Не бизнес, а дело всей жизни

Не бизнес, а дело всей жизни
Фото: сайт ЛГ

Этот бренд, безусловно, знаком каждому, кто интересуется исторической литературой или художественной прозой патриотической направленности. За три десятилетия имя «Вече» стало не только знаком качества, но и символом любви к Родине. О прошлом, настоящем и будущем одного из крупнейших издательств страны мы побеседовали с его генеральным директором Леонидом Палько и главным редактором Сергеем Дмитриевым


– «Вече» отмечает свой 30-летний юбилей. Расскажите, пожалуйста, об истории издательства, об основных вехах его развития.

Л.П.: Мы вышли из шинели комсомола. У меня есть запись в трудовой книжке – я работал ответоргом в Центральном комитете ВЛКСМ. Сергей Николаевич работал в комсомольском издательстве. И ещё один наш партнёр, ныне покойный, к сожалению, – Еленский Валерий Петрович – тоже прошёл школу комсомола. Именно Еленский пригласил меня на работу в «Молодую гвардию» – они создали Центр коммерческой деятельности, и я проходил собеседование на должность заведующего сектором экономики. Я предложил создать малое экспериментальное предприятие, которое занималось бы снабжением «Молодой гвардии», и мою идею одобрили. Предприятие заработало, мы освоились, сделали себе офис... А впоследствии произошёл конфликт интересов, и мы отделились от издательства.

Сперва, пустившись в свободное плавание, мы хватались буквально за любые издательские проекты. Но с приходом Сергея Николаевича всё изменилось. Мы познакомились, когда он был главным редактором «Молодой гвардии». Потом ему там, видимо, стало тесно, и он основал собственное издательство – «Персей». Мы сразу же стали сотрудничать и вскоре объединили усилия, начали работать втроём. Именно этот момент я считаю отправной точкой творческого становления издательства «Вече». Тогда мы определились со своей нишей, выбрав историко-патриотическое направление.

Понимаете, для нас издание книг не просто бизнес. Коммерческая составляющая имеет для нас меньшее значение, чем для многих других издательств. «Вече» – в первую очередь социально значимый проект. Я никогда не устану это повторять! Как ещё доказать, что мы нужны и мы важны, мы часть национального достояния России, её богатейшей культуры! И мы делаем очень много для укрепления национального самосознания. Кроме того, «Вече», можно сказать, издательство «региональной направленности», одно из наших ключевых направлений – поддержка региональных авторов и в целом популяризация регионов России. Нам это кажется очень важным.

Я считаю, что такой подход к работе – наследие социализма в лучшем смысле этого слова. Сегодня в бизнесе нужно быть жёстким, хватким, а если у тебя другие приоритеты, приходится нелегко. И государственная поддержка очень нужна. Тем не менее даже в нынешних условиях, при относительно небольшом коллективе, мы сумели создать крупный бренд, существующий вот уже 30 лет. Нас знают и уважают – и различные государственные структуры, и простые читатели.

Наше самое главное богатство – люди. И авторы – например, Валентин Пикуль, ставший нашей «визитной карточкой», Владимир Карпов, с которым мы дружили. И – сотрудники. У нас очень маленькая текучка, более 50% коллектива – люди, которые проработали в «Вече» 20–25 лет.

А основные вехи истории нашего издательства, на мой взгляд, связаны с выпуском различных серий

– Как разрабатывалась ваша стратегия серийности? Вы с самого начала решили сделать упор на серии?

С.Д.: Нет, они появлялись, что называется, методом проб. Когда приходила в голову идея какой-то серии, которая казалась нам интересной, мы её запускали, а потом смотрели, «выстрелила» она или нет. Так, «Полное собрание сочинений Валентина Пикуля» мы издаём уже 25 лет, «100 великих» – уже 17 лет.

История – тема широкая, и в ней много ответвлений: отечественная, всемирная, военная, морская, казачья, история отдельных регионов. Мы нащупываем разные направления, ищем интересный подход. Результат иногда бывает очень неожиданным. Например, серия «Сибириада» изначально была скорее локальной, никто не мог подумать, что она станет такой масштабной и мы выпустим в ней более 500 книг, из которых 247 – новинки. Ну какое ещё издательство может похвастаться серией из 500 книг? Разве что «Молодая гвардия», выпускающая «ЖЗЛ». А всего у нас вышло 28 серий, в каждой из которых выпущено более 100 книг!

Л.П.: Мы попытались поставить себя на место аудитории. Вот я читатель. Допустим, прочитал роман Михаила Щукина и он мне понравился. Значит, в следующий раз я буду целенаправленно искать произведения Михаила Щукина, стану смотреть: а есть ли у него что-то новое? Можно искать по имени автора, но можно и следить за серией, в которой его книги выпускаются. Сейчас читатели по всей стране следят за новинками, например, «Сибириады». Многие из них собирают серию полностью.

– Действительно, «Вече» – одно из крупнейших издательств в России, выпускавшее около 500 различных серий. С точки зрения читательского интереса какие из них можно назвать наиболее удачными и востребованными?

