11 декабря по новому стилю Святая Церковь чтит память священномученика Серафима (Чичагова). В тропаре святому вкратце описан его земной подвиг: «Воинство Царя Небеснаго/ паче земнаго возлюбив, служитель пламенный Святыя Троицы явился еси, наставления Кронштадтскаго пастыря в сердце своем слагая, данная ти от Бога многообразная дарования к пользе народа Божия приумножил еси, учитель благочестия и поборник единства церковнаго быв, пострадати даже до крове сподобился еси, священномучениче Серафиме, моли Христа Бога спастися душам нашим». Рассмотрим подробнее его житие
Будущий священномученик, в миру Леонид Чичагов, родился 9 января 1856 года в Петербурге в аристократической семье. С детства мальчик отличался особенной религиозностью. Мать определила сына в Пажеский корпус, затем он окончил Артиллерийскую академию. После отправился на Балканы, где участвовал в боях за Плевну. По возвращении был награжден саблей с дарственной императорской надписью и тремя высокими наградами. Казалось, перед ним открывается блестящая военная карьера, служение Царю и Отечеству и связанные с этим земные блага. Но Господь уготовал для будущего святого архиерея другую стезю – послужить Ему и сподобиться благ небесных и нетленных: «Ибо Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2: 30).
Молодой офицер знакомится с праведным Иоанном Кронштадтским, который становится его духовным наставником и благословляет его на священство. После смерти жены будущий священномученик в Свято-Троицкой лавре принимает монашество с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского. Важной вехой в жизни отца Серафима явилось то, что он способствовал прославлению своего Небесного покровителя в лике святых, написав «Летопись Дивеевской обители», акафист преподобному Серафиму и его подробное житие. Отец Серафим посещал Дивеево и встречался с одной из местных монашествующих, матерью Пелагеей (в миру Параскева, Паша Дивеевская). Общение с ней и вдохновило отца Серафима на создание «Летописи». Она сказала ему: «Вот хорошо, что ты пришел, я тебя давно поджидаю: преподобный Серафим велел тебе передать, чтобы ты доложил Государю, что наступило время открытия его мощей, прославления».
Однажды отцу Серафиму явился сам преподобный. Он вспоминал об этом так: «По окончании "Летописи" я сидел в своей комнате в одном из дивеевских корпусов и радовался, что закончил наконец труднейший период собирания и написания о преподобном Серафиме. В этот момент в келию вошел преподобный Серафим, и я увидел его как живого. У меня ни на минуту не мелькнуло мысли, что это видение – так все было просто и реально. Но каково же было мое удивление, когда батюшка Серафим поклонился мне в пояс и сказал: "Спасибо тебе за летопись. Проси у меня все, что хочешь, за нее". С этими словами он подошел ко мне вплотную и положил свою руку мне на плечо. Я прижался к нему и говорю: "Батюшка, дорогой, мне так радостно сейчас, что я ничего другого не хочу, как только всегда быть около вас". Батюшка Серафим улыбнулся в знак согласия и стал невидимым. Только тогда я сообразил, что это было видение. Радости моей не было конца»[1].
Вскоре, несмотря на сопротивление приближенных к Государю, Серафим Саровский был прославлен. На торжества, организацией которых занимался отец Серафим, в Саровскую обитель приехала и семья императора Николая II.
С 1906 года отец Серафим становится епископом. В сане архиерея по воле Божией ему пришлось сменить несколько кафедр, среди которых были Сухумская, Кишиневская, Орловская, Тверская и Ленинградская. За служение в Орловской епархии, а именно за организацию там приходской жизни, владыка удостоился ордена от Государя. В местах своего служения, куда бы он ни направился, владыка проявлял офицерскую закалку, силу воли и организаторский талант. Сложностей было много, но, несмотря на это, он открывал приюты, больницы, приходские советы, вел активную борьбу с заблуждениями, ересью и сектантством. Владыка обладал художественным и музыкальным талантом. Так, известны написанные им иконы Спасителя и преподобного Серафима, хранящиеся в храме Илии Обыденного в Москве. После себя владыка оставил также множество музыкальных пьес, литургическую музыку и вокальные сочинения.
