ΠΡΩΤΕΙΟΝ / ΠΡΩΤΕΙΑ

ΠΡΩΤΕΙΟΝ / ΠΡΩΤΕΙΑ
Фото: Сергей Ломов
Книге Павла Кузенкова « «Преимущество» и «первенство». К раскрытию церковно-канонических концептов» присуждено второе место в номинации «Лучшая историческая книга» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2024 года

3.1. Этимология

Слово πρωτεῖον имеет на первый взгляд вполне прозрачную этимологию, поскольку непосредственно восходит к порядковому числительному πρῶτος (дорийск., беотийск. πρᾶτος) ‘первый’, как и ряд однокоренных слов: πρώτιστος ‘первейший’, πρώτιστα ‘в первую очередь’; πρωτεύω ‘быть первым, первенствовать’ (откуда πρωτεύς ‘вождь’ и имена собственные Πρωτεύς ‘Протей, морское божество’, Πρωτέας, Πρωτίων, Πρατίνας, Πρατύλος).

Однако происхождение самого слова πρῶτος гораздо менее ясно, и определить его намного сложнее. Его можно понимать как превосходную степень сравнения: от πρό ‘перед, раньше’ (при сравнительной степени πρότερος ‘более ранний, передний’) — с контракцией *πρόατ- > πρῶτ- (ср. польск. pierwszy ‘первый’, букв. ‘первейший’). Однако эта гипотеза не объясняет происхождение формы πρᾶτ-. Более убедительно предположение, что πρῶτος непосредственно произошло от индоевропейской основы *pr̥H-/*per- (той же, что в русском слове «первый», литовск. pìrmas, санскрит. पूर्व pū́rva, английск. fore). При этом формант -τ- объясняется как новообразование по аналогии с другими порядковыми числительными (τρίτος, τέταρτος, πέμπτος, ἕκτος; ср. русск. третий, четвертый, пятый, шестой)[1].

3.2. Узус в греческих и латинских текстах

Вопрос о семантике лексемы πρωτεῖον в текстах античной эпохи достаточно полно раскрыт в исследовании В.А. Конюхова[2]. Обнаружив и рассмотрев 453 случая употребления у 73 авторов с IV в. до Р.Х. до VI в. по Р.Х. включительно, он пришел к выводу, что основной контекст, сопровождающий рассматриваемую лексему — соревновательный (агональный). Попытавшись кратко очертить схему значений слова πρωτεῖον, исследователь заключает, что «в подавляющем большинстве случаев оно обозначает неиерархическое (не связанное с отношениями субординации) качественное или, много реже, количественное превосходство объекта по сравнению с определенным кругом подобных себе объектов»[3].

Ниже приводится развернутый перечень семантических полей лексемы πρωτεῖον на основе материалов греческих источников, хронологически расширенных и дополняющих исследование В.А. Конюхова.

А. Награда за первенство, первое место

Авторы наиболее ранних текстов, где встречается слово πρωτεῖον, используют его для обозначения первого места в том или ином соревновании, споре, состязании или диспуте. Точнее было бы говорить, что речь идет о присуждении награды за первое место — поскольку во всех этих случаях речь идет именно о выборе лучшего.

А1. За боевые заслуги

Выявление лучшего бойца, проявившего наибольшую отвагу в сражении, — очевидно, самый древний вариант подобного словоупотребления. Но, как это нередко бывает, именно такие древнейшие и общеизвестные практики не находят отражения в текстах — как раз в силу своей банальности. Тем не менее можно найти следы этой традиции и у Гомера[4], и у других ранних писателей. Сам термин πρωτεῖον появляется достаточно поздно: у Диодора Сицилийского (I в.)[5], Плутарха (II в.)[6], Гелиодора (III в.)[7]. Однако у этих и других авторов он используется как нечто привычное, и есть все основания предполагать его древность.

