Тени не исчезли в полдень
Один из крупнейших советских писателей-почвенников, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР Анатолий Иванов пришел в большую литературу из журналистики.
Он родился 5 мая 1928 года в старинном русском селе Шемонаиха (ныне на территории Казахстана). Учился на факультете журналистики Казахского университета имени Кирова, работал в районной газете. В 1954-м в журнале «Крестьянка» увидел свой первый рассказ «Дождь»
В 1958-м стал заместителем главного редактора журнала «Сибирские огни». В том же году был опубликован его первый роман «Повитель», принесший автору всесоюзную известность. В этом произведении начинается одна из главных тем творчества Иванова — «чужой среди своих», «не наш» человек в советском обществе». Повитель — сорняк, оплетающий здоровое растение и выпивающий из него все соки.
В 1963-м Анатолий Степанович издал роман «Тени исчезают в полдень», который в 1971-м экранизировали Валерий Усков и Владимир Краснопольский. До появления «Семнадцати мгновений весны» «Тени...» на нашем телевидении были самым популярным сериалом. Затем пришел черед гениального романа-эпопеи «Вечный зов» (последней настоящей вершины советской литературы) и не менее талантливой экранизации этого произведения.
«Вечный зов» — название аллегорическое, — подчеркивал Иванов. — Один из моих героев говорит, что человек рано или поздно начинает задумываться над сутью и смыслом бытия, жизнью окружающих его людей, общества и над своими собственными делами и поступками. Это его заставляет делать властный зов жизни, вечное стремление найти среди людей свое человеческое место».
Михаил Лобанов, вспоминая момент знакомства с уже знаменитым на всю страну коллегой, в своих мемуарах писал: «Анатолий Степанович заметил с добродушной ухмылкой: «Ивановых — как собак нерезаных». В последнем справочнике Союза писателей СССР (1986) фамилия Иванов занимает две страницы: целых двадцать пять писателей, но кто знает другого Иванова, кроме Иванова Анатолия? В русской литературе, особенно советского периода, много Ивановых, известных писателей: Вячеслав Иванов — символист, Всеволод Иванов — автор повестей о Гражданской войне; другой повествователь о Гражданской войне, служивший в колчаковской армии, харбинский эмигрант, вернувшийся после Отечественной войны на родину, автор книги о Пушкине — Всеволод Никанорович Иванов; Георгий Иванов — поэт, эмигрант; Валентин Иванов — автор романа «Русь изначальная»... Все они коснулись какого-то одного читательского слоя, в то время как об Анатолии Иванове можно сказать, что он вошел в толщу читательского народа, хотя и во многом благодаря экранизации его романов». А познакомились они в редакции «Молодой гвардии», куда Анатолия Степановича назначили сначала заместителем главного редактора, потом — главредом.
Как это ни парадоксально, комсомольский журнал служил «точкой сбора» для тех, кого сейчас называют «Русской партией». Это была железная когорта идейных бойцов: Феликс Чуев, Владимир Фирсов, Валерий Хатюшин, Владислав Артемов, Валентин Сорокин, Михаил Лобанов, Владимир Бушин, Александр Байгушев и другие яркие представители русской национально-патриотической литературы. Статьи, которые в 1980-е печатались в «Молодой гвардии», читала взахлеб вся страна.
За участие в подобной идейно-политической борьбе можно было запросто лишиться должности (как это произошло с предшественником, бывшим главредом «Гвардии» Анатолием Никоновым), получить «волчий билет» (какой выписали коллеге-единомышленнику, главному редактору журнала «Человек и закон» Сергею Семанову). Иванов не боялся резких слов и движений, навстречу идейным противникам выходил с открытым забралом. В 1969 году он в числе группы литераторов подписал статью «Против чего выступает «Новый мир»?», обвинив либеральный рупор в том, что он — проводник буржуазной идеологии и космополитизма.
Романы Анатолия Иванова были бестселлерами, писатель умел выстроить сюжет, не лакировал действительность, напротив, говорил о том, что «верховники» старались замалчивать, — о перегибах коллективизации, большом терроре 1930-х и, конечно, о действиях в нашей стране «пятой колонны».
Именно поэтому творчество Анатолия Степановича вызывало неприкрытую ненависть «архитекторов перестройки». По той же причине их продолжатели называют романы Иванова сегодня не иначе как «заслуженно забытыми», выдавая желаемое за действительное. Прежде всего стараются «не замечать» предсказаний одного из персонажей романа «Вечный зов», бывшего офицера царской охранки, подполковника абвера Лахновского. Тот, понимая, что гитлеровская Германия войну проиграет, пророчествует о неизбежном реванше: «Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет... будем всегда главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее! Да, развращать! Растлевать! Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов!»
Сегодня эти пророчества сбылись на 99 процентов.
Материал опубликован в апрельском номере журнала Никиты Михалкова «Свой»