Богоспасаемая крепость

Богоспасаемая крепость
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне»* проводится Издательским Советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Марии Уховой, которая заняла 1-е место среди учеников 8-9 классов в 2016 году.

Богоспасаемая крепость
(по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка")

(Заочный этап)

Повесть «Капитанская дочка», одно из лучших произведений Александра Сергеевича Пушкина, была написана в 1836 году, за несколько месяцев до смерти автора. Подписанная очень значимой для Александра Сергеевича датой – 19 октября, она оказалась последним произведением Пушкина и в каком-то смысле его духовным завещанием, в котором он выразил самые важные мысли, которые обдумывал всю жизнь. Недаром в лице Гринева автор отступает от сюжетного повествования и прямо обращается к читателю, давая ему наставление: «Молодой человек, если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Эта очень важная фраза означает то, что Пушкин осознал ошибку его друзей-декабристов на Дворцовой площади и призывает потомков не пытаться добиться изменений к лучшему насильственным путём, а указывает путь вернейший — путь исполнения Божиих заповедей.

76.pngСамо произведение создано в такой простой и безыскусной манере, что его можно принять за реальные записки из семейной хроники. В этой повести рассказывается от первого лица об истории жизни Петра Гринёва, об обстоятельствах его службы в Белогорской крепости, связанных с восстанием Пугачёва, о становлении его духовной личности, об истинном благородстве и чести.

Местом, где происходит возмужание героя, является Белогорская крепость, куда Гринёв, сам того не желая, попал по воле отца. В какой-то момент в записках Гринева она названа «богоспасаемой крепостью». Речь здесь идет не просто о месте, а о границах некоего духовного пространства. И эти границы, по моему мнению, более всего совпадают с границами духовного пространства семьи как малой церкви. Ещё в Библии мы читаем, что Господь обещал спасти город, если в нём будет жить хотя бы один праведник.

А в Белогорской крепости живёт праведная семья – семья коменданта этой крепости Ивана Игнатьича Миронова. Он выслужил своё дворянство верой и правдой, а не получил его по наследству, он был «слуга царю, отец солдатам», он жил и умер с честью. В семье этого смелого и благородного человека, как в духовной крепости, выросла Маша Миронова. Она переняла от своего отца, капитана Миронова, такие прекрасные качества, как благочестие, смелость, решительность, честность и благородство. О её благочестии говорит тот факт, что она не соглашается выходить замуж без согласия родителей любимого человека, при этом самоотверженно желая ему счастья. А ранее, при отсутствии и приданого, и других женихов в крепости не дала своего согласия стать женой Швабрина. Мария может в трудных ситуациях принимать решения и нести за них ответственность. Она не побоялась поехать в Петербург к императрице просить за своего жениха Петра Гринёва, хотя другая девушка, вероятно, испугалась бы. Она не просит справедливости у императрицы, она не оспаривает её решения, но смиренно просит милости, прощения для Петра Гринёва. Её умом и смелостью восхищается сама императрица. Мария Миронова стала достойной дочерью своего отца, настоящей капитанской дочкой, не зря же название «Капитанская дочка» связано именно с нею как с духовным стержнем этой повести. Она ориентир нравственности, который ненавязчиво предложил нам великий писатель, и, читая повесть, на него могут равняться женщины других поколений, современные читательницы. Её цельная, сильная личность сформировалась именно в семье.

 Другой пример сильной личности в этой повести – это Пётр Гринёв. Он также смел, решителен, честен и благороден. Эти качества он перенял от своего отца Андрея Петровича Гринёва, в прошлом служившего при графе Минихе. Граф Миних, присягнув Петру III, отказался служить Екатерине II, совершившей дворцовый переворот, и ушёл в отставку. За ним последовал и Андрей Петрович Гринёв, будучи уже премьер-майором, он отошёл от службы и поселился в далёкой симбирской губернии, движимый желанием оставаться верным присяге до конца. Судьба Петра могла сложиться совсем иначе, если бы его отец, потеряв перед этим девять детей, лелеял своего единственного ребёнка и отправил бы его служить в Петербург, а не в Белогорскую крепость, но, к счастью, его отец правильно понял, что Петербург может испортить молодого человека, и отправил Петра служить по-настоящему.

Его наставлением Петру были такие слова «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». И, действительно, путь Петра можно назвать дорогой чести. Может, он и не так скромен и послушен, как Мария. Он был готов ослушаться родителей, венчаться без их благословения. Но без всяких сомнений можно сказать, что он исполнил завет отца, прошёл через все испытания с честью. Но с честью не только дворянской, но человеческой! И, как подобает герою, был вознаграждён воссоединением с так нежно любимой им Марией Мироновой. Так две духовно близкие личности нашли друг друга. Создали семью, чтобы стать надёжной крепостью для своих потомков. Богоспасаемой крепостью!

За прекрасными качествами человека, за его достижениями, успехами во многом стоит семья. Эта богоспасаемая крепость, в которой дети растут до того, как вступить во взрослую жизнь, куда приходят за утешением и наставлением, будучи уже зрелыми, где находят приют в старости. В семье закладываются духовные основы личности, основы характера, который может почти не проявляться в повседневной жизни, но в трудной ситуации, во время испытаний, человек принимает правильное решение.

Примером могут послужить не только судьбы литературных героев, но и наших современников. Хочется вспомнить о сильном духом и мужественном человеке – воине Евгении Родионове. Он рос обычным мальчиком в обычной семье, но его мать Любовь Васильевна смогла заложить в него что-то такое, что помогло ему сделать правильный выбор в самый важный момент своей жизни. Евгений Родионов пошёл дорогою чести. Когда нужно было решить остаться со Крестом (мы понимаем остаться во Христе) или жить без него, не задумываясь, выбрал Крест. Потому что не хотел, не мыслил жизни без Креста. И опять мы видим, как важна семья в воспитании настоящего человека, истинного христианина.

Доказательства того, что «на доброй земле взойдёт доброе семя» можно встретить, читая жития святых. Это и святая София со своими дочерьми-мученицами, и Феофан и Нонна – родители Николая Угодника, Кирилл и Мария, вырастившие преподобного Сергия Радонежского, и, конечно же, семья последнего императора Николая II. Все они, создавая семью, воздвигли Богоспасаемую крепость для своих детей, приведшую их к Вечной жизни.


Источник: Сайт конкурса "Лето Господне"

* При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».