До нас дошли некоторые важные детали. Награду присуждал полководец, но не по своему личному выбору, а по решению некоей коллегии. Соперники должны были представить доказательства своих подвигов (снятые с убитых доспехи) и выступить с речью, обосновывая право на первенство. При присуждении большое значение уделялось равенству условий. Во внимание принималось не только число убитых врагов, но и общее количество, и боевые качества войск противника в целом. Учитывалось наличие у героя ранений и их место (т.е. серьезность), сохранность его доспехов, поведение в отношении военачальника. Наконец, аргументом в пользу претендента на первенство могли служить и заслуги, не связанные напрямую со сражением, на пример вынос с поля боя раненых товарищей[8].

A2. В спортивных, творческих и иных соревнованиях

Наиболее часто встречающееся в текстах значение πρωτεῖον — первое место в тех или иных состязаниях. Примеры столь многочисленны, что перечислять их все заняло бы слишком много места. Поэтому обратим внимание лишь на два момента. Во-первых, авторы особо акцентируют внимание на справедливости судей[9]; во-вторых, имена победителей в одних и тех же состязаниях нередко разнятся в разных источниках, что говорит о наличии параллельных суждений[10].

У Филона Александрийского мы встречаем рассуждения о том, что не во всех случаях обладание первым местом означает победу: там, где соревнуются в дурном, нравственную победу одерживают проигравшие, а не победители. Следует отметить, что этот эллинизированный иудейский философ в принципе осуждает все греческие спортивные игры как «нечестивые» (ἀνίεροι) и противопоставляет им «подлинно олимпийские и божественные» состязания, в которых первенство достигается не силой, а борьбой с пороками и стяжанием нравственных добродетелей. Только в таких священных (ἱεροί) играх и должен, по убеждению Филона, участвовать человек[11]. Такие воззрения вскоре получили развитие в христианской аскетике, где агонистическая топика целиком переводится в сферу внутренней борьбы со страстями и грехами.

A3. Первенствующее положение в каком-либо деле, профессии, искусстве

В случае, когда человек не просто побеждает в отдельных состязаниях, а делает это многократно, первенство перерастает из однократного в более устойчивое, выражая позицию главного авторитета в той или иной области. Так, в одном из фрагментов аристотелевского корпуса Платон признается достойным первенства в жанре философского диалога[12].

Нередко такого рода первенство может принадлежать не одному, а нескольким лицам. Так, Феопемп Хиосский (IV в. до Р.Х.) утверждает, что первенством (τὰ πρωτεῖα) среди греков в сфере риторического образования обладали, наряду с ним самим, Исократ, Феодект и Навкрат[13]. Такое коллективное первенство раскрывает новый уровень содержания термина — уже не как личного достижения, а как принадлежности к некоей избранной группе. Именно такой узус отражен в названии социальной категории «первых» (πρῶτοι), широко засвидетельствованной в античных и средневековых греческих источниках в самых разных контекстах. Отметим, что выражение «первые лица» широко распространено и в современном русском языке.

A4. Главенствующая роль, место в событии

«Первенством» может быть названа главенствующая роль того или иного деятеля в каком-либо важном событии. Например, Пелопиду единодушно отдавалось первенство (τὸ πρωτεῖον) в деле захвата фиванской крепости Кадмея, так как именно он возглавил политических изгнанников, добившихся успеха[14].

Такого рода первенство находится в центре исследований античного понимания индивидуальности, которые представил Геза Альфельди на основе анализа текстов эпохи Римской империи[15]. Альфельди приходит к выводу, что понятие личности в античном обществе было тесно увязано с соответствием традиционным нравственным ценностям, и признание индивидуальности получали только те, кто превосходил других по социально одобряемым качествам. Это ограничивало право человека на признание в качестве личности верхними слоями общества («первыми гражданами»), имеющими преимущественный доступ к таким ценностным категориям, как доблесть, слава, богатство и ритуальное благочестие. Только христианство радикально изменило эту систему ценностей, открыв доступ к индивидуализации для самых широких слоев населения через неизвестный Античности институт личного исповедания веры.

