Накануне исповеди

Автор: протоиерей Григорий Дьяченко Все новинки

В начале книжных дел

В начале книжных дел

Сегодня книга привычна и обыденна. Она источник знаний, хороший друг и лучший подарок, о чем известно даже ребенку. Она может быть бумажной и электронной, что не вызывает ни малейшего удивления. Но ведь было начало, когда книга считалась своего рода чудом, когда каждую кропотливо и долго писали, украшая рисунками. И наконец, случился день, явивший диво дивное – печатную книгу. В России первым книгопечатником является Иван Федоров. В 1564 году трудами мастера и его соратников вышел «Апостол». В августе 1565 года, ровно 460 лет назад, издали «Часослов»


На Руси книга выступала источником духовной мудрости и культуры, осмысления нравственных ценностей, воспитания личности. Главной, безусловно, считалась Библия. Были и другие книги: Евангелие, Псалтирь, богослужебные, жития святых, творения святых отцов Церкви, сборники религиозных текстов. Все они несли людям просвещение и для каждого становились общением с Богом. Их читали и слушали, пытаясь постичь смысл. Их берегли.

Безусловно, существовала и светская литература. Но именно религиозные тексты стали благой причиной появления печатной книги. Дело в том, что рукописные издания обходились дорого, а главное – имели ошибки, которые допускались переписчиками по разным причинам: сложность теста, усталость, неправильное понимание сокращений и пометок на полях, «отсебятина» и просто неграмотность. Рукописи с ошибками копировались. Но как исправить допущенные ошибки? Ведь исправление богослужебных книг не всегда считалось делом праведным. За что и пострадал, к примеру, святой Максим Грек.

В 1551 году при царе Иване Грозном на Стоглавом Соборе под председательством митрополита Макария задумали исправлять фактические и грамматические ошибки в книгах, приводящие к разночтению и ереси. Хотя принятые меры оказались довольно слабыми, несмотря на признание факта, что текстовые огрехи могут вести даже к расколу. Тогда самодержец принял историческое и прогрессивное решение, имеющее церковно-государственное назначение. Книга должна была стать более качественной и дешевой. К тому же возникла необходимость в большом количестве церковных книг для строящихся церквей и в связи с введением христианства в завоеванной в 1552 году Казани.

Анонимная типография и Государев печатный двор

В 1553 году Иван Грозный издал Указ об основании в Москве Печатного двора. Для строительства палат друкарни (типографии) выделили землю на Никольской улице. Рядом располагался основанный в XIV веке Николо-Греческий монастырь. Строительство длилось десять лет.

Однако стоить вспомнить, что до этого события в столице уже печатались книги. Они появлялись в частной Анонимной типографии, по мнению исследователей, основанной священником Благовещенского собора Московского Кремля, духовником царя протопопом Сильвестром и воеводой Алексеем Адашевым, начальником Челобитного приказа, хранителем личного архива царя и печати. Кстати, именно заядлому книжнику Сильвестру Благовещенскому приписывают авторство или окончательное редактирование «Домостроя», а также написание жития святой равноапостольной княгини Ольги.

Типография располагалась то ли в доме Сильвестра, то ли в одном из подмосковных монастырей. В ней работали печатных дел мастер Маруша Нефедьев, гравер Васюк Никифоров, печатник датского происхождения Ганс Мессингейм, по прозвищу Переплетчик. Возможно, среди работников были также Иван Федоров и Петр Мстиславец, что частично подтверждают приемы печати, которые позднее будут применяться в Московском печатном дворе. Книги, вышедшие в Анонимной типографии, не имели выходных данных. Семи из них, что дошли до наших дней, присущи определенные особенности, которые относят их к периоду 1553–1559 годов. Иван Грозный, безусловно, не мог не знать об этой типографии.

Можно сказать, что в судьбу Анонимной типографии вмешался личностный фактор. В 1553 году во время болезни царя Ивана Грозного протопоп Сильвестр сблизился с его двоюродным братом – князем Владимиром Старицким, претендовавшим на престол, что внесло охлаждение в отношения Сильвестра и царя. В этом же году Иван Грозный издает указ о новой типографии, в чем можно проследить определенную логику.

Кроме того, примешались слухи о причастности протопопа к смерти в 1560 году царицы Анастасии, любимой жены царя. Сильвестр попал в опалу и был сослан в Кирилло-Белозерский монастырь. В добровольную ссылку в Левонию отправился и Адашев, затем переведенный под стражу в Дерпт и скончавшийся там от горячки, избежав расправы царя.

Прошло три года. 19 апреля 1563 года в Москве открыли Государев печатный двор, существующий на казенные деньги. На этом торжестве присутствовал царь Иван Грозный.

В 1567 году произошло другое событие: сгорела Анонимная типография, предположительно – от поджога.

