Архимандрит Клеопа (Илие)

Архимандрит Клеопа (Илие)
Сборнику рассказов архимандрита Клеопы (Илие) (под редакцией Марии Жуковой и Татьяны Копяткевич) «Дивен Бог во святых Своих. Истории румынского старца для детей и взрослых» присуждено третье место в номинации «Лучшая книга для детей и юношества» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2023 года

***

Святой Спиридон был настолько смиренным, что хоть и был великим архиереем и чудотворцем, но не считал зазорным пасти овец и сам за ними ухаживал.

Однажды ночью разбойники напали на его овчарню и, схватив нескольких овец, хотели убежать. Но Бог, любивший Своего угодника и хранивший его малое имущество, связал разбойников крепкими и невидимыми узами, так что им невозможно было освободиться.

Так они пробыли до самого утра. А когда рассвело, святой пришёл к своим овцам. Увидев разбойников, связанных силой Божией, с оцепеневшими руками и ногами, он развязал их молитвой и стал убеждать не желать чужого добра, а питаться от труда рук своих. Потом святой вручил им по барану со словами:

— Возьмите их, чтобы не напрасным был ваш труд. Ведь вы провели целую ночь без сна.

И отпустил разбойников с миром.

С. 6 – 8.

 

***

Император посадил святого старца на седалище рядом с собой и сказал ему:

— Сядь сюда, отче Спиридоне! Ты послушай, что эти говорят: будто бы Христос не единосущен Отцу, а был Его избранным творением. Будто бы Он был больше ангелов, но всё же не был Богом. Поэтому мы здесь и собрались, чтобы явить истину веры. Церкви угрожает большая опасность стать полностью еретической. Твоя святость что скажет?

Святой Спиридон отвечал:

— Ваше величество! Прежде чем начать беседовать с ними, помолимся.

Все послушались его. Опустились все архиереи на колени, и император с императрицей тоже. Когда они молились, земля дрожала под ними. Такая сильная была эта молитва, ведь здесь находилось столько святых! Потом они сели, и император повелел арианам:

— Выберите одного из вас, самого учёного, самого умного, чтобы он беседовал с православными!

Ариане хвастались тем, что у них есть них есть учёные митрополиты. Но у них был также них был также и один великий философ, знавший много языков и искусный в искусный в слове. Им хвалился Арий:

— Православным его не победить, когда он заговорит!

Итак, ариане выбрали этого философа:

— Пускай православные вот с ним говорят!

Выходит этот учёный и начинает хва начинает хвастаться и хулить Спасителя. И спрашивает:

— А с кем я буду говорить?

Тут от православных выходит святой Спиридон. Увидев его, философ стал смеяться:

— Вот с этим лапотником? С этим старикашкой? Зачем вы привели его сюда?

А святой Спиридон, когда услышал это, тотчас же осенил себя крестом и сказал:

— Да онемеют уста, говорящие хулу на истину.

И философ онемел! Бормочет только:

— Ым-ым-ым!

Арий спрашивает:

— Что с ним такое?

А ему отвечают:

— Этот епископ сделал его немым.

Тогда Арий воскликнул:

— Не говорил ли я вам, что если при вам, что если придет старик Спиридон, то в порошок нас порошок нас сотрёт!

Все в изумлении смотрели на происходящее. Император тоже увидел это и воскликнул:

— О великое чудо!

А этот философ хотя и выступал за Ария, но всё-таки был очень умный. Вот что он сказал себе: «Да, не пришлось мне иметь дело с философами, знающими великие науки! Этот Спиридон победил меня чудом! Ему и не нужно много говорить».

Вот через кого действует Бог! Через таких смиренных людей. Когда философ понял это, он написал такие слова: «Святый Спиридоне, если развяжешь мне язык, буду до смерти защищать православие, не буду больше говорить против него!»

Тогда перекрестил его святой Спиридон и сказал:

— Да развяжет тебе язык Христос, чтобы ты защищал православие!

Тогда заговорил философ. Он сразу же перешёл на сторону православных и воскликнул:

— Хорошо сказал Спаситель, что Царство Божие не в слове, а в силе и чудесах! Этот епископ пришёл сюда с силой Божества. Здесь речь не о словах, а о делах. Вовек не скажу больше, что Арий прав!

С. 40 – 45.