B. Первостепенное значение, предпочтение

В приложении к предметам первенство естественным образом приобретает характер первостепенного значения.

В платоновском диалоге «Филеб» (IV в. до Р.Х.; один из наиболее ранних зафиксированных в TLG примеров употребления лексемы πρωτεῖον) Сократ доказывает, что разумное мышление и правильное суждение обладают неоспоримым правом на первенство (τὰ πρωτεῖα) в иерархии благ[16]. Плутарх, цитируя стихи стоика Зенона Китионского, резюмирует, что тот «отдавал первое место благопослушливости, а разумности — второе»[17].

У позднего историка Дуки (XV в.) τὰ πρωτεῖα означает предпочтение, безусловный выбор (речь идет о возможности избежать ослепления, грозящего Иоанну Канткузину)[18].

Сопоставление узуса τὰ πρεσβεῖα и τὰ πρωτεῖα и, в частности, количественно равное использование для обоих слов противопоставления понятия τὰ δευτερεῖα ‘второе место’, позволяет заключить, что в данном контексте семантические поля обеих лексем пересекаются.

C. Главенство, лидерство

C1. Политическое лидерство, гегемония

Термином τὰ πρωτεῖα обозначается политическое лидерство в греческом мире. В частности, это слово нередко употребляется в речах Демосфена (IV в. до Р.Х.). Оратор говорит, что Афины «всегда ведут борьбу за первенство (περὶ πρωτείων), честь и славу»[19]. После разгрома Спарты и упадка Фив у Афин, по Демосфену, не осталось в Греции достойных соперников, способных «поспорить за первенство (περὶ τῶν πρωτείων)»[20]. Сам себя ритор называет «советником государства по вопросам первенства (περὶ τῶν πρωτείων)»[21]. Наконец, долгом каждого порядочного гражданина, оказавшегося у власти, Демосфен считает сохранение для государства «устремления к благородству и первенству (τὴν τοῦ γενναίου καὶ τοῦ πρωτείου προαίρεσιν)»[22].

В римское время, когда реальная политическая власть греческих городов-государств давно отошла в прошлое, споры за первенство между крупными городами отдельных провинций разгорелись с новой силой. Но теперь это была своеобразная политическая игра, приз в которой вручался по решению императора. Теме борьбы за первенство в эту эпоху посвящена речь «К никомидийцам о согласии с никейцами» знаменитого оратора II в. Диона Хрисостома. Уроженец вифинской Прусы, он был в то же время и почетным гражданином многих других городов, в том числе Никомидии. В своей речи он призывает сограждан прекратить бессмысленные распри с соседней Никеей и заключить с ней союз[23].

 

C2. Начальственные должности

В античный период термин τὰ πρωτεῖα активно используется для обозначения высших должностей и первых ролей в государстве[24]. Наиболее частотный глагол, с ним связанный — φέρειν ‘носить’ (лидирует в статистике с большим отрывом). Это значение очевидным образом коррелирует с субстантиватом οἱ πρῶτοι, который регулярно обозначает «первых лиц» того или иного города, муниципия или коллегии.

В средневизантийский период, с упадком античных политических институтов, термин τὰ πρωτεῖα сохраняется как реликт, причем претерпевает дополнительную семантическую субстантивацию: теперь он обозначает не просто высшие должности как институт, но самих их носителей («первых лиц»), объединенных в безликий формализованный круг и обозначаемых через plurale neutrum. Впервые слово τὰ πρωτεῖα в этом значении употребляет Феофан Исповедник (или его источник) при описании восстания в Константинополе против императора Фоки в начале VII в. В этом рассказе упоминается руководство т.н. димов — организаций болельщиков двух основных команд Большого ипподрома, «прасинов» и «венетов»; в него входили димарх (начальник дима) и τὰ πρωτεῖα — верхушка (своего рода «актив») каждой из этих весьма влиятельных в ту эпоху городских группировок[25]. Позже название, очевидно, стало специальным термином. Так, в «Книге церемоний» императора Константина VII Багрянородного (X в.) слово τὰ πρωτεῖα встречается 7 раз — и все примеры относятся только к одному значению: руководящая верхушка партий (τὰ μέρη) димов, которые в ту эпоху имели уже чисто церемониальные функции[26]. Примечательно, что все остальные случаи употребления лексемы πρωτεῖον в обширном корпусе трудов, составленных от имени Константина Багрянородного, относятся к цитатам из древних авторов.

