правчтение» приветствует ваше награждение, поздравляет вас. Расскажите, как складывалась книга «Глас вопиющего. Священный смысл несвященной истории. Статьи и очерки разных лет». Те ли это статьи, которые было невозможно не написать, видя, как «цивилизованный мир» (Европа и США) пробуют в очередной раз обвинить Россию в «нецивилизованном» поведении на международной арене?
- Дорогой Сергей Сергеевич, прежде всего благодарю за поздравления и за всегдашнее теплое отношение. Теплоты в нашем сегодняшнем мире остается всё меньше, и потому каждое ее проявление ценно вдвойне.
Что касается книги – она складывалась постепенно, в течение 10 лет. И это были мои сердечные, душевные реакции на происходящее внутри и вне нашей страны, нашего общества. Когда, по слову классика, ты не можешь молчать. А когда ты еще неплохо знаешь историю – ты поражаешься, с какой зеркальностью, с какой железобетонной неизбежностью повторяются все классические беды нашего общества, а также все наши «преступления», которые нам приписывает «цивилизованное общество», то есть наши вековые враги англосаксы и их европейские подпевалы. И всё это вместе – невыносимо для русского, российского писателя. В общем, когда молчать уже невозможно (при том, что многие другие молчат), ты берешься за перо. И потом, в Писании мы имеем страшное предупреждение: Если вы будете молчать, то камни возопиют. Не дай Господь нам довести дело до такой минуты, когда мы услышим, как камни говорят вместо нас…
- На какие недавние события откликалось ваше сердце в первую очередь, и что будило его к высказыванию – осознание вопиющей несправедливости происходящего, стремление объяснить очевидное и неочевидное, предположить нечто и о нашем духе, и о духе «уважаемых партнёров»?
- Всё то, что вы перечислили, действительно имеет место. Однако враги – и есть враги, и только недалекие умы считают вековечных врагов России чуть ли не друзьями. Но еще более потрясает слепота, ограниченность, двуличность и трусость некоторых наших сограждан. А особенно тех, кто имеет власть и вместе с властью – обязанность защищать государство, защищать народ. В своих статьях я нередко использую термин, который сам собой приходит на ум: смердяковщина. И Павла Федоровича Смердякова, одного из братьев Карамазовых (незаконнорожденного брата), я считаю самым пророческим героем последнего романа Достоевского, моего любимого писателя. Именно смердяковщина всегда губила и сегодня пытается погубить Россию и русский народ. Потому что главное чувство Смердякова – ненависть к России. И эту ненависть к России и русским, вплоть до прямых оскорблений, мы опять увидели и услышали, начиная с февраля 2022 года. Но посмотрите, как нашим сегодняшним смердяковым вольготно жилось все эти десятилетия в нашем государстве! Какими хозяевами положения они себя чувствовали в любой сфере деятельность – государственном управлении, науке, культуре, СМИ! Но многое ли изменилось сегодня, спустя полтора года СВО? Почти ничего… Борьба со смердяковыми нам еще предстоит – долгая и трудная. И только победив эту духовную нечисть, мы сможем возродить Россию. Потому что, по сути своей, это – пятая колонна наших недругов внутри страны.
- Отчего запад нас так ненавидит? Мы же так долго и старательно вписывались в рынок, а те, кто не вписывались, вымирали ему в угоду. Что с нами, как сегодня любят выражаться, «не так»? Что с нашей генетикой такое, что с пониманием добра и зла, и чем оно отличается от «просвещённого гуманизма»?