С.Д.: Кроме собрания сочинений Пикуля и «Сибириады» большой популярностью пользуются серии «Военные приключения», «Мастера приключений», «Военные тайны ХХ века», «100 великих романов». А среди рекордсменов по тиражам я бы выделил «Коллекцию исторических романов» (более 5 млн экз.) и, конечно, нашего абсолютного рекордсмена – «100 великих» (13 млн экз.). Кстати, 14 серий «Вече» уже превысили миллионную планку выпуска книг.

– В сознании большинства читателей «Вече» – прежде всего издательство, специализирующееся на исторической литературе, но не так давно у вас появилась серия «Проза нового века». Как возникла эта идея и как осуществляется отбор авторов?

С.Д.: Главный принцип – только новые и интересные романы крупных современных писателей. В этой серии уже вышли книги Александра Проханова, Николая Иванова, Канты Ибрагимова, Романа Сенчина, Михаила Тарковского, Михаила Щукина, Александра Куприянова. Многие хотят попасть в эту серию. Но отбор очень строгий.

– Я знаю, что «Вече» очень плотно работает с авторами, оказывая им всестороннюю поддержку. А как насчёт взаимодействия с читателями? Получаете ли вы обратную связь?

Л.П.: Конечно! Расскажу вам для примера одну историю. Дело было лет 20 назад в Магадане. Мы охотились в лесу, сильно промокли под дождём, и егерь пригласил нас к себе в дом, чтобы согреться, переодеться, выпить чаю. Вошли – и я вижу, что на полках стоят книги «Вече». Я достал одну, говорю хозяевам: «Это наши книги! Их моё издательство выпускает». Жена егеря, учительница, мне не поверила. Пришлось даже паспорт показать! (Смеётся.) Открыл выходные данные, говорю: «Видите, тут указано: директор – Палько. Это я!» Что тут началось... Нам немедленно накрыли стол, жена хозяина побежала за директором школы. Для них это было целое событие! Меня засыпали вопросами, я с гордостью рассказывал, как мы общаемся с авторами. «Вы что, живьём видели Можаева?!» – «Да, конечно!» – «Да ладно, не может такого быть!» Понимаете, мы для этих людей были своего рода волшебниками, которые делают их любимые книги. В тот момент я по-настоящему почувствовал значимость нашей работы и авторитет «Вече».

– Затянувшаяся пандемия не обошла стороной никого. Как издательству удаётся выживать в этих условиях и с какими основными проблемами вы столкнулись?

Л.П.: В пандемию команда издательства «Вече» работала как слаженный механизм, и это помогло выстоять. Мы очень благодарны за квартальные налоговые каникулы, которые предоставило правительство. Правда, из-за некоторых недоразумений нам не удалось получить выделенную государством для поддержки субсидию. Сейчас, честно признаюсь, приходится выживать. Буквально выживать. И если бы не имя, заработанное издательством «Вече», не связи, не заказные проекты, я не знаю, что бы мы делали. У людей сейчас просто нет денег. Ведь наши книги – это пусть и полезный, но всё же отдых. А в списке базовых потребностей отдых занимает, как вы понимаете, самое последнее место.

С.Д.: Да, книги перестали быть приоритетом. Произошла смена интересов, и люди готовы гораздо большие суммы тратить на интернет.

Но самое сложное в пандемию, конечно, людские потери. Это то, что невозможно восполнить. Многие в издательстве переболели. И вирус, к сожалению, унёс жизни нескольких наших авторов.

– Спор между бумажной и электронной книгой не утихает. Как думаете, есть ли будущее у классического бумажного издания?

Л.П.: Большинство людей считает, что издательство – это только книжная продукция. Я лично думаю, что издательство – это в первую очередь механизм, обеспечивающий взаимодействие между писателем и читателем. Автор должен заниматься своим делом – творить. А издатель должен огранить новое произведение, как алмаз, и дальше уже заниматься его реализацией. И неважно, в каком виде будет подан продукт – в виде бумажного тома, аудиокниги или же в электронном формате.

Я думаю, что многочисленные платформы самиздата, появившиеся сегодня, расшатывают систему. Это то же самое, что построить дом без проектировщиков и архитекторов. В том числе самиздат понижает статус книги в целом. Издательство, в отличие от подобных сервисов, несёт ответственность за свою продукцию и её качество.

С.Д.: По официальной статистике, примерно 7–8% книжных продаж в России – это электронные книги. Это приличная сумма – порядка 6–7 миллиардов рублей. Самый большой процент продаж электронных книг сейчас в Америке – 12–15%, в Европе – около 10%. Мы движемся к европейскому показателю.

Мы за то, чтобы все наши книги были представлены и в электронном виде. Они совершенно не мешают существованию традиционных бумажных изданий. Бывает и такое, что человек купил книгу в электронном виде, она ему понравилась и он потом вернулся за бумажной.

– Вопрос к вам, Леонид Леонидович. Вы вице-президент Российского книжного союза, которому в этом году исполняется 20 лет. Что сделано за время его существования? И какова реальная помощь в развитии книжной отрасли?