C3. Лидирующее положение, преимущество, превосходство

В некоторых случаях значение лидерства трансформируется в более общее значение превосходства. Например, у Диодора Сицилийского после битвы при Мантинее фиванцы и их противники медлят с отправкой парламентеров для обмена павшими, боясь показаться утратившими τὸ πρωτεῖον[27]. В данном случае это слово можно понять и просто как «первенство в сражении» (т.е. статус победителя). Однако оно может означать и политическую гегемонию в Греции, за которую велась Беотийская война.

D. Пост прота, протат

В византийских актах XIV в. слово πρωτεῖον получает вторичное специальное значение места и резиденции прота Святой Горы Афон[28].


[1] См.: Frisk. 1972. S. 609–610.

[2] Понятие первенства. 2022. С. 47–80.

[3] Там же. С. 80.

[4] Напр., Ilias, II 370 sq.

[5] Diodorus Siculus. Bibliotheca historica. VIII 12. 6; XVII 21. 4.

[6] Plutarchus. Vitae. Comparatio Aristidis et Catonis. 2.

[7] Heliodorus. Aethyopica. V 30.

[8] См., например, рассказ о споре мессенских воинов Клеонниса и Аристомена, который сохранился во фрагментах 8-й книги «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского (восходит, вероятно, к сочинению Мирона из Приены, III в. до Р.Х.). См.: Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Книги VIII–X: фрагменты. С. 20.

[9] FGH. T. II A. Nr. 72 (Anaximenes von Lampsakos). Fr. 32 (Stobaei Flor. III 38.44) (οἱ γὰρ μετὰ φθόνου κρίνοντες τὸ πρωτεῖον ἀπονέμουσι τοῖς χειρίστοις, οὐ τοῖς βελτίστοις «ибо судящие с пристрастием отдают первенство худшим, а не лучшим»). — Ср.: FGH. T. II B. Nr. 115 (Theopompos). Fr. 344 (ὑπολαμβάνοντα δοθήσεσθαι αὑτῷ τὸ πρωτεῖον «полагая, что ему будет дано первое место»).

[10] Напр., FGH. T. II B. Nr. 115 (Theopompos). Test. 6 (ἄλλοι δέ φασι Θεόπομπον ἔχειν τὰ πρωτεῖα «а другие говорят, что первое место занял Феопомп»).

[11] Philo Judaeus. De agricultura, 110–120.

[12] Aristoteles et Corpus Aristotelicum. Fragmenta varia, I. 11, fr. 72 (δοκεῖ δέ μοι Πλάτων ἀκριβώσας τὸ εἶδος καὶ τὰ πρωτεῖα δικαίως ἂν ὥσπερ τοῦ κάλλους οὕτω καὶ τῆς εὑρέσεως ἀποφέρεσθαι).

[13] FGH. T. II B. Nr. 115 (Theopompos). Fr. 25* (Phot. Bibl. 176) (συνακμάσαι δὲ λέγει αὐτὸς ἑαυτὸν Ἰσοκράτει τε τῷ Ἀθηναίῷ καὶ Θεοδέκτηι τῷ Φασηλίτηι καὶ Ναυκράτει τῷ Ἐρυθραίωι, καὶ τούτους ἅμα αὐτῷ τὰ πρωτεῖα τῆς ἐν λόγοις παιδείας ἔχειν ἐν τοῖς Ἕλλησιν).

