Афон как икона
Есть на земле места, где присутствие Божие настолько ощутимо, что разум смиряется, открывая путь сердцу, и тогда уже не нужны никакие доводы и аргументы, само сердце во всей простоте принимает бытие Божие и успокаивается в нем.
Одним из таких замечательнейших мест является Святая Гора Афон, расположенная на юго-востоке Греции. Это небольшой полуостров (а практически остров, ибо ширина перешейка соединяющего Афон с материком не более 2-х километров), протяженностью около 60 км, а шириною от 7 до 20 км. Посередине полуострова проходит горный хребет, разделяющий его на северную и южною части и заканчивающийся мраморной пирамидой горы Афон высотою 2033 м.
Именно эту землю дал Господь в удел Своей Матери и, не смотря ни на какие нестроения в мире, здесь хранятся чистота и истинность Православия. Богородица оберегает. И как существуют эталонный килограмм, эталонный метр, по которым сверяются все весы и линейки, так и Афон — образец того, каким может быть человек.
Один из самых ярких периодов жизни Святой Горы начался с середины XIX века и связан он в первую очередь с Россией и расцветом русского монашества на Афоне. К началу XX века русские обители Афона переживали невиданный подъем. В 1912 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре, Свято-Андреевском и Свято-Ильинском скитах, 82 кельях и 187 каливах проживало около пяти тысяч русских насельников, что составляло более половины всех монахов Афона — в это время там находилось 3900 греков, 340 болгар, 288 румын, 120 сербов и 53 грузина. Русских паломников на Афон приезжало в год до 30 тысяч человек.
Сам Свято-Пантелеимоновский монастырь, главная русская обитель на Афоне, напоминал средней величины портовый город с кораблями и лодками у пристани, большими каменными шестиэтажными строениями на берегу, неприступными стенами и возвышавшимися над всеми строениями золотыми куполами, многочисленных церквей и параклисов. В монастыре спасалось более двух тысяч иноков, да еще проживало от двух до трех тысяч трудников, это не считая постоянно пребывающих на короткие сроки паломников. Да, это настоящий город, с огромными хозяйственными постройками, с богатыми садами и обширными огородами. Только необычен этот город тем, что живут в нем святые. Святые не в том понимании, как привыкли определять мы, сегодняшние, отделяя себя от святости: мол, это другая жизнь, вовсе современному человеку недоступная, а святые — в том смысле, какой вкладывали в это слово первые христиане, то есть уверовавшие во Христа.
Соприкоснувшись с Афоном, так очаровываешься чистотой и строгостью жизни его насельников, что невольное восклицаешь, как Петр в день Преображения: Господи! хорошо нам здесь быть (Мф. 17:4). Но, по слову Серафима Саровского, «жизнь монашеская трудна и не всем доступна», ибо нигде как на Афоне не сильны и не явны нападения противника человека. Но только так: в трудах и молитве укрепляется вера. А без испытания как узнать меру человека? И не всякий может вместить (Мф. 19:12). На Святой Горе оставались немногие. А те, кто возвращался в Россию, нес свет, которым освящал Афоне. Везли книги, везли иконы, говорившие порой больше о Православной вере, чем могли передать уста. В начале XX века иконы, писаные на Афоне, настолько распространились по России, что в редком храме не было афонской иконы. Афон на рубеже XIX и XX столетий засиял с небывалой силой. И заглушить этот всепроникающий свет Любви мир смог только с помощью тьмы. И она накрыла мир, когда он погрузился в ужас и хаос Первой мировой войны. Но прежде явлен был образ мирного жительства на земле во всеобщем единстве и любви.
Явлено это было не только во внутренней жизни монахов, но и во внешнем — гражданском — устройстве Святой Горы. Вся афонская земля поделена между двадцатью монастырями, и каждый монастырь распоряжается на своей территории самостоятельно, а для ведения общих дел основан протат — собрание из двадцати представителей от каждого монастыря. Протат размещается в столице Афона Карее, там же постоянно живут и представители монастырей. Каждый год из числа двадцати членов протата избираются четверо, у каждого из которых хранится четверть афонской печати. И только, когда все четыре части печати соединяются, утверждая тот или иной документ, решение считается принятым. Высшим законодательным и судебным органом монастырского управления Святой Горы является Чрезвычайное двадцатичленное собрание, составляемое настоятелями всех мона стырей, которое собирается дважды в год: спустя 15 дней по Пасхе и 20 августа.
