Благая воля человека как условие спасения

Благая воля человека как условие спасения
Книге Павла Кузенкова и Ярослава Совгиры «Промысл Бога и свобода человека по творениям святого Максима Исповедника» присуждено третье место в номинации «Лучшая духовно-просветительская книга» Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» 2021 года
Естественное человеческое воление, как действие разумной природы, является благим в своей  основе: злом является лишь неправильное распоряжение этим волением, осуществляемое несовершенным умом человека.

Важно, что преподобный Максим Исповедник, противопоставляющий мирское и духовное, мнимое и истинное, при этом категорически отвергает манихейскую идею о субстанциальности зла . Следуя святоотеческой традиции и развивая ее с помощью своего учения о логосах, он утверждает, что зло не имеет бытия по природе, но представляет собой лишь недостаток (ἔλλειψις — ​«нехватка, дефицит») естественного действия . Максим Исповедник называет зло
«несуществованием» (ἀνυπαρξία) , поскольку существующая природа, сотворенная Богом, к злу непричастна: Творец — ​зла не знает и зла не желает. Но свобода, дарованная человеку, открыла перед ним возможность выбора между благом и злом. Зло существует и обнаруживается лишь в свободной воле разумных существ и есть «страсть естественного мышления, которая не может существовать при [правильном] пользовании умозрениями, когда ум бодрствует» .

Путь спасения человечества и его воссо­единения с Богом преподобный Максим Исповедник соотносит со своей космологической концепцией, согласно которой Промысл Божий о мире реализуется через логосы трех уровней:
  • бытия (потенциальный, или природный, уровень),
  • благобытия (актуальный, или волевой, уровень),
  • приснобытия или присноблагобытия (метафизический, божественный уровень) .
Логосы природного бытия обладают только потенциальной способностью к действию (ἐνέργεια), но актуализация этой способности невозможна без участия свободного произволения.

Логосы благобытия, в свою очередь, обладают активным волевым действием, но совершиться это действие может только при наличии физической субстанции. Наконец, логосы приснобытия целиком объемлют и пассивную способность природы, и активную деятельность воли, но не присутствуют в существующем мире, поскольку их неподвижная и вечная природа несовместима с тем, что движется и существует во времени; но именно эти логосы задают
предел, придающий устойчивость способностям природы и действию произволения в полном соответствии с изначальным логосом существования. Этого состояния, считает преподобный Максим, мир достигнет в конце времен, в «великий день покоя», не имеющий ни начала, ни конца, — ​мистический аналог субботы творения.

Триада логосов — ​бытия, благобытия и прис­нобытия — ​находится в определенной диалектической взаимосвязи с другой триадой — логосов природы, Промысла и суда, хотя они и не тождественны им. Там и там можно говорить о трех уровнях организации мироздания: потенциальном, актуальном и вневременном.

Простое физическое бытие выражает пассивную идею природы. Действия, реализуемые в согласии с Промыслом, созидают актуальное благобытие. А в онтологическом пределе благобытие переходит в приснобытие, которое носит надвременной характер, ​как и аксиологические логосы суда.

Человек, будучи частью природы, в то же время обладает и свободным произволением, то есть наделен способностью к активному действию. И в зависимости от того, будет ли наше свободное произволение пользоваться своей природной способностью согласно естеству или противоестественно, в конце нас будет ожидать или блаженное, или горестное приснобытие.

Это и будет «жизнь будущего века», начало обновленного творения, — «восьмой и первый, а скорее, единый и нерушимый день», ознаменованный Вторым Пришествием. Всем тем, кто пользовался логосом своего бытия в соответствии со своим естеством, Бог явится во всей полноте и наделит их через приобщение к Себе вечным блаженным бытием. «…Кто удостаивается восьмого дня, тот восстал из мертвых (я имею в виду восстание из всего того, что после Бога, — из чувственных и умопостигаемых [существ], из слов и мыслей): он вкушает блаженную жизнь Божию, которая подлинно есть и называется единственной истинной Жизнью, поскольку и сам становится богом благодаря обóжению».
В антропологической проекции три космологические категории преподобного Максима Исповедника отражаются как три уровня бытия человека. Бытие — ​это то, что человек получает от природы (условия жизни, возможности, способности). Благобытие — ​добродетельное
поведение, достигаемое (или не достигаемое) благодаря соответствию волевых решений и действий естественному предназначению природных возможностей. Наконец, приснобытие —
​состояние вечноблаженного бытия в будущем веке (или вечного отлучения от этого блаженства).

Состояние благобытия достижимо для человека лишь благодаря постоянству и непоколебимости личной воли, поддерживаемой Божественной благодатью. Только таким образом достигается блаженное бытие и полнота обóжения.

Дух Святой во всех возбуждает естественное, вложенное при творении стремление к Богу. Но перед человеком, творением разумным и свободным, лежит возможность и иного движения —
​к небытию. Предел этого движения — ​вечная погибель, абсолютное
ничто, из которого Творец привел мир в бытие.

Материал и иллюстрация обложки предоставлены издательством Сретенского монастыря