О жизни святителя Феофана и его эпохе

О жизни святителя Феофана и его эпохе

Вышел в свет четвертый том «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского». Данный том охватывает первые тринадцать лет, проведенные епископом Феофаном в Вышенской пустыни Шацкого уезда Тамбовской епархии. О работе над книгой, ее содержании и значении трудов святителя Феофана рассказывает редактор-составитель Наталья Лагутина


  – Наталья Владимировна, какие материалы вошли в 4-й том «Летописи жизни и трудов святителя Феофана»? 

– В 4-й том вошли материалы, соответствующие жанру летописи и периоду, которому этот том посвящен. В узком смысле слова – Летописью называется свод событий, соединенных в хронологической последовательности. Составитель свода собирает проверенные и точно установленные сведения, свидетельства, документы определенного исторического периода и располагает их в хронологическом порядке. Таким же принципом руководствовались и составители издаваемой Издательским советом «Летописи», собирая уникальные материалы и документы из архивов, редких книжных и периодических изданий о жизни и творчестве Святителя.

4-й том «Летописи» охватывает период от прибытия святителя Феофана в Вышенскую пустынь Шацкого уезда Тамбовской епархии, 3 августа 1866 года до конца 1878 года. Напряженная и деятельная жизнь Преосвященного на Тамбовской и Владимирской кафедрах сменилась качественно иной жизнью –– в Вышенской пустыни на покое, а затем с 1873 года –– в полном затворе. Преосвященный Феофан искал затвора прежде всего с тем, чтобы беспрепятственно предаться духовно-писательским трудам на пользу Церкви. Именно в это время он создает свои основные сочинения, включая и переводы святоотеческих творений, в которых обобщен духовный опыт многих подвижников Церкви и которые являются сегодня поистине драгоценным духовно-литературным наследием.

Свод документов 4-го тома Летописи –– это указы Святейшего Синода, выписки из исторического очерка игумена Тихона (Ципляковского) «Общежительная Вышенская Успенская пустынь», из «Ведомости о настоятеле и монашествующих Шацкой Успенской Вышенской общежительной мужской пустыни Тамбовской епархии», комплекс мемуарных свидетельств, рассеянных по редким книжным и периодическим изданиям, письма святителя Феофана к корреспондентам, письма к нему, а также письма современников, в которых есть упоминания о святителе Феофане.

Письма Святителя составляют основной объем 4-го тома, так как в этот период он пребывал на покое, затворившись от внешнего мира. Через письма он поддерживал общение со всеми, кто просил его советов, поддержки и одобрения, от сановников до простолюдинов. Затворившись от внешнего мира телесно, преосвященный Феофан, тем не менее, сохранял духовную связь с ним, живо и с глубокой заинтересованностью отзывался на все важнейшие явления не только церковной, но и гражданской жизни. Обладая особой документально-исторической ценностью, эти письма отражают и масштаб личности святого, и насущные духовные нужды его эпохи. Кроме того, по ним можно проследить творческую историю сочинений Святителя от замысла до издания. 

– Какой объем работы выполнили участники проекта?

– За время подготовки «Летописи…» была проведена большая работа в отечественных и зарубежных архивах по поиску и обработке материала, связанного с биографией и сочинениями Святителя. Четвертый том содержит документы архивохранилищ России, Украины, Афона. Среди них — Архив Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Созданный на сегодняшний день свод документов – это результат длительной и кропотливой работы всех сотрудников Феофановского проекта – архивной, текстологической и библиографической групп научно-редакционного совета. В этой связи следует назвать некоторых из них, и, прежде всего, профессора, доктора филологических наук, заведующую Отделом русской классической литературы ИМЛИ РАН Марину Ивановну Щербакову, которой принадлежит идея создания Летописи и инициатива воплощения ее в жизнь. Под ее руководством и прямыми ее усилиями, ее трудами подготовлен 1-й том Летописи и заложена основа всех последующих томов.

Стараниями членов архивной группы – члена Историко-родословного общества и Русского генеалогического общества Анны Евгеньевны Лукьяновой, главного архивиста отдела рукописей РГБ Дмитрия Александровича Чудинова, директора музея «Русский Афон» Анатолия Николаевича Свирина, кандидата филологических наук, профессора Евгения Владимировича Никольского, научного сотрудника ИРЛИ РАН (СПб) Андрея Петровича Дмитриева и других – были обследованы многие архивохранилища и найдены бесценные документы.

