Почувствовать дыхание истории
— О чем Ваши книги? Кто Ваш читатель? Что самое важное из того, что Вы хотите сказать ему?
— В основном я работаю в жанре историческом. Это историческая проза, жанр «исторического расследования». Здесь автор — профессиональный историк и писатель — не предлагает читателю простые решения и уже готовые знания, а вместе с читателем пытается с помощью существующих фактов, документов и доказательств найти историческую правду, отыскать по крупицам растерянную информацию о прошлом. Мифы превращаются в реалии, история оживает. Важно лишь умение почувствовать это дыхание, не говоря уже о возможности дышать в такт истории… Это великое умение можно в себе развить. Для этого нужно только одно: внимание и любовь в своей Родине.
Пишу книги в серии «Жизнь замечательных людей». Их жанр удачно назвал «научно-художественным» Флорентий Павленков, который основал серию еще в начале XX века. Автор создает художественное прозаическое произведение и при этом гарантирует реальность и историческую точность происходивших с героем книги событий. Это не так просто, как кажется, ибо придумывать и сочинять — многие мастаки. А вот как сделать так, чтобы интересно, увлекательно, читабельно, стилистически привлекательно, и при этом — абсолютно правдоподобно?! Не простая задачка.
В последнее время пишу для детей. Жанр детской литературы очень необычен. Началось все с того, что я вот уже 11 лет руковожу литературной частью Всероссийского конкурса «Святые заступники Руси» («Заглянем в историю вместе»). В нем приняли участие уже сотни тысяч школьников из 40 стран: они пишут сочинения, присылают рисунки, затем издается книга. Я постоянно читал тексты авторов возраста от 8 до 16 лет, и не мог сдержать слезы умиления. С трудом удавалось выбрать победителей. Принимать решение приходилось с болью в душе. Я бы наградил всех! Дети иногда умеют писать так, как взрослые не могут. Для многих из них это может стать ступенью литературного созревания. Глядишь, и появятся новые талантливые православные писатели. Значит, все было не зря.
Многие мои книги — это жития святых. Я их называют — жизнеописания. Это нечто среднее между агиографией (житием) и биографией. Жанр житийной литературы существует вполне официально в литературоведении, имеет свою традицию, но для светского человека довольно непрост в восприятии. Как писать на житийные темы так, чтобы большее число читателей проявляли к ней интерес, вникали, и чтобы это было еще и интересно? Ведь житие иногда называют «словесной иконой», в тексте житий, как и на иконе, многое изображается символически, не реалистично. В житийном изложении земных дней святого часто вообще нет цифр, дат, фактов, иногда даже и точных географических названий. Можно ли все это совместить с реальными событиями истории? Вот почему я вместе с читателем провожу историческое расследование, виртуальное путешествие во времени и пространстве.
Кто мой читатель? Вдумчивый и жаждущий точных познаний человек, который не равнодушен к российской истории, к прошлому, настоящему и будущему России. Писатель часто работает как бы в темноте. Он не видит того, кто будет читать его книгу. Трудится на ощупь, предполагая, а не располагая. Но со временем становится ясно — кто он, реальный читатель.
Комментарий К.П. Ковалева-Случевского телеканалу "Культура" в фойе зала Церковных Соборов Храма Христа Спасителя после награждения
— Может ли литература, в том числе — православная литература, менять современный мир к лучшему? В чем главная задача писателя сегодня?
— Литература не журналистика. Она не действует на человека «в лоб», не является частью пропаганды, она не заставляет читателя делать что-то вопреки его разуму или духовному опыту. Литература создает образы и миры, которые затем незаметно произрастают в людских душах. В итоге формируется мировоззрение, культурная традиция, даже личная вера. И от того, что произрастет у читателя, зависит его будущее и будущее страны. Так литература незаметно, но очень глубоко влияет на жизнь общества и государства. Поэтому для писателей, исповедующих православные взгляды на жизнь, сегодня есть особая миссия — быть на гребне времени, продвигать и на платформе со-творчества, со-творения создавать ценности, заложенные в Священном Писании. Если это делается еще и талантливо, умно, без пропагандистских «замашек», привлекательно для читателя, да еще если писатель — мастер своего дела, то это можно только одобрить.
Талантливая литература выполнит свою миссию — начнет создавать плоды в душе читателя, произрастать изнутри, выполнять функцию охранительную и развивающую. По сути, православная литература — это те произведения, которые напоминают или приближают читателя к пониманию Благой Вести, а в итоге — к осознанию Конца мира, Конца света. Православная литература — апокалиптична. Она говорит о Царствии Небесном, она обрисовывает образы святости. Она учить распознавать Путь, Истину и Жизнь.