 

***

— Отче Спиридоне, — обращается он к святому. — Как может быть Бог один и в то же время Три единосущных, единопрестольных? Чтобы Он был и три, и один?

Святой Спиридон не смутился от этого вопроса.

— Как Три? — сказал он. — сказал он. — Бог один, но Он в Трёх Лицах. А ну посмотри на солнце! Разве солнц три? Нет, но у него три свойства: округлость, свет и тепло.

Но тот всё никак не сдавался:

— Всё-таки как Бог один и одновременно три, отче Спиридоне?

— Их не три, — терпеливо повторил святой Спиридон. — Бог один-единственный в Трёх Лицах: Отец, Сын и Дух Святой — Святая Троица.

Рядом с тем местом, где они стояли, лежал кирпич. И святой Спиридон сказал философу:

— Послушай, а ну-ка дай сюда этот кирпич!

Философ сделал это, и святой поднял кирпич вверх.

— Ты не веришь, что Бог один в Трёх Лицах?

— Не могу этого понять.

Святой Спиридон указал ему на кирпич в своей руке:

— Сколько предметов я держу?

— Один.

Тогда святой сделал знамение святого креста правой рукой, сжал левой кирпич и говорит:

— Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

И тотчас огонь, которым обжигали кирпич, взвился вверх, глина, из которой он был сделан, осталась в руке святого, а вода, на которой замешивали глину, вытекла на землю. А святой Спиридон сказал:

— Вот видишь? Огонь — это символ Отца, глина — Сына воплощенного, а вода, которая вытекла, — это символ Духа Святого, излившегося на мир. Что ты скажешь? Могут ли три быть в одном?

И философу нечего было сказать. Так святой Спиридон победил и этого ере этого еретика. Вот, я рассказал вам кое-что из чудес святого Спиридона. Давайте любить святого Спиридона и святых Божиих и следовать их вере! Будем любить добродетели, которые любили святые Божии, и воплощать их в жизнь, чтобы удостоиться жизни вечной вместе со святыми, во свете Христовом. Аминь.

С. 45 – 49.

 

***

– О добрый воин, не погибай вместе со мной, но беги и избавь себя от лютой смерти! Достаточно того, что я одна умру здесь. Ведь ты и меня не избавишь от страшного змея, и сам погибнешь!

Только она сказала эти слова, как страшный змей показался из озера, направляясь к своей обычной еде. Дева же, своей обычной еде. Дева же, завидев его, вскричала громким голосом:

— Беги, человек, вот уже змей идет!

Однако святой Георгий осенил себя знамением святого креста и, призвав Господа на помощь, сказал:

— Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

И тут же ринулся с копьём на змея.

Занеся копьё, святой вонзил его в самую глотку змею. Он нанёс чудовищу сильную рану, поверг его на землю, а конь святого принялся топтать змея копытами.

А потом святой Георгий велел деве связать змея своим поясом и, словно пса, вести его в город. Народ сначала в изумлении глядел на это зрелище, а потом в страхе бросился бежать кто куда при одной мысли о том, что слабая девушка ведёт чудовище в их город.

Однако святой Георгий сказал им:

— Не бойтесь! Уповайте на Господа нашего Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня избавить вас от змея!

Святой Георгий рассёк чудовище мечом посреди города, а затем люди выволокли его труп вон за городские стены и сожгли огнём.

Тогда царь этого города и весь его народ уверовали во Христа и крестились. И было крестившихся двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей.

А на том месте была воздвигнута церковь, большая и красивая, в честь Пресвятой Девы Марии, Богородительницы, и святого великомученика Георгия Победоносца, который избавил там деву от змея видимого. Своей помощью святой Георгий и сейчас хранит Церковь Христову и всякую душу православную невредимой от змея невидимого, утаскивающего нехороших людей на дно ада. Ведь святой Георгий не только тогда, но и сегодня, и на всякое время приходит на помощь тем, кто призывает его всем сердцем и с великой верой! Ради них святой Георгий совершал, совершает и, силой Божией, будет совершать чудеса до скончания мира. Молитвами его да не оставит нас Всемилостивый Спаситель и Бог наш! Аминь.

С. 74 – 81.

