О рокерах, хиппи, греческой литературе и святителе Игнатии

О рокерах, хиппи, греческой литературе и святителе Игнатии
Фото: Википедия

Игумен Сергий (Рыбко) — настоятель  храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище города Москвы, миссионер в рок-среде и среди «неформалов». В интервью «Правчтению» он рассказал о своих любимых книгах и о том, что читают рокеры.


У вас очень интересная судьба: вы были и хиппи, и рокером, а потом ушли в монастырь… И нам интересно, были ли книги в вашей жизни, которые повлияли на ваше становление, которые, может быть, изменили вашу жизнь?

— Любил я и фантастику, и приключения — Жюля Верна, естественно, и что-то подобное. «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова заставило задуматься о многом. 

Но всё-таки самая главная книга, которая повлияла на мой выбор — Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа. Открыв ее из желания познакомиться с Евангельским учением, последнюю страницу я перелистнул с мыслью: «Не знаю, есть ли Бог и кто Он, но жить надо так, как учит Христос. Ну-ка давай, начинай!»

А месяца через два пришла уже собственно вера в Бога: жить без Него и вместе жить по-Божьему – невозможно. Евангелие заставило крепко задуматься, обратиться. 

В дальнейшем — творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Первый том, помню, «проглотил» на работе, еще будучи хиппи. Его мне дал один батюшка. До этого я читал «Катехизис» святителя Филарета Московского, «Закон Божий», но святитель Игнатий потряс особенной глубиной. Совершенно иначе увиделось Христианство. Возник большой интерес к монашеству. Тогда я еще не думал сам становиться монахом, считал, что недостоин и не смогу, а монахи – святые, заоблачные люди. Но, тем не менее, интерес появился. Так что святитель Игнатий – это, если не будет дерзко сказать, учитель, путеводитель по жизни.

Читали ли Вы какие-то хорошие книги, когда были хиппи? Можете ли Вы посоветовать их читать современным молодым людям?

– Вы знаете, я тогда знакомился с восточной философией, и не скажу, что это хорошие книги. Ничего другого не было, а на безрыбье и рак — рыба. Но и они заставляли думать. Другим я такого не посоветую, потому что сейчас можно найти хорошее чтение во множестве, к примеру, творения того же святителя Игнатия. 

Что именно из светских авторов попадалось, сейчас уже не припомню. Но тогда хорошие книги, даже классики, были редки. А вообще, среда хиппи 70-х – среда начитанных, интеллектуальных людей. Читали, искали самиздат, то, что ввозили… Было, о чем поговорить.

88.png

Борис Гребенщиков и игумен Сергий. Фотография Максима Смиронова

Какая книга, если такая была, привела Вас к вере, изменила Ваши взгляды или жизнь?

– Меня сформировали как христианина, монаха и священника, творения святителя Игнатия (Брянчанинова). Очень полюбил я и преподобного Исаака Сирина. Впервые прочел его лет в двадцать. Это совершенно потрясающий духовный писатель, он учит уединению духовному, на очень большой высоте. Конечно же, Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Иоанн Кассиан Римлянин, Варсонофий Великий и Иоанн Пророк,– всё, что нужно новоначальному, стремящемуся к монашеской жизни, я прочитал. К сожалению, сейчас нет ни того времени, ни тех сил. Но прочитанное остается со мной. 

Помню, один батюшка говорил: «Читай, пока есть возможность. Придет время, когда читать уже не сможешь, если и захочешь. Будешь жить тем, что успел прочитать». Слава Богу, у меня такое время было. Читал запоем, взахлёб. Ходил на службу, а всё остальное время — книги.

А изначально, конечно, — Святое Евангелие. До этого попадались «предтечи»: «Лезвие бритвы» Ивана Ефремова, Джек Лондон. Из идей последнего прижилась такая: надо достойно прожить свою жизнь, «чтобы не было мучительно больно за прожитые годы». Пытался читать и философов, в том числе античных греческих, и даже Энгельса. Всё это мало понималось мною, но одно было ясно: есть умные люди, которые знают нечто, неведомое советскому народу, и мне, как его представителю, тоже. И этот свет надо поискать. 

Думаю, желание найти ответ на вопрос, как люди представляли себе видимый и невидимый мир, некоторым образом поддерживало стремление найти Истину. 

Нельзя не сказать о рок-музыке. Другой ее стороной оказались глубочайшие по смыслу тексты. Не все, конечно. Сами понимаете: жемчужины на дороге не валяются. Но среди многого встречаются и шедевры, и классики. Очень вдохновляла музыка Pink Floyd. Тексты, которые я понимал, особенно из русского рока, заставляли задуматься над природой вещей. Скажем, прослушав альбом «Машины времени», ощущал сильное желание обратиться к Богу с молитвой. Что обычно и делал.

Вы миссионер «в рок-среде» (как о Вас пишет «Википедия»). Как Вы думаете, рок и чтение совместимы?

– А знаете, рокеры – очень интеллектуальные люди. В Англии проводились исследования, и IQ рокеров оказался выше среднего. Те, у кого коэффициент интеллектуальности был высоким, любили рок, особенно тяжелый. Встречаю немало людей, и вижу: если человек умен, он любит хорошую рок-классику, если не очень – современную «музыку для ног». Что ж, кому-то она нравится, и, конечно, имеет право на существование. 

