О доблестях, о подвигах, о славе…
— Ваше творчество — о чем оно? Кто Ваш читатель? Что самое важное из того, что Вы хотите сказать ему?
— Вопрос, который Вы задаете, для автора не является простым. На это скорее бы ответила литературная критика. Конечно, я могу вспомнить слова прозаика и драматурга Эдуарда Шима, которые говорил, что Константин Скворцов пишет «о судьбе человека, о судьбе народа, о судьбе страны, о судьбе мира. О том, что раньше называлось “о доблестях, о подвигах, о славе…”»
Громкие слова, но это и вечные темы. Каждый, чье творчество находит отклик в душе читателя, так или иначе не может не окунуться в эти, как для кого-то кажется, «банальные» темы. Главное, прийти в литературное бытие со своим миром, то есть со своим узнаваемым читателями словом, со своим индивидуальным чувством единения человека и Природы, со своим ощущение истории прошлой, чтобы по возможности прозреть будущую. Это достигается не сидением, глядя в потолок, за письменным столом, а мерой и силою таланта, которые дарованы Богом. Писатель — вечный двигатель, чьи мысли работают и тогда, когда он уходит в мир иной.
Это удел гениев. О себе же, не мудрствую лукаво, скажу: пишу о том, о чем болит душа. Это и поэзия, и проза, и все двадцать пьес, написанных стихами. От драматической легенды «Ущелье крылатых коней» о знаменитом уральском гравере белого оружия Иване Бушуеве до драмы обретения веры («Георгий Победоносец») и Крестного пути Вселенского учителя («Иоанн Златоуст»). «Кто имеет уши, да услышит», а кто умеет читать — пусть читает. К сожалению, если интерес к театрам в силу разных причин заметно возрос, то читателей книг в последнее время становится меньше. Все низвергается в «Ниагарский водопад» интернета. Преступное сокращение уроков литературы, отсутствие в школьных программах многих классических произведений, которыми генетически подпитывалась наше многовековое чувство созидания Отечества, — обернулось полупрофессионализмом во многих, если не во всех, сферах деятельности. Отсутствие углубленного изучения классики приводит к атрофированнию души, к потере глубины чувства, без которого не возможна и глубина открытия, будь то литература или физика. «Бульварная» литература «закладывает» уши и душу читателю, особенно молодому. Классика кричит, а он ее не слышит. Порой кажется, что труд писателя потерял всякий смысл. Но Художник «должен сеять и на камни», в надежде, что они прорастут. Не отчаиваясь, благодарить Бога за все!
«Ничто не вечно под луной», но ничего и ново. Все самое важное сказано в Библии. Нам же, претендующим на звание писателя, остается лишний раз (который никогда не бывает лишним), напомнить читателям, что есть Бог и есть Любовь без которых жизнь наша бессмысленна. Они наполняют нас Радостью бытия, призывая к сотворчеству, которое в идеале становится служением Истине, Добру и Красоте.
— Может ли литература, в том числе — православная литература, менять современный мир к лучшему? В чем главная задача писателя сегодня?
— Федор Михайлович Достоевским надеялся, что после выхода в свет его романа, мир изменится к лучшему. Но ничего не менялось. Это не было для писателя разочарованием. Он не был настолько наивен. Диктовал Анне Григорьевне следующий роман, надеясь, что уж теперь-то точно мир станет справедливее, совестливее, нравственнее… Видимо такова «всемирная отзывчивость русской души», без которой мир был бы намного беднее.
В начале было Слово (Ин. 1:1) — этим сказано всё. Оно всесильно. Ранит и лечит. Казнит и воскрешает. Наказывает и прощает. Строит и разрушает. Главное, в чьих оно устах. Литература тогда Литература, когда она не доходный промысел, а судьба. Сегодня у русского писателя, особенно у молодого, будь он трижды талантлив и совестлив, одна забота: сам напиши, сам издай, сам продай! И он ищет своего читателя в интернете. Но зазомбированный его читатель, привыкший угадывать, а не думать, ослепший от мелькания экрана компьютера, чаше всего не слышит, не видит, не сочувствует. Ему привычнее разгадывать шарады и скользить, как водомерок по поверхности воды, чем погружаться в глубины серьезного чтения. А классическая литература была, есть и всегда будет, пока жив русский язык.
«Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», — писал Александр Иванович Куприн. В этом писатель видел свою задачу. Ведь язык и народ — слова синонимы. Сохраним язык — сохраним народ и страну, как бы трудно ни приходилось жить и работать писателю в современном мире.
Журнал «Православное книжное обозрение»