По ту сил сторону собственных

По ту сил сторону собственных
Фото: предоставлено автором

Поколению, которое пришло в мир в Советском Союзе в 1950-1960-х годы, в середине жизни досталась нелёгкая ноша: войти в эпоху перемен, разрушивших огромное пространство родной страны, расколовших её, взмутивших отравой неприязни взаимную терпимость многонационального разнообразия, распыливших целые роды, поправших труды и память предков. Ушёл былой идеологический, экономический, трудовой, социальный, бытовой, нравственный уклад. Привычная триада «мир, труд, май» сменилась «чёрным октябрём», ознаменованным расстрелом парламента, локальными конфликтами, торгашеским духом, безработицей-безденежьем и кредитным рабством. То, что грядёт впереди, оптимизма не вызывает: историческая перспектива страны неясна, неопределённость судьбы детей тревожит...

Писатель Василий Киляков – именно из этого поколения.

Известен он читающей публике, прежде всего, как прекрасный прозаик, создатель повестей и рассказов, опубликованных в журнальной периодике и собранных в книгу «Посылка из Америки». Узнаваем как автор, который с болью пишет о гибнущей русской деревне, о тоске городского человека по распадающемуся крестьянскому обиходу и уходящим в небытие родовым корням, об утрате современником нравственных ориентиров. Привлекают внимание читателя и содержательные, полные точных наблюдений и зрелых умозаключений киляковские эссе, литературно-критические работы, лично окрашенные «Записки пожившего человека» – свидетельства эпохи.

Острота мировосприятия, неравнодушие к народным бедам, умение увидеть, понять самое важное и из случайных, на первый взгляд, деталей создать достоверный и западающий в душу образ – вот что характерно для творчества писателя. За воплощёнными им художественными явлениями всегда стоит личность автора – и она по-христиански милосердна, внутренне чиста и добра. Именно эти особенности творческого характера обусловили то, что самое сокровенное, не до конца высказанное, дорогое – доверено Киляковым лирической стихии.

В его поэтическую книгу «От истока к устью» вошли избранные стихотворения разных лет. Три её раздела – «По дороге неторной, ковыльной», «Неповторимое», «Дар и Вечность» – соответствуют хронологии жизненных событий автора лишь отчасти. Каждый из разделов оказывается напоён своими тематическими источниками. Первый – впечатлениями странствий по «поселенью вольному – России», детскими воспоминаниями, благодарным ощущением «бытийности – в теле», полном сил, новизной встреч и поисками своего места в мире. Но в таком раздольном, многокрасочном живом окоёме уже настигает лирического героя тоска по подлинности и ранняя усталость: раздражают дураки и дороги, мучает предательство и боль утрат, тяготит бессмысленность усилий и конечность человеческой жизни. Он, обретая в родном доме «чувство одиночества и Бога», понимает, что впереди ждёт путь иной, который, скорее всего, окажется нелёгок и призовёт к действию «по ту сторону собственных сил».

Фигура лирического героя привлекательна: он не боится брать на себя ответственность за принимаемые решения, готов к взаимодействию с миром и даже к упрямому противостоянию ему. Но прежде необходимо сосредоточиться на главном, сблизить духовные горизонты, проявить и уточнить пока ещё размытые собственные внутренние очертания. Через ошибки, падения и потери придёт желание «стяжать дух мирен», потребность определить свои сердечные скрепы и точки опоры в земном бытии, воспитать в себе умение молиться и дарить радость другим. Только так обретается «душа, что теплее воска».

Этот выбор всегда индивидуален, неповторим, рождён уникальным опытом. И личные обретения – любовь к жене, нежное и бережное отношение к детям – дадут силы продолжать движение в самых трудных обстоятельствах. Таким смыслом наполнены стремительные, изменчивые воды второго раздела книги, названного «Неповторимое».