Церемония вручения наград XVIII конкурса «Просвещение через книгу»
- Начну вроде бы издалека. Я преподаю в Литературном институте, кроме курса драматургического мастерства, еще и курс Теории драмы. И делаю обзор этой науки за две с половиной тысячи лет, от Аристотеля до наших дней. И несколько лет назад я открыл для себя удивительную вещь. Я ни у кого не встречал этой мысли, поэтому с полным правом считаю это своим, пусть маленьким, но открытием. Заключается оно в следующем: наша культура и западная цивилизация выросли из абсолютно разных корней. Мы ведем свою родословную от Древней Греции, они – от Древнего Рима. Культура Древней Греции – это культура духа, души, внимания к психологии, к переживаниям человека. Это искусство и литература, которые буквально формировали духовное, нравственное и умственное содержание народного сознания. Цивилизация же Рима – это система законов, порядка, военного дела, внешнего устроения государства. А что такое для них искусство, культура? Это просто развлечение, шоу. И потому я считаю очень характерным западным выражением своего кредо песню группы Queen « Шоу должно продолжаться». Искусство для них – шоу. Культура – шоу. А для нас культура – это прежде всего слово. И даже – Слово. А кого так называют в Евангелии, мы с вами отлично знаем.
И потому между нами никогда не было и не может быть полного слияния, как бы мы этого ни хотели. Они-то с нами сливаться никогда не собирались, они знают, что являются людьми первого сорта. Между нами может быть мирное сосуществование, и это наивысшая возможная степень нашего с ними «братства». И опять меня глубоко удручает махровая смердяковщина наших «лучших людей», готовых целовать западным господам любые места… Но, возвращаясь к началу, повторю: почти никто сегодня не знает историю, а от этого много, много бед происходит на нашем пути. Но почему до сих пор никто не сказал об этой разнице корней четко и внятно, почему об этом не повторяют ежедневно _ для меня загадка. Очевидно, в мире есть силы, которые очень не хотят, чтобы мы увидели происходящее так, как оно есть.
- Чем русский Христос отличается от Христа западных стран? Сколько ни видел тамошних олеографий с ним, нельзя не видеть в них той ласковости, которая склонна прощать всё подряд. Может, потому Он у них и такой, что они хотят за всё себя заранее простить?
- Нам стоит для ответа на ваш вопрос опять вернуться к великому русскому гению Достоевскому. Помните Легенду о Великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых»? Что там говорит Христу Великий инквизитор (олицетворяющий, кстати, папу римского)? «Мы давно уже не с Тобой, а с ним. С тем великим духом, который искушал Тебя в пустыне…» Кто искушал в пустыне Христа, нам не надо объяснять. Так вот, наш Христос – это именно Христос. Такой, каким Он был в действительности. А кто у них на этом святом месте – пусть разбираются они сами. Но вспоминается только одна деталь: папой недавно канонизирован хорватский кардинал Степинац, руководивший чудовищным геноцидом сербов в годы Второй Мировой. Мало того, сам принимавший в этих страшных преступлениях участие. Понимаете? Не жертвы канонизируются – убийцы! Но если у них такие «святые» - то кто же тогда на месте предводителя этих «ангелов»? Я думаю, догадаться нетрудно. А потому давайте думать почаще о своем Христе, о нашем Христе, и не заглядываться на чужие лукавые образы, чтобы не погибнуть вместе с теми, кто им поклоняется.
- Мне часто начало казаться, что Запад, больше тысячи лет возраставший в строительстве готических соборов, богословии, не понял чего-то главного, и так и не вырос, а отброшен сегодня если не в младенчество, то в подростковое понимание бытия. Капризы мы бы ещё снесли, если бы в руках у кичливого подростка не было ядерного оружия. Какой, по вашему предвидению, будет развязка противостояния, и как скоро?
