Христос - моя крепость

Автор: Улыбышева Марина Все новинки

Неуслышанное

Неуслышанное
Фото: Сергей Ломов

Не мной сказано: если рубить сплеча, поэты делятся на «звуковиков» и «смысловиков», но с таким безоглядным делением совершенно неясно, какому разряду относить классиков ещё Золотого Века. Не делятся. А мы разве – делимся?

Поэт и философ, публицист и бесстрашный лауреат Патриаршей литературной премии Юрий Лощиц, которому завтра исполняется 85 лет, нуждается в очередном нашем прочтении, но не «к дате», как это у нас часто случается, а из простого чувства сопричастности всем этим десятилетиям жизни нашей страны и скорби по ним, и надежды на то, что выправится как-нибудь, в конце-то концов. И не в отчётах о неуклонном повышении уровня жизни каждого россиянина, а в душах, и в том числе пишущих таковые отчёты


Немногие могут похвастаться тем, что после печатания их стихотворений разгоняли целые редакции газет. Юрий Михайлович – может.

«Северный комсомолец» в 1961-м году был вырублен органами партийного контроля под корень: стихотворения о жертвах, приносимых целым народом ради космической эры, начальству показались не просто мрачными, а отрицающими созидательно-поступательное движение общества к прогрессу и всемирной славе. Опорочил труды. Бывает. В ссылку или на каторгу не закатали, но примерно так и поступают в консерваторы. Свернуть, как правило, уже не удаётся – и некуда, и надобности особой нет.

Консерватизм и почвенничество – тот самый образ мышления, который приводит прогрессиста в ужас, но, если бы не консерваторы, где были бы люди, которых прогрессисты так обожают истрачивать в бесплодной борьбе, казалось бы, за тех же самых людей? Половина населения так и ложилась за свободу и независимость, попадая в двадцатом веке только в большее рабство. Где ж исторический смысл, элементарная справедливость. В народе не зря вот уже несколько десятилетий не сходит с лица выражение упорного ни с чем несогласия – обманут, поговорят покрасивее, и обманут, ей-же-ей.

Уже предчувствий страшных натерпелись.

Ну, дайте ж напоследок отдохнуть

от бредней про губительную ересь,

про цифровую роботную жуть.

«Смысловик» Лощиц близок в своём смысловом, а не отвлечённо-эстетическом понимании поэзии, конечно же, Юрию Кузнецову, но разве сравнишь по упоминаемости? Где фундаментальные статьи о стихах первого, конференции его имени, непрестанные разборы поэтики, обильное цитирование? Неужели – «менее» значим? А, впрочем, что сравнивать – в поколении решают, кого славить, «соратники и друзья», опираться на объективные, справедливые и независтливые мнения которых по меньшей мере наивно…

***

Одну я знаю вещую сосну.

Лет сорок ежегодно навещаю.

Стоит не прячась. У дороги. С краю.

Четвертую пережила войну.

Рук не достанет, чтобы ствол облапить.

 

Мимо тебя Коровин и Шаляпин

не раз езжали мельничным проселком

от Покрова на Омут у Нерли́,

где старый мельник Федора учил

«Лучину» петь. … Тележный важный ход

ты слышала. Да век теперь не тот,

и арендаторы, что всё подряд

в лесу корежат в похоти злодейской,

пока не то чтобы тебя щадят,

но дрейфят страха ради иудейска.

- узнали? Пушкинское, «Вновь я посетил»:

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят — одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо

Я проезжал верхом при свете лунном,

Знакомым шумом шорох их вершин

Меня приветствовал. По той дороге

Теперь поехал я и пред собою

Увидел их опять. Они всё те же,

Все тот же их знакомый уху шорох —

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

- просто после господского взора на место обетования многое в нас изменилось («и сам, сам, покорный общему закону/Переменился я…» - увы, оттуда же), и мы сделались куда менее отвлечёнными воздыхателями о деревьях и травах, и до того, что в самих травах чудится, глядишь, неотвратимая потрава бытия, упакованные в которую, словно в противогаз, мы совершенно иначе взираем на божие творения и на самих себя.

***

Для меня давно уже не секрет, что великие стихи пишутся от великой же обиды, и чем она мельче, тем пропорционально мельче и строки. Обиде свойственно вырастать над самой собой и преображаться в благодарность, и горе тому, кто не успел к преображению.

В «Каждом десятом» блистательно выражен весь подчистую горестный смысл последних десятилетий:

В сводку российских статистик

как победительный клич

вывод итоговый втиснут:

каждый десятый – москвич!

 

Каждый десятый?.. Ужели?

Как это мы преуспели?

Сам потрудись и сочти:

каждый десятый – в чести!

