«За спиной декабристов»

Малягин Владимир
«За спиной декабристов»
Фото: Юлия Вилкова
В конце октября 2024 года состоялось торжественное вручение дипломов и памятных призов лауреатам XIX открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу». В номинации «Лучшее драматическое произведение» вторую премию получила книга «За спиной декабристов» Владимира Малягина, главного редактора издательства «Даниловский благовестник» Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы. Пользуясь случаем, мы попросили Владимира Юрьевича побеседовать с «Прихожанином» об этом важном событии, о самой пьесе и истории ее создания
– Владимир Юрьевич, вы получили вторую премию Издательского совета Русской Православной Церкви на конкурсе «Просвещение через книгу» за пьесу «За спиной декабристов». О чем Ваша пьеса?

– Такое название было дано пьесе не случайно. Но сначала предыстория. Некоторое время назад ко мне обратилось руководство одного из российских академических театров с просьбой написать пьесу о декабристах. Знаете, для меня это был подарок судьбы: я всегда подозревал, что с декабристами что-то не так. При этом никогда самой темой глубоко не занимался. Так что это был прекрасный повод для человека, который относится к отечественной истории очень серьезно, осмыслить, что это было за явление. Что за конфликт, который вырос в достаточно безумное стояние на Сенатской площади (тогда она называлась Петровской площадью) и жестокое восстание в Черниговском полку на юге Украины (тогда не Украины, конечно, а Российской империи) – все это имело под собой гораздо более глубокие корни, чем те, о которых люди моего поколения узнавали из школьной программы. Эти благородные лица и благородные фигуры молодых офицеров – картинка, не имеющая никакого отношения к реальной действительности.

– Чем же она отличается от того, что мы привыкли видеть в пространстве отечественной истории и отечественной культуры советского и постсоветского периодов?

– Я бы сказал, еще и досоветского. Ведь из-под пера Ленина задолго до революции 1917 года выходили те чеканные формулы, которые мы потом заучивали на уроках литературы. «Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию, ее подхватили, расширили, укрепили и закалили народовольцы…» и так далее. И с этого ракурса получается, что это свободолюбивые борцы за народное счастье, деятельность которых закономерно привела к победе большевиков в начале ХХ века.

– Люди дворянского сословия, пожелавшие защитить интересы простого человека…

– Да, защитить простого человека России...Только при этом есть нюансы, как сейчас говорят. Ни один из декабристов не отпустил на волю своих крепостных крестьян. Ни один. А ведь тогда, еще до реформы 1861 года, любой помещик мог отпустить крестьян, так как они были собственностью помещиков. Дворяне могли распоряжаться своей собственностью так, как считали нужным. Однако никто из декабристов своих крестьян не освободил. Только один из осужденных, кажется, Каховский, лишился крестьян. Правда он не отпустил их на волю, а выгодно продал, потому что ему не на что было жить. Зато «проклятый сатрап самодержавия», барон Бенкендорф, например, сделал это лет за 10 до восстания 1825 года.

– То есть, Вы согласились написать эту пьесу, потому что Вам было интересно разобраться в причинах восстания 1825 года?

– Да, очень интересно. После того как я погрузился в материал, я понял, что в XIX и XX веках было опубликовано много интересного по этой теме. В советское время издали практически все материалы следствия, а это много томов. Декабристов ведь довольно долго опрашивали и допрашивали, и они рассказывали обо всем, ничего не скрывая. И чем дальше я изучал вопрос, тем больше убеждался в том, что это одно из ключевых событий русской истории, начиная примерно века с XVII. Ленин не случайно выстраивал ту линию, о которой я говорил выше. В общественную и политическую жизнь нашей страны пришли люди, которых спустя 30–40 лет Федор Михайлович Достоевский назовет бесами. Потому что они пришли убивать. И это очень важно, принципиально важно. Например, у революционеров ведь никогда не было внутренних разногласий по поводу необходимости уничтожения Царской семьи. Все были согласны с тем, что надо убить не только семью императора вместе с детьми, но и дальних родственников Романовых найти и уничтожить по всей Европе. Чтобы никто не мог претендовать на восстановление монархии.

– Ну, а сами декабристы откуда берут свое начало? Я понимаю, что Вы говорите об их духовной природе. А исторически – кто были их прародители?

