На вопросы редактора сайта ответил номинант Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, лауреат премии имени Ф.М. Достоевского конкурса «Новая библиотека» Вячеслав Бондаренко
– Вячеслав Васильевич, как у Вас возник интерес к личности отца Иоанна Крестьянкина?
– Когда именно я узнал об отце Иоанне, не могу сказать в точности – это случилось как бы «само собой», как мы узнаем о преподобном Амвросии Оптинском или Серафиме Саровском. А вот вплотную заинтересовался его биографией в ходе паломничества в Псково-Печерский монастырь осенью 2017 года. Тогда еще была жива келейница батюшки Татьяна Сергеевна Смирнова, она очень обстоятельно все показывала и рассказывала, на прощанье подарила стопку книг о старце, его фотопортрет… И уже через неделю, получив благословение митрополита Минского и Заславского (ныне – Екатеринодарского и Кубанского) Павла, я сел за книгу. Желание ее написать захватило мгновенно. Мне ни на минуту не хотелось расставаться с отцом Иоанном, его судьбой. В итоге появилась его биография «Отец Иоанн (Крестьянкин). И путь, и истина, и жизнь», которая двумя изданиями была опубликована в издательстве «Молодая гвардия» в серии ЖЗЛ (2018 и 2019) и на официальном сайте, посвященном наследию отца Иоанна
www.otetsioann.ru, а чуть позже – и книга «Свидетель о Свете. Повесть об отце Иоанне Крестьянкине», которую в 2020 году, к 110-летию батюшки, выпустило издательство «Познание». Это первое художественное произведение об отце Иоанне, написанное, конечно, целиком и полностью на документальной базе.
– Есть ли планы продолжать?
– Мне очень хотелось бы сделать хорошо иллюстрированную книгу для детей и подростков об отце Иоанне. Вернее, текст такой книги готов, осталось найти издательство.
– Какие источники считаете наиболее ценными?
– Сейчас самые ценные источники – это люди, которые знали батюшку долгие годы, были его духовными чадами, общались с ним при разных обстоятельствах. В ходе работы над книгами мне удалось познакомиться с многими из них. Например, московская семья Ветвицких – Алексей Борисович помогал отцу Иоанну еще в конце 1940-х, а Марина Викторовна познакомилась с отцом Иоанном в 1961 году, во время его поездки на Байкал. Когда Алексей провожал батюшку в эту поездку, он в шутку попросил привезти ему из Иркутска невесту. Отец Иоанн так же весело ответил: «Привезу, Лешенька, обязательно привезу!» – а уже в следующем году венчал его и Марину. В квартире Ветвицких отец Иоанн всегда останавливался, когда приезжал в Москву, его комната и сейчас сохраняется в неприкосновенном виде и выглядит как келейка. Дома у Ветвицких хранятся многие реликвии отца Иоанна – его поручи 1950-х годов, коллекция собранных им еще в детстве фотооткрыток…
Первым читателем книги был протоиерей Сергий Правдолюбов – духовное чадо отца Иоанна с 1960-х годов. Отец Иоанн близко дружил со всей большой семьей Правдолюбовых, особенно с отцом Анатолием – они вместе служили в Рязанской епархии. В Касимове до сих пор живет младший брат отца Анатолия, отец Владимир, – с ним отец Иоанн служил в 1966-67 годах. Именно он привез из Сухуми благословение от старца Серафима Глинского на уход отца Иоанна в монастырь. Отец Владимир, несмотря на свои более чем почтенные лета, уделил мне много времени и от руки написал свои замечания к тексту.
Очень помогла Ольга Борисовна Сокурова, духовное чадо батюшки с 1970-х. Она рассказала мне, как нелегко приходилось паломникам в Печоры в то время, когда общение с отцом Иоанном было под запретом. Заочно с Ольгой Борисовной мы познакомились по телефону, очно – в Печорах, а уже весной 2018-го Ольга Борисовна организовала презентацию моей книги в Санкт-Петербургском университете.
Очень насыщенным получилось общение с помощником батюшки архимандритом Филаретом (Кольцовым). Он человек очень эмоциональный, живой, и свое впечатление от разговоров с ним я попытался передать в книге.
Работа биографа отца Иоанна, конечно же, сильно облегчена тем, что в начала 2010-х годов вышло несколько книг с материалами к его биографии, составленными Татьяной Сергеевной Смирновой. Однако в ходе архивных исследований удалось исправить некоторые неточности, уже укоренившиеся в литературе, и сделать новые находки. Так, очень интересной оказалась генеалогия отца Иоанна: его прадедушка, орловский купец Иван Михайлович Немытов, был учеником и собеседников великих Оптинских старцев Льва и Макария, а перед смертью сам принял постриг. Удалось уточнить место рождения отца Иоанна – улица Воскресенская (ныне улица Гагарина), найти фотографию священника, который венчал его родителей и крестил его самого… Многое нашлось и «на местах» – на приходах, где отец Иоанн служил в 1950-60-х годах.
– Насколько сложно писать о таких людях, как отец Иоанн?
– Это одновременно и легко, и сложно. Сложно потому, что писать о человеке такого масштаба, такой духовной силы всегда непросто. Труд биографа – это попытка постичь логику действий великого человека, логику его судьбы. Очевидно, что у отца Иоанна эта логика была Божественной, это было Божие водительство по жизни. И рассказывать об этом словами «светскими», нежитийными – очень непросто. А легко писать было потому, что отец Иоанн – сама Любовь, сама Доброта, он весь был настолько распахнут навстречу людям, настолько отдан им, что мощный ток этой доброты, этой поддержки от него я чувствовал на протяжении всей работы.
– У Вас не одна книга об отце Иоанне. Какая самая любимая?
– Мне дорога и биография в серии ЖЗЛ: я отдал ей очень много сил, с ней связаны поездки на места жизни и служения отца Иоанна, знакомства и встречи с его духовными чадами… И книга «Свидетель о Свете», потому что это произведение художественное, там есть какие-то моменты, которые не вошли в биографию, более широко подано окружение отца Иоанна, описаны его учителя – священноисповедник Георгий Коссов, святитель Серафим (Остроумов), преподобные Симеон Псково-Печерский и Серафим Глинский, Патриархи Тихон, Сергий и Алексий.
Но, конечно, судить о книгах должен не автор, а читатель. Мне очень дороги добрые отзывы о моих работах митрополита Калужского и Боровского Климента, митрополита Волоколамского Илариона, митрополита Екатеринодарского и Кубанского Павла, митрополита Ловчанского Гавриила, епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, отца Сергия Правдолюбова, отца Владимира Вигилянского, коллег по цеху – Олеси Николаевой, Юрия Лощица, Дмитрия Володихина, Андрея Максимова, Марии Залесской… А одна из читательниц написала на сайте петербургского книжного магазина такой отзыв: «Когда я читала на последних страницах о его кончине, мне казалось, что умирает мой дорогой и близкий человек». Такие слова дорогого стоят.
Беседовала Валентина Курицина
Издательский совет