Первая книга Московского печатного двора – «Апостол»

В день открытия государственной типографии сразу же началась работа: Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец после тщательной выверки и редактирования рукописного текста приступили к набору книги «Апостол».

Для этого мастера изготовили и отлили полууставной шрифт – четкий, простой, изящный. Книгу украшала нарядная вязь и 48 прекрасных гравюр-заставок с растительным орнаментом, выполненных в едином стиле.

«Апостол», содержащий Деяния святых апостолов и апостольские Послания, вышел в сентябре 1564 года. Всего около 2000 экземпляров. Книга впечатляла своей красотой и текстом, язык которого был адаптирован к московской речи XVI века и потому более понятен. Кроме того, можно было заметить, что она напечатана в государственной типографии. На это указывали строки: «По велению Ивана Грозного и с благословения митрополита Макария», который и редактировал текст.

Книга впечатляла не только высоким художественным оформлением, но и новшеством – послесловием. В нем Федоров писал о типографии и обо всех, кто создавал книгу.

Вторая книга – «Часовник»

7 августа 1565 года после годичной подготовки в Печатном дворе приступили к «Часовнику». 29 сентября издание было готово. Название этой книги пришло из греческого языка и обозначает порядок службы часов. Но после Книжной справы, редактирования переводных текстов, в 1640–1650-е годы в обиход вошли слова «Часослов», «Часовловец» (калька греческого «орологион»), окончательно утвердившиеся при церковной реформе Патриарха Никона. Кроме того, «Часослов» предназначался для священников, а «Часовник» как более сжатый вариант, содержащий в сокращенном виде святцы, без кондаков и тропарей, без псалмов, а только с указанием порядка их исполнения – для мирян.

Так что на Руси существовали два вида «Часовника»: большой и малый. Иметь его в своем доме считалось делом важным, необходимым и престижным. Ведь это уникальная книга: она и сборник повседневных неизменяемых молитв суточного богослужебного круга, и учебник для постигающих грамоту, и руководство для чтецов и певцов на клиросе. Кстати, обучение чтению на церковнославянском языке шло по малому «Часовнику».

«Часовник», изданный Федоровым, включал в себя, в частности, вечерню, повечерие, часы, изобразительны и чин обедницы, совершаемой вместо Божественной литургии. По своему оформлению «Часовник» был более скромным и лаконичным по сравнению с «Апостолом». Однако его также отличало высокое качество полиграфии: четкий шрифт 84 мм в два прогона, украшения в виде искусно сделанных заглавий и строчных букв, напечатанных киноварью (красная краска), небольшие узорные заставки перед каждой статьей. «Часовник» имел 174 листа. На 170–172 листах размещалось послесловие Ивана Федорова: мастер писал о пользе печатного дела, о том, кто и в какие сроки создавал эту книгу. Размер ее был небольшим и составлял не менее 166 на 118 мм.

Спрос на «Часовник» был большой. Первый тираж быстро разошелся, поэтому вскоре типография выпустила второе издание по заказу промышленников Строгановых. В нем было 172 листа. Единственный экземпляр этого издания хранится в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга.

К сожалению, «Часовник» стал последней книгой, изданной Федоровым в Москве. Ведь и в новом Печатном дворе все шло не так гладко, как хотелось бы просвещенным людям. Были завистники и недруги. Например, переписчики книг, боявшиеся потерять доход от своего ремесла и привилегии в обществе, и нерадивые начальники. Хотя сам Федоров никогда не жаловался на переписчиков. Но писал об учителях как о недоброжелателях в его деле.

В 1563 году ушел из жизни покровитель книжного дела и мастеров митрополит Макарий, не дожив до выхода «Апостола». А царь просто охладел к типографии, которую с таким рвением организовывал. Во все времена, а в XVI веке и подавно, новаторство было крайне опасным делом.

Мастер-новатор: «Ради братии моих и ближних моих»

Информация о жизни Ивана Федорова не во всем точна. Даже дата его рождения условна: от 1510 до 1530 годов. Не сохранилось и пожизненных изображений мастера. Свое прозвище Москвитин, которое сегодня назвали бы псевдонимом или считали бы фамилией, которое он прибавлял к своему имени и отчеству, может говорить о том, что родился мастер на Руси, в Московии. Хотя некоторые исследователи считают местом его рождения Белоруссию или Польшу.