Вижу рок как музыку прежде всего философскую, музыку бунта против меркантилизма, силы денег и тому подобного. Конечно, не все авторы таковы. Есть дешевые вещи. Но есть и очень глубокие, которые многого стоят. Искусство рока состоит из музыки и слов, и поэты рока – великие поэты. Дурачков слушать не будут, – нашим русским обществом молодых людей востребованы люди, которые могут за собой повести. И это уже не Че Гевара – он развенчан, а интеллектуалы, готовые предложить нечто душе человека. 

Это — ступенька ко Христу. Что дальше? Остановится человек или нет? Уклонится в сторону, или нет? Продолжит ли поиск? Поэтому и уважаю рокеров. Знаю многих, довольно известных – это интеллектуальные, высокообразованные люди, как правило, с высшим образованием. Многие из них очень любят, уважают Россию. С некоторыми, довольно известными, мы говорили на эту тему. 

Гитарист группы «Парк Горького» Алексей Белов как-то рассказывал мне, как они поехали в Америку в начале 1990-х, и он был у Фрэнка Заппа, помогавшего многим совершенно бескорыстно. «Я был,– говорит,– у Фрэнка за несколько дней до его смерти. Он лежит, волосы седые, торчащие, рассыпаны по голове, глаза закрыты, и слушает какой-то свой диск. Потом он открыл глаза, беседовали, но довольно кратко. И он мне сказал тогда: «Лёша, берегите вашу русскую культуру, это величайшая культура. Не допускайте наших либералов. Либералы погубили нашу страну, и вашу погубят. Берегите вашу культуру». Вот так. Кстати, Мик Джаггер тоже очень уважает и любит Россию.

Может быть, есть книги, которые вам приносили знакомые рокеры, которые вам понравились, и о которых вы можете рассказать?

– Часто приносят на рецензию сборники стихов. Но не могу припомнить ничего, что запало бы в душу... Боюсь, потому, что рок-музыка воспринимается вместе с текстом, музыка неотделима от текста: ты слушаешь текст, слушаешь музыку,– тогда создается впечатление.

Очень глубоко творчество Бориса Гребенщикова. К сожалению, оно слишком погружено в Восток, думаю, больше, чем следовало бы. А так – это общеизвестный русский философ и поэт. Ну, будем надеяться, еще не вечер. Я с ним общаюсь, не сказал бы, что встречаюсь, но тем не менее… 

Константин Кинчев — довольно интересный человек.

Вообще, рокеры — очень интересные люди: интеллектуальные, верующие, воцерковленные, причащающиеся, соблюдающие посты. По крайней мере, это люди ищущие. У нас всегда находится, о чем поговорить. 

original.jpg

Фото: БезФормата.Ru

Какие книги Вы читаете сейчас, как выделяете время на чтение?

– Времени у меня мало, а кроме того, сил уже нет. Я стараюсь побольше бывать на службе. Если в храм не могу пойти ногами, то через интернет слушаю трансляцию службы из нашего храма. Литургию очень люблю, стараюсь, если можно, выбраться. 

Иногда — между делом… Люди задают вопросы, нужно отвечать. Чтобы отвечать, надо заглянуть в книжку. Потом, что-то новое выходит, надо посмотреть и полистать. 

Сейчас идет вал греческих книг. На мой взгляд, они не слишком высокодуховные. Старец Паисий – да, и вправду святой, и всё, что написано о нем —действительно глубоко. 

Но другие православные греческие старцы, даже канонизированные недавно, у меня что-то сочувствия не вызывают. Есть довольно много авторов, которые пишут и говорят, но ни одной живой мысли я у них не встречал – такой, какой бы уже не встретил где-то еще. Они пересказывают написанное до них. А духовная книга не должна быть такой. Слово Божие должно изменять, если это действительно слово Божие. Восприняв его, человек делается другим – вот главное отличие от просто общения человеческого.

Какая Ваша самая любимая духовная книга, которую Вы настоятельно рекомендуете прочесть всем?

– Собрание сочинений святителя Игнатия. Я бы так расставил его тома: сначала первый, потом четвертый, затем письма (их можно читать всегда), третий, второй (наиболее глубокий, исихастский, посвященный большей частью молитве) и «Отечник», но уже в самом конце.

Тем, кто решил связать жизнь с монашеством, я бы точно советовал сперва изучить все творения святителя Игнатия. Особенно — «Приношение современному монашеству» и все письма к монашествующим, которые опубликованы. 

Может быть, Вы добавите что-нибудь про духовные книги, которые помогут людям?

– Помню, в Калуге, в день Православной книги, у меня брали интервью и спросили, какая книга меня наиболее тронула в детстве. И мне совершенно неожиданно пришел на память «Робинзон Крузо». 

Чтобы молодой человек захотел чего-нибудь действительно достойного, он должен уметь правильно отнестись к земной жизни, быть готов пойти и на риск, чтобы достичь действительно высоких вещей. Особенно — Царствия Небесного.

Беседовала Юлия Мялькина