Л.П.: Моя жизнь – это семья, работа и РКС. Я иногда шучу, что сам себе не принадлежу. Весь исполнительный функционал – подписывание документов и так далее – всё идёт через меня. Это общественная нагрузка и при этом достаточно сложная работа. Но для меня она важна, ведь таким образом я помогаю своей отрасли, а значит, и издательству.

Когда в книжной отрасли возникают какие-то сложные конфликтные ситуации, издатели знают, что могут обратиться в РКС, они верят в авторитет Сергея Вадимовича Степашина, в авторитет организации, которая существует уже 20 лет. И союз всегда старается помочь, отстоять права издателей.

За эти годы сделано множество дел, но главное, нам удалось сплотить единомышленников. Как известно, в 2006 году союз разработал «Национальную программу поддержки и развития чтения». При активном участии РКС прошёл Год литературы (2015), организован конкурс «Самый читающий регион» и учреждён целый ряд литературных премий, в том числе Национальная литературная премия имени Валентина Распутина, Всероссийская литературная премия имени Фёдора Абрамова «Чистая книга», историко-литературная премия «Клио». В одном интервью невозможно перечислить все значимые проекты союза.

Благодаря законотворческой деятельности и нашему сотрудничеству с министерствами и ведомствами в сложный период пандемии книгоиздание и книготорговля были отнесены к социальному предпринимательству. Нам удалось добиться льготной ставки НДС (10%), которая будет распространяться на электронные и аудиокниги. Не теряет актуальности и наша инициатива по отмене НДС для книгоиздателей.

Среди задач на ближайшее будущее одна из главных – помочь книжному рынку восстановиться после кризисного 2020 года. Необходимо продолжать диалог с государством и обеспечить отрасль действенными мерами поддержки.

Не менее важно продолжить работу по созданию национальной книжной платформы. В зарубежных странах библиотеки, как правило, закупают у издателей 20–30% тиража для пополнения фондов. Нам необходимо перенять эту практику и более плотно сотрудничать с Министерством культуры.

– Вопрос к вам, Сергей Николаевич. Вы и поэт, и издатель, и фотохудожник, и кандидат исторических наук. И даже родоначальник нового жанра искусства, названного фотопоэзией. Как все эти ипостаси совмещаются, не мешает ли одно другому? И если говорить о фотопоэзии, то как бы вы определили концепцию данного жанра и почему он органичен именно для вас?

С.Д.: Я всегда был связан с поэзией, а когда у меня появилась камера, я увлёкся фотографией и в какой-то момент почувствовал, что одно дополняет другое. Так родились фотопоэтические альбомы. Всего на данный момент я выпустил их пять. Интересно, что там не только фото и стихи, но и исторические очерки и рассказы. Нередко альбом становился предпосылкой для исторического исследования: впоследствии я написал книги о Грибоедове и сборник «Русские поэты и Иран». Таким образом, хобби тесно переплетается с работой: все эти путешествия и увлечения позволяют в том числе и насыщать книгами наш издательский портфель.

То же касается и общественной деятельности. Например, после нашей поездки на Донбасс мы загорелись совершенно безумной идеей выпустить книгу «100 великих людей Донбасса».

Л.П.: Да, это был амбициозный проект. Можете себе представить, как много это издание значило для Донбасса. Глава ДНР Денис Пушилин вручил издательству «Вече» благодарность. Книга пользовалась большим спросом не только в Донецкой Республике, но и у нас.

– Каким вам видится путь развития издательства на ближайшее десятилетие? Чего бы хотели пожелать сами себе?

С.Д.: Нам придётся подстраиваться под рынок. В таком случае нужно будет дальше работать над увеличением количества электронных книг. Может быть, придётся издавать книги «по требованию», то есть исключительно заказанным тиражом. Это совершенно другая система, и если мы к этому придём, то вынуждены будем полностью изменить издательскую политику. Но пока мы продолжаем работать в привычном формате, выпускать полюбившиеся читателям серии.

Л.П.: В каком-то смысле мы буквально обречены на работу дальше и дальше. Потому что наш бизнес – к сожалению или к счастью – «на кончиках пальцев», он предполагает полуручное управление, постоянную включённость в процесс. И его не передашь по наследству. Это не заправка, которую можно переписать на своего сына и знать, что она продолжит работать так же, как работала при тебе. Наверное, одна из наших главных задач на ближайшее десятилетие – это подготовка команды профессионалов, которым впоследствии можно будет передать управление издательством. Потому что мы в ответе перед коллективом, для которого «Вече» не просто работа, а нечто большее.

«Вече» – это бренд. Это имя, это известные серии. Нас знают и любят. И это признание, быть может, наша самая главная ценность, которая гораздо важнее, чем материальные составляющие. Для нас издательство – больше чем бизнес. Это подлинная жизнь со всеми её трудностями и радостями, огорчениями и надеждами. Так что будем жить. И будем работать.

Беседовала Анастасия Ермакова/ЛГ