Архимандрит Савва (Мажуко) из Свято-Никольского мужского монастыря в Гомеле — известный писатель и видеоблогер. Для евангельской проповеди он активно использует социальные сети и YouTube. Большим спросом пользуются также его книги, написанные живым языком, с юмором, а порой и с некоторой иронией. Вот что он рассказал о своём жизненном пути и служении
Захотелось жить рядом с красотой
Я много кем хотел быть в детстве, а в 14 лет окончательно определился: стану монахом и священником!
Рос я не в церковной семье, а в обычной советской. Однажды прочёл Житие Сергия Радонежского. Это и определило мой дальнейший путь. Захотелось жить рядом с красотой, которая есть в Церкви. Что это за красота? Вряд ли хватит слов, чтобы описать. Просто чувствуешь, что за житиями святых, за иконами, за богослужением скрыт огонь. Если его увидишь, он тебя никогда не отпустит. Думаю, люди, которые переживали такой опыт, меня поймут.
В 19 лет, в июле 1995 года, я принял постриг в Никольском монастыре. Нёс два послушания — регента (управлял двумя хорами) и миссионера. Главная моя работа была посвящена детям: вёл воскресную школу, проводил занятия в университете, экскурсии в монастыре. Общался со многими людьми. Из всего этого и вырастали постепенно мои тексты.
Первые публикации — в «Альфе и Омеге»
Писать я начал благодаря знакомству с Мариной Журинской, замечательным журналистом, лингвистом, филологом. Как-то в библиотеке монастыря я случайно увидел в одной из коробок журнал «Альфа и Омега». Начал читать и был поражён серьёзностью, глубиной текстов. Решил познакомиться с редактором — Мариной Андреевной. Завязалась переписка, стали созваниваться, и в какой-то момент она начала заказывать мне статьи. Первая моя книга называлась «Любовь и пустота» — это был сборник статей, опубликованных в её журнале.
Делиться нужно тем, что тебя волнует
Когда я только начинал вести воскресную школу, сильно переживал, что у меня нет конкретной программы, не знал, что детям интересно, как к ним найти подход. В результате долгих поисков пришёл к выводу, что нужно просто делиться тем, что тебя волнует в данный момент. Это мой основной рабочий принцип.
Иногда мне заказывают статьи на разные темы. Как-то попросили даже написать о грудном вскармливании. Почему-то считается, что священник знает ответы на все вопросы. Это не так. Я, к примеру, не библеист, не историк, не патролог, так что не берусь судить о многих вопросах. Но некоторые батюшки порой делают вид, будто действительно всё знают. Думаю, зря. Священники должны научиться говорить «не знаю».
Как в монастыре создали YouTube-канал
Ныне покойный владыка Аристарх благословил меня записывать программы для телеканала «Союз». Позже из них сложился наш YouTube-канал, где, кроме моих роликов, появилась программа «Омут богословия». Нам удалось купить видеокамеру, а осветительные приборы мы арендуем — вот и вся наша
студия. Аппаратуру поставили в библиотеке. Приходит оператор с телевидения, мой знакомый, и записывает программы.
Я очень рад, что сейчас многие священники снимают ролики, ведут блоги. Их должно быть ещё больше: опыт и стиль таких проповедников различны, и каждый может оказаться в чём-то более близким, более ценным для тех или иных зрителей.
Вот я воспитывался среди очень простых людей, вырос в районе, который у нас в Гомеле называется Сельмаш — заводской район, бандитский. И порой я чувствую себя в роли переводчика, посредника между двумя мирами — интеллигенции и простых людей. Заводчане часто не понимают проблем, которыми мучаются интеллектуалы, а те не понимают, чем мучаются простые люди. Хочется, чтобы между ними возникли понимание, общность.
«Вы не должны смотреть Тарантино!»
Я не обижаюсь, когда меня критикуют. Например, указывают: «Вы же священник и вот здесь должны возмутиться, а вы не возмущаетесь!» Или: «Вы смотрите Тарантино?! Но вы не должны смотреть такое кино!» Всё это не более чем стереотипы. Разумеется, бывает и обоснованная критика, ведь я, как любой миссионер, склонен увлекаться, могу сделать ошибку.
Мой стиль долго не воспринимали. Некоторых он и сейчас отпугивает. Религиозная жизнь по определению консервативна. Для сообщества верующих — и это касается любой религии — всегда есть соблазн создать замкнутый мир, в котором свои нормы, свой язык и даже свой стиль одежды. Но в таком культурном гетто человек элементарно глупеет. Он утрачивает способность разговаривать с людьми других взглядов. У него исчезают чуткость и здоровое любопытство к тем, кто не ходит в храм, но занимается творчеством — снимает кино, пишет книги, играет в театре. Надо общаться с другими людьми, понимать их, делиться с ними и даже учиться у них: почему бы и нет? Верующий человек должен быть открыт для диалога.
Подготовила Елена Алексеева
Крестовский мост