Запустить маховик чтения

Запустить маховик чтения
Фото: Алексей Танюшин
Свои гайдары

— На третьем курсе филологического факультета МГУ мне надоело писать статьи и курсовые. Их приходилось писать научным и тяжёлым языком, а мне хотелось читать повести-сказки, но такие, которых ещё не было в природе. И я написал для своего «внутреннего» читателя «Дракончика Пыхалку» и «Приключения домовят». Я до сих пор считаю, что писателями становятся именно по этой причине — чтобы писать книжки, которые ты лично хочешь читать. А потом я узнал, что многие писатели именно так в литературу и приходят — в них читатель и писатель будто раздваиваются. Я не могу ответить на вопрос о том, куда идёт сегодня детская литература. Сегодня очень много писателей пишут хорошие детские книжки, я не могу за всех ответить — куда же мы все идём? Другое дело, что в России детская литература не поддерживается мультипликаторами и кинематографистами, как, например, на Западе. По этой причине у нас нет больших тиражей. Но качество современной детской литературы у нас, я вас уверяю, очень высокое. И свои гайдары есть — просто фокуса внимания на них нет.

«Сопромат» — тоже сказка

— Читайте своему ребёнку всё, что хотите. Посадите его к себе на колени, готовьтесь к лекции, или к чему вы там готовитесь, читайте ему то же «Сопротивление материалов» — просто задайте вектор движения. Моя мама и бабушка очень много читали мне вслух. А я самостоятельно попал в этот мир на дне рождения своей одноклассницы — нас всех закрыли в одной квартире, было шумно, мальчики дрались с девочками и наоборот, и я ушёл в дальнюю комнату. А там лежала книжка «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. Я её открыл и больше не отрывался — прочёл залпом 300 страниц. И вот тогда понял, что чтение может быть увлекательным. А потом начался период, когда я книги набирал в библиотеке целыми спортивными сумками. Запомните: если вы прочитываете ребёнку хотя бы одно слово, вы делаете его умнее на это самое слово. Должна ли книга воспитывать? Процесс воспитания идёт постоянно. Другое дело, что не чтение нас воспитывает, а сама личность автора.

Смартфон разрушает

— Вы должны понимать, что как только вы купите ребёнку смартфон, все миры, по которым он путешествовал с книгой, исчезнут. Всё, что было построено вами и ребёнком, смартфон разрушит. Я уже много раз рассказывал, что есть такая таблица, где можно распределить своё свободное время. Там схема проста: у обычного человека три часа свободного времени, когда он может заняться чем хочет. Раньше он тратил на чтение книг и журналов полтора часа. А сегодня больше двух часов сидит в смартфоне, а на чтение тратит всего девять минут. Я не понимаю, как бороться с этой «штучкой» — визуальный-то ряд всё равно сильнее, чем текст. Мы боимся чего-то глобального, но самые вредоносные изобретения почти незаметны. Из-за смартфона литература потеряла столько читателей, сколько не отобрала бы ни одна образовательная реформа. Родитель, который покупает ребёнку смартфон, должен понимать, что он отнимает у него год жизни и год развития. И это не теория, а практика, которую я проверил на собственных детях. Со смартфоном можно бороться только усилием воли, но человек слаб. Мы часто предпочитаем фастфуд домашней пище. Поэтому у моих детей кнопочные телефоны. А любовь к чтению можно пробудить у ребёнка через аудиокниги. Я сам, когда за рулём, их часто слушаю. Аудиокниги позволят ребёнку воспринимать сложные тексты. К примеру, моя 12-летняя дочка очень хорошо слушала «Войну и мир», «Преступление и наказание», «Анну Каренину».

«Классный чемодан»

— Мечтаю о том, чтобы в каждом классе появился свой «классный чемодан», где бы были собраны самые лучшие книжки для детей — «Пиноккио» Коллоди, «Винни-Пух и все-все-все» Алана Милна, «Чёрная стрела» Стивенсона, «Одиссея капитана Блада» Саббатини, «Чернильное сердце» Корнелии Функе. Чтобы дети приносили свои книги, обменивались ими, рассказывали о них. Сегодня учителя махнули рукой на воспитание. Детям никто не объясняет, что настоящая литература — это не сюжет, это магия слова и внутренний ритм, который появляется от определённого набора слов. Я бы на месте учителей давал детям задание читать не «Войну и мир», а десять любых книг, которые им нравятся. Через десять книг маховик чтения может запуститься. Но учителям сегодня не до этого, им сверху спускают такие схемы и планы — жизни не хватит на отписки. А вот такой «классный чемодан» очень бы детям пригодился.

Не глубже «пяти кликов»

— По поводу книг, которые должны просвещать детей в области секса, — ну что про них скажешь? Лежат на прилавках противные книжки, написанные скандинавами. Детям же не объясняют, откуда и почему всё это течёт мутным потоком. Бороться с ними сложно — это станет, к сожалению, формой рекламы. Проще бы было не пускать их на свои полки. Другая проблема — глубина и достоверность потребляемой информации. Мы же живём во время «кликов». Исследования показывают, что человек в поисках ответов на свои вопросы спускается не глубже « пяти кликов». То есть наши знания поверхностны и ими легко манипулируют. Лучше стараться думать.

Главная книга

— В том, что сегодня все бросились писать, я не вижу ничего плохого. Это не страшно, это хорошо. Смотрите, много лет назад бегом занималось в стране 10 человек, а сегодня 10 000. Да, из этого числа только 900 человек добьются в этой спортивной дисциплине каких-то успехов. Но остальные прокачают своё здоровье и получат полезную привычку. Я уверен, что каждый человек может написать в своей жизни одну гениальную книгу, опираясь на детские воспоминания. Ни у кого другого нет таких воспоминаний, которые были у вас. Только у вас были именно такие мамы-папы-бабушки-дедушки, дворы, дома, друзья — так пишите! Если вы искренне расскажете свою историю, то люди с удовольствием её прочитают. Документальный биографический материал всегда был очень ценен. Пишите свою главную книгу! А мои главные книги пока «Бунт пупсиков» и «Древняя Русь». Если ничего пока не читали — начинайте знакомство со мной с «Бунта пупсиков». Это художественная весёлая книга о жизни многодетной семьи. 

Материал подготовила Наталия Дмитриева/Ведомости НСО