К концу XIX века на Афоне сложилось два типа монастырей — штатные и общежительные. В штатных монастырях иноческая жизнь строго не стеснена. Богослужение, разумеется, совершается, как и всюду, по строгому афонскому уставу, но каждый инок получает некоторое жалование и личную жизнь устраивает по собственному усмотрению. Поэтому общая трапеза случается тут редко, разве что по большим праздникам, а так каждый питается в своей келье. Обычно у таких монахов по два-три ученика, которые во всем помогают и несут послушания. Управляются такие монастыри соборными старцами. Штатных монастырей на Афоне девять, остальные — общежительные. Здесь все общее — и послушания, и трапеза, никаких личных вещей нет вовсе, не говоря уже о деньгах. Хранение их у себя — страшный грех. Если износилась одежда или обувь, то по благословению игумена эконом со склада выдает другую. Игумен, который управляет монастырем для всей братии отец, пекущийся о каждом, но и любое слово его исполняется беспрекословно и без рассуждения. Жизнь здесь, в отличии от штатных монастырей, несравненно строже и именно к такому типу монашеской жизни относятся все русские обители.
К концу XIX века помимо Свято-Пантелеимонова монастыря общежительные уставы были введены в болгарском Зоографе, сербском Хиландаре, а также в греческих монастырях Симонопетре, Григориате, Дионисиате, Святого Павла, Ксенофоне, Костамоните, Есфигмене, Ставрониките, Кутлумуше и Каракал. Штатные монастыри все греческие — Ватопед, Иверон, Ксиропотам, Дохиар, Пантократор, Филофей и Великая Лавра.
Впрочем, необходимо заметить, что как и в общежительных, так и в штатных монастырях живут иноки, известные строгой подвижнической жизнью.
Следующее место спасения на Афоне — скит или келья. Жизнь в скиту близка к монастырской, но подвизающихся здесь гораздо меньше, построек тоже немного: обычно главный храм и подле него жилые дома и хозяйственные постройки. Затем, чтобы скиты не разрастались более и тем самым не затмевали собой монастыри, на землях которых они расположены, следят главные обители. Без их разрешения скиты не могут осуществить никакой новой постройки, игумен скита также утверждается главным монастырем. От этого весьма страдают русские скиты, которые вполне могли бы более расширится, но этого не позволяется. Хотя и без того некоторые русские скиты, как, например, Андреевский и Ильинский превосходят по благолепию, благоустроенности и числу спасающихся многие монастыри на Афоне. Обычно в скитах живет от десяти и до пятидесяти человек.
В кельях монахов и того меньше. Если в России кельей именуется отдельная монашеская комната, то на Афоне — это уединенная обитель, чаще представляющая из себя один домик, в котором размещается и небольшая церковка и несколько комнат для жительства. Обычно живет в таких кельях (или по-афонски — каливах) старец с несколькими, редко более трех, учениками. Такая жизнь близка к полному уединению, где по выражению Феофана Затворника, «только Бог, да исчезающий в Боге». Этот образ жизни более сего удовлетворяет жаждущих неотвлекаемого богомыслия и умного делания. Жизнь келиотов наиболее строга, ибо им во многом приходится заботится о своем жизнеобеспечении самостоятельно, прилагая огромные труды по возделыванию небольших садиков и огородиков на не самой удобной почве (самая удобная по большинству все-таки остается за главенствующими монастырями). Впрочем, нигде так не воспитывается надежда на Бога и покровительство Божией Матери. Но и немногим дано выдержать этот узкий из узких путь спасения.
Живут на Афоне и отшельники. Они живут в самых недоступных местах: в глубоких пещерах, скалах, где нельзя пройти иначе, как держась за протянутые веревки или по шатким мосткам. Это уже самый строгий вид жительства и большинство отшельников избрало местом для своих подвигов местность, именуемую Каруля — скалы, почти отвесно входящие в море на юго-западе Афона. В начале XX века здесь спасалось около сорока монахов.
Есть еще на Афоне сиромахи, то есть странники. Это те, кто не имеет вообще никакого жилища, и скитается по Святой Горе от монастыря к скиту, от скита к келье, летом, бывает, ночуют и на земле, к зиме некоторые обзаводятся устройством какого-нибудь хилого шалашика.
Все виды монашества собрал Афон! Постничество, затворничество, молчальничество и более всего горячее и непрерывное молитвенное делание — лучше всяких слов свидетельствуют о духовной высоте Святой Горы. Здесь и в самом деле ощущаешь, что ты уже не земле. И в тоже время понимаешь, как труден и долог путь к небу. Но есть для жаждущих спасения маяки — это афонские обители, освещающие эту благословенную дорогу.