Цель аскетики – приблизиться к Богу

Цель аскетики – приблизиться к Богу
Фото: spbda.ru

В августе 2017 года вышел в свет учебник «Введение в аскетику» ректора Санкт-Петербургской духовной академии архиепископа Петергофского Амвросия (Ермакова), и доцента кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии священника Михаила Легеева.

На вопросы Портала «Правчтение» отвечает архиепископ Петергофский Амвросий.


В аннотации учебника сказано: «адресован преподавателям и студентам богословских учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также всем желающим глубже уяснить смысл христианского подвига». С преподавателями и студентами богословских учебных заведений понятно. А что с остальными?

Думаю, что тема аскетики близка каждому православному христианину. Ведь аскетические подвиги – прежде всего практика христианской жизни, а не предмет для изучения. Церковный человек постоянно практикует аскетический образ жизни, в том или ином роде. Например, пост – это тоже аскетический подвиг. Смирение, способность принимать те обстоятельства, которые не хочется принимать – тоже. 

В глобальном смысли цель аскетики – отбросить шум и суету мира, отвлекающие моменты, и тем самым приблизиться к Богу. Также важен момент жертвы: аскетический подвиг чаще всего дается нелегко, но только с помощью самоотречения ради Бога можно научиться любить Его. Поэтому, конечно, предмет аскетики рассчитан не только на ученых, изучающих труды великих аскетов. Аскетизм – черта христианства, способ подчинить свои страсти, изменить свою жизнь.

30.08.2017_book_2.jpg

Вы преподаете в академии предмет «Введение в аскетику». Расскажите о Вашем опыте преподавания поподробнее.

Да, действительно, я преподаю несколько лет этот предмет. Пытаюсь показать, как те или иные вещи святые люди реализовывали в своей жизни. Рассказываю о современных нам подвижниках – которых Бог подарил мне счастье знать. Среди них - и уже почившие, и живые. Показываю параллели, как то или иное аскетическое упражнение влияет на различные стороны духовной жизни человека. Между тем, я и сам постоянно учусь, когда преподаю. Это сложная наука, а точнее – практика. Преподавание помогает лично мне не забывать об этом, держать всегда перед собой образ жизни подвижников и пытаться своими немощными силами хотя бы немного приблизиться к их опыту.

Учебник «раскрывает основные понятия об аскезе человека: её предназначении, характере и особенностях». Расскажите об этом подробнее.

Аскетических практик много. Как правило, каждая из них помогает бороться с какой-либо страстью, дурной привычкой, зависимостью. Ведь все внешние проявления человека – дурные или хорошие – всего лишь плод его духовной жизни. Молитва, например, помимо реального и мистического переживания связи с Богом – это еще и трудное аскетическое упражнение. Она учит внимательности, сосредоточенности, помогает справляться с рассеянностью, невнимательностью. Она учит быть благодарным за все, что происходит, а значит – не роптать на обстоятельства, не завидовать успехам других людей. И так все, о чем учили святые отцы, в комплексе помогает достигать идеалов святости.

30.08.2017_book_1.jpg

«Каждая тема сопровождается текстом одного из духовных писателей, святых или подвижников Церкви XIX–XXI веков».

Да, это так. Мы не просто читаем их тесты. Через это мы можем получить главное - войти в область их духовного опыта, Чаще всего на первых занятиях у первого курса бакалавриата я показываю короткий фильм о современном подвижнике, который живет в Синайской пустыне. Называется «Последний анахорет». Это история человека, который жил в Австралии, имел востребованную профессию, в общем, жил полноценной светской жизнью. Но потом, почувствовав внутренний призыв к Богу, ушел в один из монастырей этой пустыни, и стал жить отшельнической жизнью. Он показывает пещеру, в которой живет последние годы, рассказывает, о чем он думает, как молится Богу, и прочее. Это пример аскета, который живет с нами в одно время, но той жизнью, которой жили древние подвижники, о которых мы читаем в патериках.

Много аскетов живет среди нас. Не все они, конечно, живут в пещерах и в пустыне. Но многие стараются ограничивать себя в чем-то, и через эти ограничения растут духовно. На лекциях стараюсь рассказывать примеры, которые я замечаю в людях – священниках, прихожанах, студентах. Вместе с примерами святых отцов древности они – повод понять, что достижение святости в наших руках, и зависит от личных стараний каждого. Потому как порой подвиг древних кажется далеким, потому как он действительно сильно отстоит по времени от нашей жизни. Примеры современников, их быт и обстоятельства – те же, что и у нас. Поэтому сложно сказать себе, что раньше все было по-другому.

Расскажите об опыте совместного написания учебника с о. Михаилом Легеевым.

06.10.2015_patrol_2.jpg

Очень интересный и поучительный опыт. Отец Михаил – специалист по патрологии, автор нашего академического учебника. Наша с ним работа двигалась то быстрее, то медленнее. То пишется сразу целая глава, а то мне приходится зачеркивать текст целыми страницами. Что-то отец Михаил предлагает, что-то я. А ведь еще над учебником работали и несколько студентов магистратуры Академии, в частности сотрудник нашего издательства Максим Тарасов. Так что «Введение в аскетику» - наше общее дело.