Члены Императорской фамилии в сопровождении архим. Серафима (Чичагова) в Саровском монастыре, 1903 г.
|
Наступил 1917 год. В то время владыка служил на Тверской кафедре. Власть пока его не трогала, но у него были конфликты с местным духовенством из-за его строгого отношения к воинской службе. Будучи человеком с доблестным военным прошлым, владыка считал, что молодые люди по окончании семинарии обязательно должны служить в воинских частях. В том же году он был изгнан со своей кафедры обновленцами. В 1921 году святитель Серафим подвергнулся первому аресту и был заключен на несколько месяцев в Таганскую тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в преступлениях против советской власти. Его приговорили к ссылке в Архангельскую область, где он провел около года уже в сане митрополита. Из ссылки он вернулся в Москву, где его опять арестовали. В вину ему вменялась организация торжеств в честь прославления преподобного Серафима.
В 1927 году он принимает Декларацию митрополита Сергия (Страгородского), понимая, что восстановление централизованной церковной власти необходимо. Его назначают митрополитом Ленинградским и Гдовским. В тот момент на Ленинградской кафедре происходили большие внутрицерковные раздоры между обновленцами, иосифлянами и другими группами. Митрополит Серафим был настроен поставить под свое подчинение все приходы вверенной ему кафедры.
Начались аресты, в том числе монашествующих. Сначала иосифлян, с кем боролся владыка. Среди них впоследствии появились и новомученики, которых мы сейчас почитаем. Потом начали арестовывать и сергиан, к которым относился митрополит Серафим. Возрастала угроза нового ареста и в отношении владыки Серафима. К этому времени его здоровье ухудшилось. В октябре 1933 года он был уволен на покой и переехал в Москву, а потом в Подмосковье, где провел последние годы жизни.
|
Наступил 1937 год. Лютый. Кровавый. Давший множество новых святых нашей Церкви и всему миру. Владыку арестовали вновь. Безжалостные палачи на носилках вынесли немощного 82-летнего старца и отправили его в Таганскую тюрьму. Несколько недель проходили допросы, но мужественный воин Христов не дал ни одного показания. 11 декабря того же года его расстреляли на Бутовском полигоне. Мощи владыки не обретены, они покоятся в братской могиле одного из Бутовских рвов… «И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил. 1: 29).
«Учись прощать всем их недостатки и ошибки и ввиду подчинения их злой силе, и, несомненно, ненормального состояния духа. Говори себе: "Помоги ему, Господи, ибо он духовно болен!" Такое сознание помешает осуждению, ибо судить может только тот, кто сам совершен и не ошибается, все знает, а главное, знает наверное, что человек действует не по обстоятельствам, сложившимся вокруг него, а по своему произволению, по своей страсти»[2], – так писал владыка Серафим в одном из своих писем. Он учит нас прощать врагов, прощать палачей… Он подает нам пример мужества и стойкости, которые так нужны каждому в наше время.
В другом письме он учил адресата и нас, читающих его строки, важнейшим вещам: «Ты же будь только с Христом, единой Правдой, Истиной и Любовью, а с Ним все прекрасно, все понятно, все чисто и утешительно. Отойди умом и сердцем, помыслами от зла, которое властвует над безблагодатными, и заботься об одном – хранить в себе, по вере, Божественную благодать, через которую вселяется в нас Христос и Его мир… Учись внутренней молитве, чтобы она была не замечена по твоей внешности и никого не смущала. Чем более мы заняты внутренней молитвой, тем полнее, разумнее и отраднее наша жизнь вообще. И время проходит незаметнее, быстрее. Для того особенно полезна Иисусова молитва и собственные короткие изречения "помоги мне, Господи" или "защити и укрепи", или "научи" и прочие… Молящийся внутренне смотрит на все внешнее равнодушно, рассеянно, ибо эта молитва не умственная, а сердечная, отделяющая от поверхности земли и приближающая невидимому Небу»[3].