 

***

На трапезе в его дворце подавали самые его дворце подавали самые лучшие сорта мяса и изысканные напитки, как это и подобает царю, самому великому на всей земле. Но когда юношей этих привели к нему во дворец и царь повелел кормить их с царского стола, они сказали, что не будут ничего есть и скорее умрут, чем станут питаться тем, что до этого было

принесено в жертву идолам. Тогда самый главный служитель царя сказал им:

— Если вы не будете есть кушаний с царского стола, то ослабеете. Царь обязательно узнает причину этого и отрубит голову не только мне, но и вам.

Но трое друзей отвечали ему:

— Подавай остальным юношам всё, что есть у царя, и мясо, и напитки с его стола, а мы будем десять дней питаться плодами и семенами. А потом поставь нас друг перед другом, и посмотрим, станут ли они красивее оттого, что ели изысканные кушанья и мясо, а мы — слабее оттого, что питались семенами и плодами.

Так и было сделано. И когда Ананию, Азарию и Мисаила вывели и поставили перед царём, то они оказались намного красивее остальных, как вы и слышите в церкви на молитве о коливе: Ты, «Который троих отроков и Даниила в Вавилоне, питавшихся семенами, показавший более красивыми, чем тех, кто питался роскошными кушаньями».

А отчего они были красивее? Оттого что подкреплялись они не мясом и сладкими напитками, но укреплялись Духом Божиим, молитвой и очищением своей жизни. И подал Бог этим четверым юношам смышлёность и мудрость, а Даниилу дал дар толкования снов.

С. 83 – 85.

***

— Бог наш, Которому мы служим, — на небесах. Он может вывести нас из печи, пылающей огнем, и вызволить из рук твоих, царь. И да будет тебе известно, царь, что мы не станем служить твоим богам и не будем кланяться золотому истукану, которого ты поставил.

Тогда Навуходоносор преисполнился ярости и разгневался на троих юношей. Он закричал своим слугам:

— Растопите печь в семь раз сильнее, пока она не раскалится донельзя!

Затем он приказал сильным воинам связать их и бросить в огненную печь. Когда они выполнили это приказание, пламя вырвалось из печи и сожгло тех людей, которые доносили о юношах царю.

Трое друзей упали связанные посреди пылающей печи и стали ходить в стали ходить в огне,

хваля Бога и благословляя Его. А бросившие их в печь, то есть слуги царские, не переставали раскалять печь, бросая в неё серу и смолу. И взвилось пламя над печью на высоту в сорок девять локтей, так что объяло и сожгло всех стоявших вокруг.

А на троих отроков в печи сошёл ангел Господень, развеял пламя огня и обдал их прохладным дуновением росы, так что огонь не коснулся их и не обжёг, и вообще нисколько не огорчил их.

Тогда Анания, Азария и Мисаил в один голос стали хвалить, благословлять и славить Бога в печи, говоря:

— Благословен Ты, Господи Боже отцов наших, хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Ибо праведен Ты во всём, что соделал с нами, и все дела Твои истинны и пути Твои правы, и все суды Твои истинны!

Все песнопения, которые они пели, записаны в Книге пророка Даниила.

А Навуходоносор, услышав, что они поют, удивился. Затем поспешно встал и сказал своим приближённым:

— Не троих ли людей связанных бросили мы в огонь?

И те отвечали царю:

— Воистину так, царь.

И сказал царь:

— Вот, я вижу четверых людей развязанных, ходящих посреди огня, и никаких повреждений на них нет. А четвёртый лицом подобен Богу!

Подошел Навуходоносор к устью пылающей печи и говорит:

— Рабы Бога Всевышнего, выходите и подойдите сюда!

Тогда юноши вышли из огненной печи. Вельможи, воеводы и все прочие власть имущие собрались посмотреть на них и удивлялись: как не пожёг огонь их тел и волóс на голове не опалил? Даже одежды юношей ничуть не изменились, и от них не шло запаха гари! Тогда царь поклонился Богу на виду у всех и сказал:

— Благословен Бог их, пославший ангела Своего и избавивший рабов Своих, уповающих на Него! И я повелеваю, чтобы всякий народ, племя и язык, который изречет хулу на их Бога, да будет истреблён, а домá его разграблены, ибо нет иного бога, который смог бы избавить этих юношей.

Он воздал троим юношам много почестей и возвеличил их перед всеми.

С. 88 – 94.

 

***

Вернувшись спустя малое время, лев Иордан стал искать своего старца. Это увидел авва Савватий, ученик святого Герасима. Он стал объяснять зверю:

— Иордан, наш старец оставил нас сиротами и отошёл ко Господу!