– Декабристы были убежденными последователями Великой французской революции 1789 года. Кажется, Ключевский сказал, что их отцы, то есть, представители высшего сословия XVIII века, были русскими, которые стали французами. Дети же были французами по воспитанию, которые пытались стать русскими. Иначе говоря, у них была своего рода жажда сыграть некую особую роль в истории России, но при этом все идеалы и все образы будущего, которые они себе рисовали и в истории, и в общественно-политическом устройстве страны, были заимствованы у французской революции.

Единственным человеком, отличавшимся от остальных, был полковник Павел Иванович Пестель. Он был самым жестоким, но и самым образованным, самым последовательным и самым оригинальным из декабристов. Пестель был сыном генерал-губернатора Сибири, которого, единственного из губернаторов, снял с этой должности император Александр I, довольно либеральный правитель, за то, что Пестель так ни разу до Сибири не доехал.

У Пестеля-младшего была библиотека в несколько тысяч томов только политической литературы. Павел Иванович знал все европейские языки, изучил все конституции Европы, но вернулся к «Русской правде» Ярослава Мудрого (Свод законов первой половины XI века – Ред.). Пестель был наполовину немцем, но, знаете, в России XIX века ведь даже главный языковед, Владимир Иванович Даль был немцем по национальности. Это говорит только о внутренней красоте России, русского языка и русской культуры. Но в смысле жестокости все декабристы были абсолютно одинаковыми. Там были люди, которые хотели лично убить императора Александра и таким образом остаться в истории, другие мечтали об убийстве Николая, только что восшедшего на престол. И это был очень сильный побудительный мотив для них.

– Восстание декабристов произошло через несколько лет после победы России над Наполеоном. От граждан страны-победителя обычно ждешь патриотического подъема, ведь победа в войне – это всегда в том числе и показатель силы, единства, превосходства духа народа…

– После победы над Наполеоном прошло уже десять лет. Окончательная победа – это 1814 год. Надо сказать, что англичане очень умело отодвинули и нас, и Пруссию в этом вопросе. Все было представлено так, что победили Наполеона они одни. Прошло всего десять лет, но люди поколения, к которому относились декабристы, успели уже послужить Отечеству, побывать в Париже. Многие из них служили за границей, некоторые успели посетить не только Европу, но и Америку. Среди них был человек, который собирался поднять восстание в Калифорнии.

Федор Михайлович Достоевский в 60-е годы прошлого столетия говорил о том, что Наполеон действительно был фигурой, которая совершенно сбила с толку все общество. Он показал всем, что можно выбиться «из грязи в князи», подняться до самого верха и повелевать миром. Кто же из молодых людей где-то глубоко внутри не жаждет этого?! Тем более что мы даже не представляем себе, насколько православная вера была далеко задвинута и низко поставлена в тот период жизни нашей страны. Многие из этих молодых офицеров принадлежали к числу масонов. Масонство было визитной карточкой с конца XVIII века. Принадлежность к нему означала наличие входного билета в высшие круги. Я не устаю цитировать Юрия Крижанича, хорвата по национальности, католического священника, ярого славянофила и русского патриота, который говорил, что у русского народа есть только одно отвратительное качество – чужебесие, непроходящее желание ставить себя на второе место неважно после кого. А на первое место кого-то другого, возвышать, поклоняться ему, принимать его жизненные ценности. И вот это чужебесие и здесь сыграло свою роль. Хотя если брать Пестеля, то он все изучил, все прошел и все-таки составлял «Русскую правду» для русского народа, как это ни странно. При этом, если бы он пришел к власти, то, скорее всего, ленинская беспощадность воцарилась бы в нашей стране на сто лет раньше.

– Вот как интересно, здесь опять смыкаются националистические и либеральные идеи, которые против самодержавия, народности, православия. То есть получается все силы, все средства хороши, лишь бы уничтожить нас как державу, которая только на православном фундаменте может существовать.

– Как и народ, который только на православном фундаменте и может существовать. Последние десятилетия и весь ХХ век убеждают нас в том, что если у русского народа отнять его православную веру, он перестает размножаться, перестает сам себя воспроизводить на этой земле. А ведь народ и предназначен для того, чтобы нарождаться. Это же совершенно ясно даже из этимологии слова.