Имя третьего – «Дар и Вечность» – говорит само за себя. Здесь поэт – свидетель времени, поднимающий, возвышающий душу над суетой мира, оценивающий и собственные поступки, и происходящее на земле с точки зрения христианина, чья жизнь устремлена в Небеса. В материальном мире, следуя законам земного притяжения, река прокладывает русло от истока к устью сверху вниз, от возвышенности спускаясь в долину, вбирая притоки, становясь более полноводной, спокойной – до той поры, пока не сольётся с морским простором. Но путь духовной реки – а именно он определяет интонацию поэтической книги Василия Килякова – парадоксально направлен снизу – вверх и стремится к той дальней высокой линии горизонта, которая может лишь чудиться, угадываться в самом начале. Но именно с нею, в конце концов, и сливается он в своей наполненности зрелым чувством, пережитым опытом, главным смыслом земного бытия. Не с раздольной ширью водной глади, не с мерным звуком океанской волны – а с величием непостижимого Творца видимого и невидимого мира.

Уже в первом разделе намечен этот «вертикальный вектор» осознающей себя души героя. Когда, вглядываясь в ночную тьму, он ощущает необъятность бездны, с которой оказывается лицом к лицу:

А там, в мирах иных полей

так мрачно облака теснятся,

что хочется к земле прижаться,

как в детстве – к матери своей.

Когда недоумённо вопрошает: «О каком-таком мире – и здесь, и нигде – твоё сердце мечтает, мечтает?..». Когда в момент сосредоточенного погружения в чтение, в область подлинного литературного слова – вдруг чувствует, «как от туч ледяная луна – душа освобождается от тела».

Когда доверительно и просто признаётся «тёзке-васильку»: «Как ты, я в землю врос навеки, а тянет – к Небесам».

И, наконец, когда оказывается готов к выходу из зоны душевного равновесия, которая ассоциируется у автора с миром детства и юности, с «берёзовой рощей заречья»:

Не вернусь я сюда,

я уйду по дороге неторной, ковыльной –

в Небеса,

где смиренье, любовь

и печаль.

Подлинная поэзия всегда связана с потаённой жизнью сердца, она одновременно и созерцательна, и самоуглублённа. Но приходят смутные времена – и знакомый с детства мир прощается с гармонией тишины и покоя. И оказывается, что душа поэта мучительно зависима от приходящих извне образов, от грядущих новшеств и уязвима перед сторонними воздействиями: она трепещет в потоке событий, как обнажённый нерв, если творческий человек честен перед своим даром. И, видя крушение многих человеческих судеб в переломные моменты истории, остро ощущая скоротечность жизни, её хрупкость под напором наступающего хаоса, поэт вопиет о милосердии, как библейский Иов. И не перестаёт вопрошать – и себя самого, и вечные Небеса – об Истине, о смысле свершающихся потрясений, даже по ту сторону собственных сил...

* * *

Кричит испуганная птица.

Ночь распахнулась, как крыло,

и на уснувшее село

холодный лунный свет ложится.

Я, очарованный луной,

смотрю на дальнее светило.

И вдруг очнулся: что за сила!

И что за бездна надо мной!

А там, в мирах иных полей

так мрачно облака теснятся,

что хочется к земле прижаться,

как в детстве – к матери своей.

НОЧНОЕ

Река дышала, словно вечность.

Звенели жабы до утра,

ругая жизни быстротечность

и пламя моего костра.

Река плескала и дремала,

и девки пели на току...

Семья лосей переплывала

в восходе плоскую Оку.

Лось плыл и шевелил ноздрями,

хрипел, костра глотая дым,

и даже звёзды егерями

застыли, улыбаясь им.

Потом на берег первозданный

все выбрались –

и затрубил

сохатый дико и гортанно

в избытке грозных, дерзких сил.

* * *

На сеновале поселился я

и здесь живу на свежем, душном сене.

Корова да баран – вот вся моя семья,

а вместо тюфячка – котомка на полене...

Раскосый взгляд двух щелей надо мной –

в них Неба вечность...

Всё замкнулось.

Дождём холодным и весной

душа, как пашня к семени, проснулась.

И жизнь сама – как яблоневый сад:

вчера прозрачен, завтра – бел и розов...