Затем он протянул льву еду со словами:

— Возьми, поешь!

Но тот не захотел брать еду и всё оглядывался то туда, то сюда, ища старца, то есть преподобного Герасима. При этом он громко рычал от огорчения.

А авва Савватий и другие старцы гладили его по спине, говоря:

— Ушёл старец ко Господу, покинул нас!

Но не могли его успокоить, и Иордан всё продолжал кричать. И чем больше братия старались утешить его словами, тем сильнее он плакал и испускал громкие крики. Рыча и меняя голоса, всем своим видом и взглядом он выказывал своё горе оттого, что не видит старца.

Тогда авва Савватий сказал ему:

— Если не веришь нам, пойдём с нами. Мы покажем тебе место, где покоится старец.

И вот льва привели на место, где похоронен был преподобный Герасим. Могила же эта была в пяти шагах от церкви. Авва Савватий, стоя у могилы преподобного Герасима, сказал льву:

— Вот здесь похоронен наш старец!

Затем, опустившись на колени перед могилой старца, авва Савватий заплакал. Лев Иордан, услышав это и видя плачущих людей, стал биться головой о землю, громко рыча, и тут же испустил дух на могиле старца.

Такова история про святого Герасима и его льва Иордана. Произошли же все эти события потому, что Бог восхотел явить нам, сколько послушания Адаму было у зверей в раю до того, как он проявил непослушание Богу и отпал от рая. Вот как дивны и многоразличны дарования, которыми Преблагой Бог украшает того, кто воистину смирен! Вот как все люди, звери, пресмыкающиеся, да и сами бесы смиряются, побеждаются и признают в таком человеке бога по благодати, каким и был праотец наш Адам до своего отпадения от послушания Пресвятому и Всесильному Богу нашему!

С. 127 – 130.

 

***

Царь этот, долгое время живя с царицей и не имея детей мужского пола, очень хотел сына и усердно молился Богу даровать ему его. Спустя много лет Бог услышал его молитву. Царица зачала блаженнейшего Онуфрия, великого угодника Божия и великого пустынножителя.

Однако диавол, ненавидящий род человеческий, предвидел благо, которое, по некоторым признакам, должно было явиться в мир вместе с рождением этого младенца. Желая помешать этому, он принял образ чужестранца и, придя к царю, заявил ему:

— Царь, знай, что младенец, зачатый во чреве царицы твоей, не твой, а одного из твоих рабов. Если хочешь узнать правду, сделай, что я тебе скажу. Когда родится младенец, прикажи разжечь большой костер и брось его туда. Если он не сгорит, это будет признак того, что он твой истинный сын, если же сгорит, тогда будь уверен, что он не твой.

Царь поверил этим диавольским словам. Он сильно разгневался на свою царицу, но таился, чтобы это не открылось раньше времени. Потом, когда исполнилось положенное время, царица родила младенца — мальчика. Но его отец, вместо того чтобы обрадоваться рождению сына, дарованного ему Богом, исполнился ярости и смятения. Он разжёг сильный огонь и бросил младенца в пламя.

Но Всесильный Бог хранит всех маленьких детей Своей предивной силой. Сохранил Он и этого младенца от страшного огня живым и невредимым. Послушайте, какое дивное дело явлено было при этом. Младенец, оказавшись в огне, воздел к небу свои крохотные ручки, будто молился Богу. И когда отец ребёнка увидел это удивительное чудо, то испугался и понял, что был обманут диаволом.

Ангел Господень вынес младенца из огня невредимым. А потом он явился царю и стал укорять его за то, что тот поверил коварству льстивого врага. И велел ему ангел окрестить младенца и назвать Онуфрием, а затем отнести его в пустыню, где Бог будет о нём заботиться, ибо младенец станет великим другом и угодником Божиим.

С. 133 – 136.

 

***

Вот святому Онуфрию исполнилось семь годочков. Он часто приходил в трапезную и просил там кусочек хлеба, а потом шёл на церковную паперть. Там была икона Пречистой Богородицы, держащей на Своих руках Господа нашего Иисуса Христа. И мальчик, само незлобие и святая простота, подойдя к иконе, разговаривал, как с живым, с Младенцем Христом, изображённым на иконе. Он говорил Христу:

— Ты маленький, как я. Но только я хожу в трапезную, прошу у ключаря хлеб и ем, а Ты не ешь никогда. Наверное, Ты так мучаешься от голода! На, возьми мой кусок и поешь.