Членами библиографической группы – доктором филологических наук Варварой Викторовной Кашириной, научным сотрудником проекта диаконом Григорием Слуцким и другими проведен поиск публикаций Святителя по обширному массиву периодических изданий, который позволил обнаружить не переиздававшиеся с тех пор сочинения святителя, а также многочисленные материалы, связанные с его биографией и историей Вышенской пустыни. Чтобы дать представление об объеме работы только с периодикой, назову лишь некоторые из них. Это и журналы епархиальных ведомостей: Орловской, Владимирской, Тамбовской, Киевской, Московской и других епархий, и такие издания, как «Душеполезное чтение», «Богословский вестник», «Вера и разум», «Христианское чтение», «Церковный вестник», «Русский инок», «Воскресное чтение», «Странник», «Душеполезный собеседник», «Санкт-Петербургский духовный вестник» и другие. Весь этот материал, тщательно проанализированный, лег в основу летописного свода.

Хотелось бы отметить трудоемкую и кропотливую работу по расшифровке рукописных материалов, которую по преимуществу осуществлял и поныне осуществляет научный сотрудник сектора Научно-исследовательских проектов и специальных программ Издательского совета диакон Григорий Слуцкий.

Важным моментом работы оказалось правильное распределение документов в Летописи, а также исследовательская атрибуция ранее неизвестных адресатов Святителя и датировка его писем к ним. Прочтение всего блока писем Преосвященного этим корреспондентам позволило определиться с конкретным направлением поисков. В итоге на сегодняшний день атрибутированы, не без помощи, я уверена, самого Святителя, его письма к духовным дочерям – тамбовской помещице Агриппине Дмитриевне Тарбеевой, жене академика и ректора Императорской академии художеств по живописи и ваянию Иордана – Варваре Александровне, ее дочери, жене известного архитектора Александре Федоровне Мельниковой, педагогу и этнографу, дочери дипломата Василия Николаевича Чичерина – Софье Васильевне Чичериной. Из других установленных адресатов Святителя назовем Леона Николаевича Шишкова, ученого-химика, предводителя дворянства Данковского уезда Рязанской губернии, и его супругу Анисью Андреевну.

Большое внимание уделялось примечаниям и комментариям к документам, что потребовало детального знакомства с биографией Святителя и его эпохой, а, следовательно, и обращения к специалистам в области церковной и гражданской истории, филологических и других научных дисциплин. 

– В чем уникальность этого издания?

– Основную особенность всех томов Летописи, а они готовятся с учетом существующей на сегодня традиции подобных изданий, посвященных и гражданским, и церковным деятелям, я вижу в такой подаче материала, которая делает биографический справочник подлинной хроникой жизни и трудов Святителя в непосредственной связи с событиями и людьми его времени.

Хотелось бы также обратить внимание на обширный справочный аппарат 4-го тома Летописи, и прежде всего – именной указатель из трех разделов. Первый – «Корреспонденты и другие современники святителя Феофана из его окружения». Второй – «Библейские авторы и персонажи, святые отцы, учители и писатели Церкви». Третий – «Деятели истории, культуры и религии Древности, Средневековья и последующего времени». Есть также указатель сочинений Святителя, упоминаемых в данном томе.

Думаю, что перечисленные особенности издания позволяют считать 4-й том, как и предыдущие выпуски Летописи, серьезной источниковедческой основой для новых изысканий на ниве феофаники. 

– Что лично Вы для себя открыли в ходе работы?

– Могу сказать кратко: я открыла для себя самого Святителя Феофана. Работая с источниками, неизбежно становишься как бы непосредственным очевидцем запечатленных в них событий и обстоятельств его жизни, видишь и оцениваешь их по-другому, чем при ознакомлении даже с самым подробным житием. Необычайно яркая и богатая личность Святителя предстала мне во всем многообразии ее проявлений, в событийном и духовном контексте его эпохи, в отношениях с великим множеством его современников как бесценный дар Бога православной России и как залог ее сохранения в будущем.

Беседовал Игорь Вратов

Репродукция - sdsmp.ru


Феофан Затворник (Говоров) (1815-1894) — епископ Русской Церкви, богослов, публицист, прославленный в лике святителей. С 1866 года пребывал в Вышенском монастыре. Автор произведений: «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие», «Толкования на послания св. апостола Павла» и других. Издательский совет Русской Православной Церкви реализует Феофановский проект по изучению трудов Вышенского Затворника