Дед трёт виски и курит самосад.

И курица клюёт, гребёт в навозе...

А бабка Поля гонит самогон,

над вешним садом – чад от барды,

и на крыльце играют в карты

мальчишки, как гусары: на патрон!

ВСЁ ЖИВОЕ

Дождь пробежал – грибной, нечастый.

Играет пескарями брод,

и, как овец печальный пастырь,

пасёт три тучи небосвод...

Я в лес нырнул, я стал невидим – зелень!

Кромсает небо пахарь-самолёт...

Встаёт заря – как петушиный гребень,

и самолёт – как клюв, её клюёт!

ПАМЯТНЫЙ ПОКОС

Извечной грусти полон зов кукушки,

и шапки пламени, и писк ольхи в костре,

и кислый квас из оловянной кружки,

и дальний окрик дружных косарей...

Как в этой зорьке ветрено и зябко!

Всё больше дел, всё меньше – сил и слов.

И долгий-долгий взгляд кухарки с тряпкой,

и сладкий пар вскипающих котлов...

Совхозные за речкою покосы,

и жеребёнка с маткой росный бег...

Кухарка – девочка.

Мы счастливы и босы.

И долог день,

как век.

* * *

Как хорошо в горячий летний день,

пережидая полдень косовицы,

у старых ив найти густую тень

и на траву устало опуститься.

Зной безнадёжно ровен и глубок,

но тем отрадней из прохладной чащи

смотреть на зыбкий марева поток,

текучим хрусталём кипящий.

Кузнечиков песчаный звон

то скупо-сух,

то так прозрачно-тонок...

И в небе, кажется, поёт не жаворо́нок,

а летний зной поёт.

И клонит в сон...

* * *

Край корявый мой, край мой древний,

где в дождях – паутины грибниц...

Я хотел бы уехать в деревню,

я устал от людей и больниц.

Чтоб опять мне по горло – туманы,

чтобы небо – лазурь со стекла,

чтобы бойкий петух горланил,

и заря на ладонь легла.

Чтобы в лодке рыбачьей – течи,

чтобы реку туман ласкал...

Что ж ещё в этой жизни беречь нам,

как не запах ржаного куска?

Налетай, огольцы и плотвицы!..

Мякиш я разомну-раскрошу,

родниковой святой водицы

вместе с солнцем черпнуть поспешу.

* * *

Вновь сирень плеснула в подоконник,

вновь я жить хочу!

Под луной широк и светел конник –

хоть на нём ночуй.

Хоть ложись к окну – мечтай на звёзды,

по-мальчишьи, в дым...

Ветер пьёт сиреневые гроздья,

трогает гряды.

Тихо входит в душу ужас бездны:

«Беспределен мир?!»

Небо надо мною – омут звездный

с чернотою дыр!..

Крест иконным ликам – от порога!

Дома как в гостях:

чувство одиночества и Бога...

И вселенский страх!

* * *

Ночь! Такая звезды́нь – не до сна!

Тёплый ветер углей не потушит...

И сиреневая тишина

бездной Божьей упала в душу.

Догорает дорожный постой,

захрапев, стригунок встрепенулся...

Тонкий месяц над рыжей рекой,

как ребёнок, во сне потянулся.

* * *

Я бы век промолчал здесь,

в берёзовой роще заречья:

словно вновь я вернулся на землю,

как будто бы жил уже здесь...

Всё по-новому ясно,

и понятнее – всё человечье,

и теплее молитва,

и святая – любовь, а не месть.

Песню льёт жаворонок,

и пробуют голос кукушки...

Сколько здесь я дышу?

Полчаса? Или час?

Или день? Или век?

И берёз золотые, с поклоном, верхушки

протянулись к небесной,

бездонной для всех синеве.

Как случилось,

что жизнь прокатилась бесследно, не пыльно?..

Слишком рано, так рано в туманы окуталась даль!

Не вернусь я сюда,

я уйду по дороге неторной, ковыльной –

в Небеса,

где смиренье, любовь

и печаль.

Материал подготовила Римма Лютая