 

Разве не мы намечтали?

Разве не мы поклялись:

на состязаньях столиц

первые взять все медали?

Вот и в десятку попали!

На пьедестал прорвались!

 

Боже, но что же Россия –

вся остальная? Да так!..

Бросьте оглядки косые.

Каждый десятый – мастак!

 

Каждый деся?.. А не слишком?

Как пораскинешь умишком:

кто же засеет поля?

кто обиходит угодья?

Хватит силенок в народе,

чтоб не пропала земля?

 

… Что там народ, коли робот

всё без людей обиходит –

вспашет, засеет, сожнет…

Бросьте скулить про народ!

 

Этот былинный оратай

весь изошёл, толстопятый,

в дебрях исчез, будто сыч.

Здравствуй, десятый, стань пятый –

даже четвертый – москвич!

 

… Втиснешься вся ты, Рассея,

в кольца московского змея.

Съест и меня он, друзья.

Вот вам и сказочка вся.

И какое там стародавнее «народничество» с его неустанной, вроде бы, заботой об «общине» - поминальная тризна, вот и всё, что досталось.

…Неужто всосёт

и с ухмылкой пожрёт

всех нас ненасытное Сити?

Но еду и я, как уехал народ.

Всё. Больше меня не ищите.

***

А есть ли отвлечение? Есть.

В «Зиме. Первопутке» -

О, длись, светло-светлая музыка снега!

Ты – шалость,

ты – нежность,

ты – радость,

ты – счастье.

Мы снова в твоей очищающей власти.

Утешь, умири незамиренных нас.

И важно ли знать, что всего лишь на час.

- ну чем же, чем этот восторг бледнее излияний «Серебряного Века»? Да ничем, а не попал в пресловутый «фокус рассмотрения», не захотели господа присяжные-пристяжные (так именую критиков) соизволить сиим строкам сбыться по какому-нибудь радио, и как будто бы нет их и никогда не было. Вот чудеса! Как же – не было, когда – есть?

Поэзия такого рода рождается из опасения, что канонические слова молитвы вдруг затеряются на полдороге, и не услышит Господь, как мучается Русь, как она страждет, и как её убивают.

Мой добрый знакомый из Иркутска Игорь Черкесов, прошедший свои круги ада на чужбине, множество лет уже пишет роман об односельчанах. Это уже слово моего поколения, и мнение Игоря так же безутешно, как и всех тех, что помнят не былинную, но коренную Россию. Русских уничтожали всегда и все, и теперь они – в романе Игоря прямым текстом – напоминают в своих чудом уцелевших деревнях точно таких же индейцев, как сиу, ирокезы и чероки в своих резервациях.

***

Свобода и равенство с братством…

Безумный

святой нетерпёж!

Ну, как было не надорваться

французу?

И русскому тож?

 

Но я укоризны не брошу.

Отчается новый народ

и взвалит опять эту ношу.

И дольше,

чем мы,

пронесёт.

- к строкам же эпиграф – «…вси же веровавшии бяху вкупе, и имяху вся обща» (Деян. 2, 44), над чем бы и пригорюниться на весь день до вечера… но кто же даст нам горюниться на печи, когда ТАКОЕ? В 2015 запишется так:

Мертвечинкой скоропадской

от Украйны понесло.

Но в Расее азиатской

мировое ищут зло.

 

Латы блещут. Гром доспехов.

Давит нас со всех сторон

полк отборных гомосеков,

лесбияшек батальон.

- гораздо лучше, чем в любом боевом листке. Наотмашь. Расслышала ли эти звуки и смыслы «русская литературная пресса»? Ни в одном издании их нет.

И пусть мне горло рассечёт

турецкий злой палаш,

века – не в счёт.

А вера – в счёт!

Ты – наш.

Ты будешь наш!

- зовёт Лощиц в поход на Константинополь, и исторически – прав.

Бранденбург? – Это наш Бранибор.

В Шпрее Спреву начальную слышу.

Клацнул Бауцен, будто затвор,

но доносится мягко – Будишин.

- кличет в поход уже европейский. Позволено ли? Не у поэта спрашивать. Чай, не МИД. А если обмолвиться ему, как Тютчеву, то о том, что «Там, где нет человека, там нет и Христа».

О ТОМ, ЧТО НЕ СБЫЛОСЬ, НЕ ПРОИЗОШЛО

О том, что не сбылось, не произошло,

не сталось меж нами на свете,

однажды мы будем томиться светло,

слезами давиться, как дети.

Зачем же, скажи, будто жизни назло,

какая-то жёсткая сила

велит, чтоб не сбылось, не произошло,

чтоб сердце впустую изныло?

2008

Ещё не поздно его услышать.

Сергей Арутюнов