Кстати сказать, Пестель христианство и православие не отрицал. Наоборот, он говорил, что все живущие в России, независимо от национальности, должны стать православными христианами. В то время как его единомышленники из Петербурга Трубецкой, Рылеев разрабатывали проекты, в которых надо было поклоняться богине разума.

Со времени великой французской революции прошло ведь совсем немного времени. Именно тогда начали поклоняться богине разума, выкидывали из католических храмов святыни, а на жертвенник ставили девушку, символ революции, и поклонялись ей как богине. Но обезьянничание декабристов, как нам известно, ничем хорошим для них не кончилось. А Франция, после 1871 года провозгласившая Парижскую коммуну, принципиально стала первой европейской атеистической страной.

– В ХХI веке нам всем это наглядно продемонстрировала церемония открытия Олимпийских игр 2024 года в Париже. Владимир Юрьевич, какой посыл несет в себе Ваша пьеса? Что Вы хотели сообщить современному человеку, может быть, в большей степени молодому человеку, рассказывая о декабристах и их времени?

– Я хотел сказать, в частности, о том, как страшна ложь. Любая ложь. Очень много было лжи и во взаимоотношениях между людьми, и в царском доме, в императорской семье. Ну, например, император Александр I завещал трон Николаю. За несколько лет перед этим Константин Павлович, старший брат Николая, после женитьбы на польской дворянке официально отрекся от престола и подписал об этом бумагу. Но всё это почему-то скрывалось, и Константина во всех церквях поминали как наследника престола. И это каждый день слышал народ. Для чего эти политические игры?! А ведь тот же Александр в 1812 году, когда произошло вторжение Наполеона в Россию со всей твердостью заявил: пусть я буду императором одной Сибири, но я буду драться до последнего. Это были очень сильные слова, и они сразу поставили рамки, за которые наш народ должен был выйти, чтобы победить.

Но дело в том, что вопрос о власти – вопрос очень болезненный, потенциально он может пролить реки крови. Мы видим это на примере России и не только России. И вот эта полуправда-полу-ложь, она и молодым людям, побывавшим в Европе и считавшим образцом для подражания революционную Францию, дала соблазн пытаться поменять власть в России.

– Ваша пьеса удостоена второй премии. Кто же взял первую?

– На суд жюри были представлены несколько драматических произведений, но и первое место, и третье решили никому не присуждать. А мне таким образом присудили почетное второе.

– Каким Вы видите будущее православных драматургов? Или шире – театра, который хочет говорить со зрителем о традиционных ценностях?

– Вы знаете, пока что у православного театра нет даже настоящего. Те несколько семейных театриков, руководители которых называют себя православными людьми, и которых мы знаем, никак не влияют на общую атмосферу. А выделить хоть один из московских театров не обязательно православным, но хотя бы консервативным патриотическим силам, наше правительство пока решиться не может. Видимо, потому, что даже один театр может многое испортить в идиллической либеральной картине, которую мы наблюдаем сегодня в отечественной культуре.

– И все же хотелось бы закончить нашу беседу на позитивной ноте.

– Позитивная нота есть. Я думаю, Вы со мной согласитесь: тот факт, что мы все умрем, а за смертью последует Божий Суд, пока еще частный суд, и каждому воздастся по делам его, ‒ является не просто позитивным. Для меня это очень вдохновляющая перспектива. Захватившие определенные посты люди, которые не хотят давать нашему народу ни свободы, ни добра, ни света, ответят за это у Господа. Ничто не останется без ответа. Ответ потому ведь и ответ, что приходит как реакция на твои дела или твое бездействие. И за то, что ты делал плохо, не по справедливости, не по правде, тоже придется отвечать.

– А Церковь во все времена продолжает делать свое дело хорошо – воспитывает человеческие души для жизни вечной. И конкурс Издательского Совета «Просвещение через книгу» – яркий тому пример.

– Это удивительно, но Русская Православная Церковь сейчас, в сущности, единственная сила в обществе, которая безусловно защищает русский народ. Потому что она защищает русский язык, русскую культуру, и тем самым защищает жизнь русского народа.

Беседовала Екатерина Орлова/Портал "Прихожанин"