[14] Diodorus Siculus. Bibliotheca historica. XV 81. 1 (ἐν γὰρ τῇ τῶν φυγάδων κατηλύσει, καθ’ ἣν ἀνεκτήσαντο τὴν Καδμείαν, ὡμολογημένως ἅπαντες τούτῳ τὸ πρωτεῖον τοῦ κατορθώματος ἀπονέμουσιν).

[15] Alföldy. 1980. S. 47–49.

[16] Plato. Philebus. St II 22e, 33c.

[17] Plutarchus. Fr. 42 (τῇ εὐπειθείᾳ τὰ πρωτεῖα διδούς, τῇ φρονήσει δὲ τὰ δευτερεῖα).

[18] Ducas. Historia Turcobyzantina, 5. 3 (Εἰ μὲν βούλει τὸν ἥλιον ὁρᾶν καὶ σκότους ἀπέχεσθαι, τὰ πρωτεῖα τῇ παρακοῇ νέμε).

[19] Demosthenes. De corona, 66 (ἀεὶ περὶ πρωτείων καὶ τιμῆς καὶ δόξης ἀγωνιζομένην τὴν πατρίδα); ibid., 203 (…ἀγωνιζομένη περὶ πρωτείων καὶ τιμῆς καὶ δόξης κινδυνεύουσα πάντα τὸν αἰῶνα διατετέλεκε).

[20] Demosthenes. Olynthiaca III. 27 (τῶν δ’ ἄλλων οὐδενὸς ὄντος ἀξιόχρεω περὶ τῶν πρωτείων ἡμῖν ἀντιτάξασθαι).

[21] Demosthenes. De corona, 209 (ἐμὲ δέ … τὸν περὶ τῶν πρωτείων σύμβουλον τῇ πόλει παριόντα).

[22] Demosthenes. De corona, 321 (ἐν μὲν ταῖς ἐξουσίαις τὴν τοῦ γενναίου καὶ τοῦ πρωτείου τῇ πόλει προαίρεσιν διαφυλάττειν, ἐν παντὶ δὲ καιρῷ καὶ πράξει τὴν εὔνοιαν). Ср.: Philippica IV. 74 (…τὴν πόλιν δ’, ἣ προειστήκει τῶν Ἑλλήνων τέως καὶ τὸ πρωτεῖον εἶχε).

[23] Dio Chrysostomus. Or. XXXVIII, 39.

[24] Posidonius. Fr. 218 (Μάρκος Λίβιος Δροῦσος ἀνὴρ νέος μὲν <ἦν> τὴν ἡλικίαν, κεκοσμημένος δὲ πᾶσι τοῖς πρωτείοις); Diodorus Siculus. Bibliotheca historica. XVII 109 (ὁ μὲν βασιλεὺς ἐκ τῶν ἐκλελεγμένων Περσῶν ἡγεμόνας κατέστησε καὶ τούτους προῆγεν ἐπὶ τὸ πρωτεῖον); Plutarchus. Vitae. Lucullus, 42. 5 (τούτους γὰρ οἱ τὴν Πομπηίου δύναμιν ὑφορώμενοι προεβάλλοντο τῆς βουλῆς, ἀπολεγομένου τοῦ Λευκόλλου τὰ πρωτεῖα).

[25] Theophanes. Chronographia. P. 246 (τὰ δὲ πρωτεῖα τοῦ δήμου [τῶν Πρασίνων] οὐ κατεδέξαντο τοῦτο). — О димах см.: Дьяконов. 1941.

[26] Constantinus Porphyrogenitus. De cerimoniis. T. II. P. 137.6; 139.39; 141.83; 259.721; 273.78; 295.181.

[27] Diodorus Siculus. Bibliotheca historica. XV 87. 4 (οὐδέτεροι διεπρεσβεύσαντο, ἵνα μὴ δόξωσιν ἐκχωρεῖν τοῦ πρωτείου).

[28] Acta Chilandarii (Paris). T. I. N 28 (1312 г.); Acta Chilandarii (SPb.). T. I. N 135 (1347 г.); N 156 (1360 г.).

Материал предоставлен ИД «Познание»