Также он учил о цели жизни христианской: «Если мы помним, что имеем от Бога наше бытие, силы, чувства, разум, сердце, волю, получаем от Господа все многочисленные блага и можем быть участниками блаженства и вечной жизни в Царстве Его Небесном, то мы не в состоянии сомневаться, что цель жизни каждого из нас – служить Богу и прославлять Создателя»[4]. Остались и такие назидания владыки: «В ком обитает Святой Дух, тот не преувеличивает своих достоинств, не гордится, не надмевается над другими, не потворствует своим страстям, подкрепляет себя непрестанною молитвою, никогда не лукавит, не лжет, не обманывает, он старается делать только то, что угодно Богу, избегает всяких поводов к вражде, уклоняется от зла, охотно прощает обиды, молится за врагов. Совесть его не беспокоит, страсти не волнуют, зависть не мучает. Исполненный Святого Духа радуется о Господе, радуется о своем спасении!.. Дух Божий не пребывает в тех, которые в покое. Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что они живут в скорбях, а мир веселится и гордится роскошью и покоем»[5].
И, наконец, немаловажными видятся его духовные размышления о молитве: «Чтобы молитва сделалась нашею необходимостью, нашею радостью, потребностью жизни и самым драгоценным даром для нас, надо воспитать в себе молитвенный дух… Начало молитвы должно состоять из славословия Богу, из благодарений за бесчисленные благодеяния Его. Потом мы должны принести Богу искреннее исповедание грехов наших в сокрушении сердца и в заключение можем высказать с великим смирением наши прошения о нуждах душевных и телесных, предоставляя благоговейно исполнение и неисполнение этих прошений Его воле… Каждое подобное молитвословие оставит в душе след молитвы; ежедневное продолжение его вкоренит молитву, а терпение, без которого нельзя ничего добиться в жизни, несомненно привьет молитвенный дух»[6].
Владыка Серафим был красноречивым проповедником. В частности, в одной из проповедей он учил о чистоте сердца: «Чтобы сердце могло найти путь и достигнуть врат Царствия Божия, оно должно быть чисто, свободно от страстей… Такое очищенное, освященное сердце есть жилище Духа Святого… Искание Царствия Божия не есть удаление в пустыню или совершенное отречение от мира… Оно учит достижению того, чтобы дела мирские и земные не препятствовали делу духовному и небесному»[7].
Сейчас мы проживаем Рождественский пост, и для нас особенно назидательны слова священномученика Серафима: «Разве Сын Божий вочеловечился, чтобы улучшить и изменить внешнюю жизнь людей, даровать им земной покой, попрать телесную смерть, уничтожить бедствия, бури, распри и войны? Он пришел в мир, чтобы изменить внутреннюю жизнь Своих учеников и последователей, спасти их души от духовной смерти, излить на них искупительную благодать Святого Духа, чрез Себя примирить и соединить с Отцом Небесным, привлечь в истинное Царство, которое не от мира сего и, наконец, чтобы даровать блаженство и жизнь вечную… О беспредельная любовь Божия! Когда же она поймется людьми? Пойте Господу вашему, пойте! Пойте Цареви вашему, пойте!»[8].
Таким удивительным человеком, светочем Церкви был митрополит Серафим (Чичагов). Русская Православная Церковь прославила его в лике святых священномучеников в 1997 году. Его пример учит нас стойкости в испытаниях, твердой вере во Христа и Его обетования. Кондак святому звучит так: «Саровскому чудотворцу тезоименит быв, теплую любовь к нему имел еси, писаньми твоими подвиги и чудеса того миру возвестив, верныя к его прославлению подвигл еси и благодарственнаго посещения самаго преподобнаго сподобился еси. С нимже ныне, священномучениче Серафиме, в Небесных чертозех водворяяся, моли Христа Бога серафимския радости нам причастником быти». Сподобимся и мы молитвенного заступничества святителя Серафима!
[1] Дамаскин (Орловский), иером. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 1996.
[2]Там же.
[3]Там же.
[4] Твердость духа. Священномученик Серафим (Чичагов) / Сост. Чунтонова Н. И. М.: Летопись, 2016.
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность священником и архимандритом. Кишинев, 1911.
[8] Там же.