- По поводу соборов. В Миссионерских письмах выдающегося святителя XX века Николая Сербского есть важная мысль: Великие произведения культуры и искусства могут создаваться мелкими, подлыми и даже мерзкими людьми. Поэтому не будем обманываться высотой готических соборов – их строили просто люди… Знаете, в классическом фильме «Крестный отец» есть очень точный эпизод. Кардинал, которого вскоре выберут папой, а потом очень быстро отравят, поскольку он был слишком честным, в беседе с главным героем берет из фонтана камешек, разбивает его и показывает собеседнику: «Видите? Снаружи камень мокрый, а внутри сухой. Так и христианство: оно их омывает, но не проникает внутрь…» Речь здесь идет именно о западных людях. Гениальный эпизод, поскольку он – приговор всей западной цивилизации. Нет, они не младенцы и не подростки. Они – развращенные и духовно мертвые старики, в которых живая вода христианства уже не проникнет. И они очень хотят, чтобы и мы, и весь мир стали такими же стариками как они. Они хотят, чтобы весь мир умер вместе со всеми. И потом, сколько там христианства, а сколько во всей этой пресловутой «протестантской этике» того же иудейства – тут меру знает только Господь, у Которого в руках истинные весы.
Ну а какой и как скоро будет развязка всего – и это тоже знает, конечно, только Господь. Но то, что эти духовно развращенные старики, когда поймут, что не могут до конца развратить остальной мир, постараются, чтобы весь этот мир погиб вместе с ними – это, к сожалению, очевидно. Бесспорно, сказанное не отменяет того, что и по ту сторону есть настоящие верующие люди, искренние христиане, даже праведники. А из Писания мы знаем, что Господь по любви может оставить в живых самый нечестивый город ради всего нескольких праведников. В общем, решение этой задачи с миллионом неизвестных для нас с вами вряд ли возможно.
- Сегодня наши политологи и социологи, любящие выискивать «национальные коды», «формулировать формулы», столь немилосердно мудрят, но не проще ли всем им сказать, что русский человек в лучших своих проявлениях – незримый тринадцатый Христов апостол, который не захотел убежать из Гефсимании, и всё с нами немедленно станет ясно, и с ненавистью к нам Запада в том числе?
- Они действительно ненавидят нас прежде всего за нашу веру. За то, что мы ее не предали (как они), за то, что остались верны Христу (и миллионы наших новомучеников хотя бы только в XX веке об этом свидетельствуют). История Авеля и Каина ведь повторяется все эти долгие тысячи лет, и исхода ей нет – Каин никак не может покаяться и вряд ли покается.
Ну а что касается наших «мудрецов», тут очевидно, что многие всю жизнь ищут Истину только с одной целью – чтобы никогда ее не найти. А прямо сказать, что главная ценность русского народа для Бога заключается в его вере христианской – это для таких мудрецов все равно что признать поражение всей своей жизни. Слишком просто и сразу делает ненужным все их глупые мудрствования. И потом, если это главная ценность, то ведь и самим надо к вере лицом обратиться? Нет, для подобных боязливых деятелей, прячущихся в философиях и социологиях, это невозможно…
- Вы совсем недавно были на Донбассе, и уже делились впечатлениями от поездки, но позвольте снова спросить вас о ней: как вы опознавали там своих, по каким чёрточкам характера, выражениям, пониманию жизни? Или там все свои уже потому, что остались, и каждый день переживают самую страшную драму – войны за никому в мире не понятный, но такой дорогой всем нам русский идеал?
- Да, на Донбассе действительно все свои, и это очевидно, и это главное, что надо помнить всегда. А главная черта характера всех своих – это спокойное мужество, готовность к лишениям и жертве. Там скорее можно обратить внимание на того, кто, возможно, не совсем свой. Помню один момент в центральной библиотеке Бердянска: мы увлеченно общаемся с сотрудниками, делимся друг с другом самым наболевшим и сокровенным – и вдруг я замечаю чей-то взгляд. Одна из сотрудниц сидит в стороне и пристально смотрит на нас, не улыбаясь, мягко говоря. Я потом еще несколько раз бросал взгляд в ее сторону – то же каменное, мрачное выражение лица. Легко было принять эту неприязнь на свой счет, но что там на самом деле? И что там произошло или происходит в ее семье? (А ведь многие семьи раскололись во время последних событий.) Бог весть…
- Как лауреат Патриаршей литературной премии, вы много ездите по стране. Что, на ваш взгляд, кроме языка, единит нас всех и скрепляет в единую цивилизацию? Во что мы веруем, за что безоглядно готовы страдать и какому будущему хотим отдать своих детей?
