В августе 2017 года вышел в свет учебник «Введение в аскетику» ректора Санкт-Петербургской духовной академии архиепископа Петергофского Амвросия (Ермакова), и доцента кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии священника Михаила Легеева.
На вопросы Портала «Правчтение» отвечает архиепископ Петергофский Амвросий.
В аннотации учебника сказано: «адресован преподавателям и студентам богословских учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также всем желающим глубже уяснить смысл христианского подвига». С преподавателями и студентами богословских учебных заведений понятно. А что с остальными?
Думаю, что тема аскетики близка каждому православному христианину. Ведь аскетические подвиги – прежде всего практика христианской жизни, а не предмет для изучения. Церковный человек постоянно практикует аскетический образ жизни, в том или ином роде. Например, пост – это тоже аскетический подвиг. Смирение, способность принимать те обстоятельства, которые не хочется принимать – тоже.
В глобальном смысли цель аскетики – отбросить шум и суету мира, отвлекающие моменты, и тем самым приблизиться к Богу. Также важен момент жертвы: аскетический подвиг чаще всего дается нелегко, но только с помощью самоотречения ради Бога можно научиться любить Его. Поэтому, конечно, предмет аскетики рассчитан не только на ученых, изучающих труды великих аскетов. Аскетизм – черта христианства, способ подчинить свои страсти, изменить свою жизнь.
Вы преподаете в академии предмет «Введение в аскетику». Расскажите о Вашем опыте преподавания поподробнее.
Да, действительно, я преподаю несколько лет этот предмет. Пытаюсь показать, как те или иные вещи святые люди реализовывали в своей жизни. Рассказываю о современных нам подвижниках – которых Бог подарил мне счастье знать. Среди них - и уже почившие, и живые. Показываю параллели, как то или иное аскетическое упражнение влияет на различные стороны духовной жизни человека. Между тем, я и сам постоянно учусь, когда преподаю. Это сложная наука, а точнее – практика. Преподавание помогает лично мне не забывать об этом, держать всегда перед собой образ жизни подвижников и пытаться своими немощными силами хотя бы немного приблизиться к их опыту.
Учебник «раскрывает основные понятия об аскезе человека: её предназначении, характере и особенностях». Расскажите об этом подробнее.
Аскетических практик много. Как правило, каждая из них помогает бороться с какой-либо страстью, дурной привычкой, зависимостью. Ведь все внешние проявления человека – дурные или хорошие – всего лишь плод его духовной жизни. Молитва, например, помимо реального и мистического переживания связи с Богом – это еще и трудное аскетическое упражнение. Она учит внимательности, сосредоточенности, помогает справляться с рассеянностью, невнимательностью. Она учит быть благодарным за все, что происходит, а значит – не роптать на обстоятельства, не завидовать успехам других людей. И так все, о чем учили святые отцы, в комплексе помогает достигать идеалов святости.
«Каждая тема сопровождается текстом одного из духовных писателей, святых или подвижников Церкви XIX–XXI веков».
Да, это так. Мы не просто читаем их тесты. Через это мы можем получить главное - войти в область их духовного опыта, Чаще всего на первых занятиях у первого курса бакалавриата я показываю короткий фильм о современном подвижнике, который живет в Синайской пустыне. Называется «Последний анахорет». Это история человека, который жил в Австралии, имел востребованную профессию, в общем, жил полноценной светской жизнью. Но потом, почувствовав внутренний призыв к Богу, ушел в один из монастырей этой пустыни, и стал жить отшельнической жизнью. Он показывает пещеру, в которой живет последние годы, рассказывает, о чем он думает, как молится Богу, и прочее. Это пример аскета, который живет с нами в одно время, но той жизнью, которой жили древние подвижники, о которых мы читаем в патериках.
Много аскетов живет среди нас. Не все они, конечно, живут в пещерах и в пустыне. Но многие стараются ограничивать себя в чем-то, и через эти ограничения растут духовно. На лекциях стараюсь рассказывать примеры, которые я замечаю в людях – священниках, прихожанах, студентах. Вместе с примерами святых отцов древности они – повод понять, что достижение святости в наших руках, и зависит от личных стараний каждого. Потому как порой подвиг древних кажется далеким, потому как он действительно сильно отстоит по времени от нашей жизни. Примеры современников, их быт и обстоятельства – те же, что и у нас. Поэтому сложно сказать себе, что раньше все было по-другому.
Расскажите об опыте совместного написания учебника с о. Михаилом Легеевым.
Очень интересный и поучительный опыт. Отец Михаил – специалист по патрологии, автор нашего академического учебника. Наша с ним работа двигалась то быстрее, то медленнее. То пишется сразу целая глава, а то мне приходится зачеркивать текст целыми страницами. Что-то отец Михаил предлагает, что-то я. А ведь еще над учебником работали и несколько студентов магистратуры Академии, в частности сотрудник нашего издательства Максим Тарасов. Так что «Введение в аскетику» - наше общее дело.