Встречаются сведения, что Иван Федорович Москвитин учился на факультете вольных искусств и в 1532 году получил звание бакалавра в Краковском университете. Интерес к печатной книге зародился именно здесь, ведь обучение многим предметам велось по печатным учебникам. Но неизвестно и то, где и когда Федоров овладел мастерством печатника, которое в те времена требовало многих умений: быть гравером-резчиком, наборщиком, переплетчиком, отливать литеры, плотничать, редактировать и писать. Возможно, знания и опыт были приобретены в Кракове, Вильно, Львове, Праге или других городах, где с конца XV века печатались книги на славянских языках. И возможно, что учителем был Франциск Скорина, у которого учился и Петр Мстиславец. Скорина напечатал такие книги, как «Псалтырь», 23 переведенные им «Библии», «Малую подорожную книжицу», «Апостол». Существует версия, что в 1552 году Ф. Скорина посетил Великое княжество Московское, «руководствуясь набожным желанием, постарался Святое Писание русским языком напечатать...». Но для такого путешествия должно получить приглашение. Самым достоверным его источником могла быть Патриархия, а именно опытный царедворец митрополит Макарий.

Иван Федоров служил диаконом в храме Николы Гостунского в Кремле. Причт этого храма был близок к владыке Макарию еще во время его службы в Новгороде. Митрополит Макарий и Иван Федоров встречались и беседовали о книгопечатании. Именно просвещенный Федоров мог предложить архиерею пригласить Скорину в Московию. Во всяком случае, влияние Скорины на появление типографии в Москве говорит и такой факт, установленный исследователями: идентичность федоровских шрифтов и заставок скорининских.

После выпуска книги «Часовник» Иван Федоров и Петр Мстиславец покинули Москву, спасая свои жизни и дело. В 1565 году типографию сожгли. Причин для такого варварства было достаточно. Одна из них так представлялась москвичам: на Никольской улице, где размещалась типография, поселились колдуны. Главным еретиком, колдуном и волшебником признавался Федоров. Недовольство вызывал и факт поведения диакона Иоанна Федорова: после кончины жены он не принял монашество.

Отношение царя Ивана Грозного к судьбе Федорова вызывает много споров и сегодня. Безусловно, бегство мастеров, как установили исследователи, зимой 1666–1667 года не носило политического характера, так как они не были противниками государя. Возможно, причиной были отношения с аристократией и некоторыми представителями духовенства или чье-то коварство. Есть и совершенно другая версия: царь послал Федорова на Запад с целью пропаганды православия.

Но был ли пожар? Как быть с тем, что установили ученые: резные федоровские доски использовались в Москве в течение 200 лет. И могли ли бояре поджечь ее, создавая опасность для своих домов в Китай-городе? Возможно, сгорела не Государева, а Анонимная типография.

Как бы то ни было, Федоров навсегда уезжает из Москвы в Литву, прихватив только матрицы. Покровительство ему дает гетман Григорий Ходкевич. В его имении в Заблудове создается типография, и в 1568 году печатается «Евангелие», через два года выходит «Псалтырь» с «Часословцем».

В 1572 году Федоров после отказа Ходкевича в поддержке оказался во Львове, где с большим трудом открыл типографию. Здесь в 1574 году вышло второе издание «Апостола». Но дела не ладились. Обманы купцов заставили его заложить типографию. Помощь пришла от князя К. К. Острожского. В одном из его имений обустроили типографию. В 1580 году в ней напечатали две части Библии: Новый завет и Псалтирь с алфавитным указателем. Через год работа над Библией была закончена. Это был монументальный труд: 1256 страниц, 6 разных шрифтов, 2 цвета краски! Кроме того, изящные заставки и украшения, безупречная чистота печати.

По каким-то причинам Федоров покинул Острог и уехал во Львов, где умер в декабре 1593 года.

В 1568 году Государева типография на Никольской улице вновь заработала, управляемая учениками Федорова Андроником Невежей и Никифором Тарасиевым. В 1576 году появилась печатня и в Александровской слободе.

Памятник первопечатнику Федорову

27 сентября 1909 года около Китайгородской стены торжественно открыли памятник Ивану Федорову. На это мероприятие пришли, в том числе, все московские рабочие печатного дела. Состоялся крестный ход. Епископ Анастасий (Грибановский) произнес слова о значении деятельности Федорова для просвещения и Церкви. Интересно, что на следующий день у подножия памятника лежал венок, на ленте которого было написано: «Первому мученику русской печати». Кто его принес, так и осталось неизвестным.

Идея установки памятника принадлежала председателю Московского археологического общества графу А. Уварову в 1864 году. Через четыре года появилось официальное уведомление об этом плане и объявлена подписка по сбору средств. Над эскизом памятника работали и принимали участие в конкурсе М. Антокольский, Н. Андреев совместно с И. Жолтовским, мастера из других стран. В итоге были отобраны два совместных проекта, выполненных С. Волнухиным и И. Машковым.

Символично, что Федорова изобразили во время работы с оттиском страницы «Апостола». На бронзовой доске пьедестала стоял печатный знак мастера. Памятник несколько раз менял свое место, но по-прежнему остается достопримечательностью столицы.