- Знаете, мне вспоминается напутствие одного известного священника (он давно уже закончил свой жизненный путь) на моей первой исповеди, которая состоялась, ни много ни мало, в феврале 1982 года. Главное, сказал он, три простые вещи, которые больше всего ценит и бережет народ – Справедливость, Доброта, Чистота. Я не случайно эти слова написал с заглавных букв, мне именно с заглавных букв хочется их писать. И вот этот священник, при том, что сам-то он был и образованным, и вообще интеллектуалом, не вдаваясь в богословские тонкости, поставил своего рода столпы не только православной, но любой традиционной веры. Итак, справедливость – доброта – чистота. Вот чего не хватает всему нашему российскому народу, вот о чем он мечтает и к чему стремится, вот что объединяет всех нас, жаждущих справедливости, ценящих даже крупицы доброты, с трудом сохраняющих остатки чистоты…
- Способно ли сейчас победить – Слово? Некогда один из писателей-лауреатов Нобелевской премии определял, что своим словом сокрушил Советский Союз. Способно ли русское слово если не выстроить с нуля, то основать заново великую страну, гражданами которой нам повезло стать от рождения?
- Мне кажется, только Слово и способно победить. Другого победителя я себе не представляю. И именно русский язык, русское слово, русская культура – самый крепкий раствор, собирающий воедино и скрепляющий и наше государство и наши народы. И Русская Православная Церковь – главная сила по защите сегодня русского слова и русской культуры. Ну а насчет нобелевского лауреата – он всегда был чересчур самолюбивым и гордым, а от этого – и не очень объективным. Если бы не титанические усилия по сокрушению СССР всего западного мира извне и не массовое предательство смердяковых внутри страны – где бы сейчас был и запад, и СССР, и этот нобелевский лауреат? У кого-то из святых отцов сказано: не дерзай своей слабой рукой противиться воле Божией. Воля Божия была в том, чтобы СССР рухнул по причине именно своего безбожия. А к воле Божией, и это понятно, все хотят примазаться и выдать действия этой великой воли за свои…
- Как долго возглавляемое вами издательство «Даниловский Благовестник» работало над книгой «Святой благоверный князь Даниил Московский. 1303-2023. 720 лет со дня преставления», и почему именно сегодня она так важна не только для любителей истории, но и для всех нас?
- Над этой книгой наше издательство работало и долго, и увлеченно, и очень кропотливо. И мы все рады, что результат получился таким успешным, что его заметили и отметили на таком значимом конкурсе. Сама фигура князя Даниила, духовного основателя Москвы, еще недостаточно осознана, недостаточно оценена обществом, особенно обществом нецерковным. А ведь это человек, заложивший основы дальнейшего исторического развития Москвы и Московского княжества, превратившегося сначала в Московскую Русь, а потом – в Великую Россию.
А в этом году мы отмечали еще и славную дату – 40-летие возрождения Данилова монастыря, первого монастыря Москвы. Он был возвращен Церкви в 1983 году – и с этого момента началось в нашей стране настоящее церковное возрождение, когда сотни тысяч и миллионы людей вспомнили, что они русские и православные. Именно сорокалетию возрождения и было посвящено наше красочное и содержательное издание.
- Чего бы вы хотели пожелать читателям портала «Правчтение» в эти непростые дни, с какими словами к ним обратиться?
- Желаю терпения и мужества, мужества и терпения. А наша вера, наша история, слава нашего великого и непобедимого Отечества у нас уже есть. Надеюсь, что, по слову поэта, «И мужество нас не покинет»!
Беседовал Сергей Арутюнов