Этим летом я читал Пелевина
– Тема месяца, о которой мы говорим в декабре – «Книга: быть или не быть?». И первый вопрос будет такой: сейчас у всех сумасшедший ритм жизни. Люди бегут куда-то, спешат все время. Им не до чтения вообще. Как Вы думаете, стоит ли в этом потоке информации, которая выливается на нас все время через интернет, через наши смартфоны, ещё и отводить время для чтения? Я вот тут в книжке прочитала, что раньше люди крестьянами были, и вообще не умели читать, но жили с Богом. И это, наверно, главное?
– Ну, у нас много иллюзий насчет прошлого. И потом, раньше это когда? Вот, если взять, допустим, двенадцатый век, то крестьяне были грамотными и горожане были грамотные. Об этом свидетельствует берестяные грамоты, которые иногда писались просто по пустякам. Ну, например, юноша назначает свидание девушке и он царапает это послание на бересте. Видно, что люди спокойно этим владели. Был, конечно, период, когда действительно, население сильно увеличивалось и целенаправленных каких-то программ по добыче этой грамотности не было в государстве. Поэтому, каждый, кто как мог, приспосабливался. Читать интенсивно стали только с девятнадцатого века, конечно. Поэтому, трудно сказать однозначно про «раньше». Какой период мы будем рассматривать? Сейчас вот вы говорите про всякие электронные устройства. Но, вы поймите, это же небольшая часть населения погружена в эти звуки с помощью наушников. Но то, что книги стали меньше читать, — это очевидно. Потому что такая доступность подкупает. Как пешеходов стало меньше, чем едущих на трамвае. Ну, удобно, быстрей. Поэтому, если человек для души хочет погулять, тогда это другое дело Так вот идти на работу два часа пешком. Так же и здесь: любая книга доступна, но ведь надо понимать, что люди не так давно читали газеты. Я не могу представить россиянина сорока лет в каком-нибудь шестидесятом году, который взял бы и читал Лермонтова, просто не представляю. Интеллигенция, конечно, всегда читала, она и сейчас читает, но уже читает современных авторов.
– А вы читаете современных авторов?
– Да, этим летом Пелевина прочел.
– Понравилось?
– Ну, у меня такого критерия нет. Там есть много интересного. Я вижу, где он проявляет свои такие способности или чувство юмора. Понравилось – это когда думаешь, вот бы мне такое написать. А мне вот такого, допустим, не хочется писать. Там говориться об определенном периоде жизни, который я помню и никаких чувств, кроме кошмара он у меня не вызывает. Ну а как кошмары могут нравиться? Я как-то придерживаюсь другой эстетики.
– Вы много читаете?
– Совсем нет. В основном читаю всякие документы, письма, доклады. Много приходится читать по церковному законодательству. Или тексты, которые относятся к будущим проектам. Нужно по ним высказываться: это такая моя обязанность. Чтобы читать литературу, я считаю, нужна голова спокойная, ясная. А наша жизнь такая суматошная.
– Вы в этом не видите проблему, что современный человек перестал читать?
– Нет, ну почему? Можно читать, но в отпуск. Да, конечно это маловато. Но современная эпоха требует постоянной работы без выходных. У меня, например, сначала служба, а потом есть же и церковные тексты. Само богослужение ведь очень насыщает. Раньше весь Русский народ воспитывался на богослужении. Пролог, жития, толкование Евангелия выдающихся Святых богословов. И это вот ежегодно прочитывается на богослужении. Обыкновенный русский крестьянин был этой литературой наполнен, она его образовывала. Да и сейчас люди читают. Я вот давеча ехал в метро и специально посмотрел — молодежь вся читает. И видно по движению пальцев, что они не музыку слушают, а листают страницы. Но сейчас появилась новая молодежь, такой раньше не было. Мне кажется, она абсолютно нерелигиозна. Ну вот они ходят мимо храма (я наблюдал) с такими лицами, как будто их ничего не интересует: проходят сначала на работу, потом с таким же выражением лиц с работы. И у них даже не возникает интереса заглянуть в храм и посмотреть, а что там.
– Что бы Вы им посоветовали читать? Вы в молодости читали что-то такое, что на вас произвело впечатление, может быть вы о чем?
– Я все время читал. И на меня все производило впечатление, начиная от Франсуа Рабле и кончая Жуль Верном. Приедешь, бывало, к дедушке, а у него огромная библиотека. У него были возможности доступа к собраниям сочинений. Там я прочел всего Брета Гарта, Конан Дойля. У дедушки я читал целый день. Помню, как читал «Войну и мир», я каждую фразу на руке взвешивал и медленно ее проглатывал, как удав. Удовольствие было от самого процесса чтения. Тогда жизнь только начиналась, все было свежо. Вот некоторые такие впечатления я помню.
– А традиции были какие-то в дедушкином доме, связанные с семейным чтением? Сейчас все говорят о возрождении традиций.
– Говорить-то можно, что угодно. Сейчас очень много всяких лозунгов. Традицию нельзя искусственно создать. Одна семья, конечно, может, завести некий новый порядок для того периода, когда они занимаются воспитанием детей. Папа или, в крайнем случае, мама, будут читать некую книгу, а дети, лишенные всех отвлекающих моментов (телефонов, компьютеров), слушать. Тогда они через книгу будут развиваться в старинной парадигме. И потом уже, когда постарше станут, будут сами книги читать, а мама с папой будут слушать и приводить их к каким-то дискуссиям об этом, чтобы мозг развивался. У современных детей мозг тоже развивается, но совершенно иначе. Вот есть такое явление, как клиповое сознание: они какие-то кусочки выхватывают, но складывается ли у них какая-то картина мира — это вопрос. А вообще, большинство родителей вообще воспитанием и образованием детей совершенно не занимаются и не интересуются. Они просто пытаются их куда-то поместить, как в камеру хранения.
– Может быть, Вам написать какую-нибудь книгу о том, как как воспитывать детей, как в семье жизнь организовать?
– У нас есть это все в устном предании. У каждого народа был определенный быт и строй жизни, который менялся в зависимости от обстоятельств.
– Что Вы бы посоветовали читать современной женщине, маме?
– Молодой маме, мне кажется, нужно все прочесть по возрастной психологии и педагогике. Вот всю науку, которая доступна на русском языке, даже переводную литературу, — это все нужно прочесть. Я с детьми занимаюсь и понимаю, что ребенка нужно воспринимать как бы в лоб и глубоко. Тогда ты видишь, что ему нужно и что он ждет, какого витамина ему не хватает, я имею ввиду духовного. Ведь родители сейчас обеспечивают ребенка только с материальной стороны. А детям это совершенно не нужно. Если детям не давать апельсинов, они даже о них не вспомнят. Детям нужно, чтобы их любили. Потому что понимать без любви невозможно. Можно туда прийти к нему со своим миром и если получится такое проникновение друг в друга двух душ до забвения своего я, тогда он не будет уходить на улицу к каким-то ребятам. Он всегда оставит любой фильм, любую игру ради общения с родителями, и это будет самое для него большая драгоценность. Вот это важно. И не играет никакой роли, чем конкретно они занимаются. Ходят ли они на лыжах или купаться, или читают книгу, или пошли в храм. Ребенок будет говорить: «Я с папой». Потому что хочет быть с папой. Быть. Это как раз и рождает воспитание. Родитель тогда дает своему ребенку качественное питание, которое ни с чем не сравнить. Детям нужны родители. Ведь у всех животных так: они рождаются внутри своей крысиной или леопардовой семьи и их там любят.
Беседу вела Юлия Мялькина