И Младенец Христос, изображённый на иконе, как живой протягивал Свою ручонку и брал хлеб из рук маленького Онуфрия, и святой видел, как Тот ест. Такое чудо происходило не раз и не два, а многократно.

Ключарь же, у которого святой Онуфрий частенько брал хлеб, стал следить за ним. Он хотел посмотреть, что мальчик делает с делает с этим хлебом и куда ходит. И вот однажды, увидев, что тот, взяв хлеб, направляется в церковь, он пошёл за ним. Дойдя до двери на паперть, он увидел то чудо, о котором я вам рассказал.

Ключарь очень испугался. Он пошёл и рассказал об увиденном настоятелю и всем прочим монахам, преуспевшим в добродетелях. А те, услышав о таком чуде, тоже преисполнились страха.

Тогда настоятель научил ключаря:

— Когда маленький Онуфрий опять попросит у тебя хлеба, не давай ему, а тебя хлеба, не давай ему, а скажи: «Иди попроси у Того, Кому ты много раз его давал».

Ключарь послушался настоятеля и сделал, как ему было велено. Утром, когда святой Онуфрий пришёл и, как обычно, попросил хлеба, ключарь не дал ему и сказал:

— Иди попроси хлеба у Того, Кому ты много раз его давал.

Голодный Онуфрий заплакал. Он пошёл к иконе Пресвятой Богородицы и сказал Младенцу Христу, изображённому там:

— Ключарь не хочет давать мне хлеба, а мне так хочется есть! Дай мне Ты, я ведь столько раз делился с Тобой!

И Младенец Христос тут же протянул мальчику большой хлеб, красивый, чистый, белый как снег и тёплый. И был тот хлеб таким большим, что семилетнему ребёнку трудно было даже удержать его.

С. 142 – 146.

 

***

Однажды, когда Пётр шёл на место своей службы, встретился ему один корабельщик, разорившийся после кораблекрушения и оставшийся ни с чем. Тот, бросившись в ноги Петру, стал просить дать ему какую-нибудь одежду, чтобы прикрыть наготу своего тела, —он совсем замерзал от холода. И Пётр, бросивший теперь свой немилосердный нрав, снял с себя верхнюю одежду, добротную и дорогую, и отдал ему.

Однако корабельщик, постеснявшись ходить в такой дорогой одежде, отдал её одному купцу, чтобы тот продал её. И надо же такому случиться, что Пётр, возвращаясь домой, увидел свою одежду, выставленную на торжище для продажи!

Он очень расстроился из-за этого и дома даже не прикоснулся к еде — так он был огорчён. Он заперся у себя в комнате и, плача и сокрушаясь, всё думал и говорил себе: «Бог не принял моей милостыни! Я не был достоин того, чтобы у нищего было мое подаяние!»

Сетуя так и воздыхая, он незаметно уснул. И вот видит Кого-то, прекрасного на вид и сияющего ярче солнца. На голове у Него был крест, а одет Он был в ту одежду, которую Пётр отдал нищему корабельщику. И Пётр видит, что Явившийся (а это был Сам Спаситель) подзывает его к Себе и спрашивает:

— Почему ты плачешь и кручинишься, брат Пётр?

И тот отвечал:

— Как же мне не плакать, Владыко мой, если то, что я отдаю нищим из всего, что Ты даровал мне, они снова продают на торжище?

Тогда сказал ему Спаситель:

— А ты узнаёшь одежду, в которой Я сейчас?

И мытарь отвечал Ему:

— Да, Владыко, узнаю, ведь она была моей. Это та, в которую я одел того нагого.

Тогда Явившийся ему сказал:

— Так не огорчайся же! Вот, с тех пор как ты отдал эту одежду нищему, Я взял её и ношу, как видишь. И радуюсь о твоей благой перемене, и хвалю за то, что ты одел Меня, когда Я замерзал от холода!

Тут мытарь проснулся. Он был поражён увиденным и говорил сам себе: «Если нищие — это Христос, то жив Господь: я не умру, пока не стану одним из них!»

С. 159 – 163.

Отрывки предоставлены издательством Сретенского монастыря