Дарья Кислова: Конкурс «Лето Господне» стал переломным моментом в моей жизни

Дарья Кислова: Конкурс «Лето Господне» стал переломным моментом в моей жизни

Финалист I Международного детско-юношеского литературного конкурса им. И.С. Шмелёва «Лето Господне» Дарья Кислова рассказала порталу «Правчтение» о себе и о том, как изменилась её жизнь после участия в этом конкурсе.

Вы финалист конкурса первого сезона Международного детского литературного конкурса им. И.С. Шмелёва «Лето Господне». Скажите, пожалуйста, что Вам дало участие в конкурсе «Лето Господне»?

— Этот конкурс стал переломным моментом в моей жизни, потому что с него начался Литинститут, в котором я сейчас учусь. Именно на конкурсе я встретилась с людьми, которые мне рассказали, что есть такая вот литературная жизнь. На самом деле, я считаю, что главная ценность этого конкурса состоит в том, что когда ты приезжаешь на очный этап, ты вдруг понимаешь, что эти люди, еще не вполне зная тебя, прочитав только одну твою работу, тебя любят, и причем любят такой действительно христианской любовью, которая принимает. 

А участникам очень важно сказать что-то важное для них самих, и чтобы это услышали. Здесь тебя действительно слышат и, более того, тебя хотят слушать, и это очень ценно. Поэтому конкурс дает большой заряд что-то делать и куда-то двигаться дальше.

— Как вы попали на этот конкурс? Вы с детства что-то писали или случайно получилось?

— На этот конкурс я попала по чистой случайности, хотя я и не люблю слово "случайность". На самом деле я человек не пишущий, во всяком случае, не пишущий тексты. 

— Как может человек, учащийся в Литинституте, быть не пишущим человеком? 

— В Литинституте нас много. Единственное, что я пишу, — это иконы. Я все-таки в большей степени воспринимаю себя как иконописца, нежели как литератора или человека, связанного каким-либо образом с литературной деятельностью. Просто я со второго класса училась в воскресной школе в Казани. И именно там я узнала о конкурсе, и меня попросили написать для него работу, так как я была самая старшая в воскресной школе на тот момент. 

И та работа, которую я писала на конкурс, это просто выдержки из моих дневников. Я два года лежала в больнице, примерно в этот же момент я по-настоящему пришла в церковь, уже «своими ногами». Раньше я ходила где-то около и боялась к ней подступиться, а в эти два года я поняла, что мне действительно нужно сделать этот шаг. 

То есть работа — это всего лишь мои дневниковые записи, которые я скомпоновала и отправила. Это не связано с моими литературными увлечениями. Вообще, моим любимым предметом в школе была математика, училась я в информационно-технологическом классе, а сейчас занимаюсь скорее языками, нежели литературой.

75.png

— Какие языки вы изучаете? 

— Английский и немецкий в институте. И еще сама изучаю исландский и древнеисландский, потому что я очень увлечена культурой этой страны. К тому же в этом году у нас в институте открыли кафедру татарского языка, а я из Татарстана и, разумеется, его знаю, поэтому попросилась заниматься и на этой кафедре, так что теперь изучаю еще и татарский язык. 

— Значит, вы совершенно не имеете отношения к писательству, но почему тогда вы учитесь в Литинституте?  

— На одном из мероприятий очного этапа конкурса «Лето Господне» мы общались с Алексеем Николаевичем Варламовым. Тогда он сказал, что он очень ждет всех финалистов в Литературном институте имени М. Горького. И я решилась. Тем более, что я там была в свое время на Рождественских чтениях на секции церковнославянского языка. Я преподаю церковнославянский язык в воскресной школе. И мне просто очень понравилось это место, потому что там очень уютно и возникает ощущение дома. Мне очень страшно в огромных институтах, где много пустого пространства, много людей, голосов, и ты не знаешь каждого в лицо. В нашем институте ты знаешь всех с первого по пятый курс. 

Но поступление было не таким простым. Я опоздала на собеседование, за которое дается одна треть вступительных баллов, то есть это очень важное мероприятие. И уже разочаровавшись, в темном коридоре столкнулась со своим мастером, который уже собирался уходить, познакомилась с ним, поговорила с ним лично, он снова собрал для меня всех членов вступительной комиссии, провел со мной собеседование и в результате взял меня к себе на семинар! После этого я сразу поняла, что это мое место и мой мастер — это мой человек, который очень помогает мне. 

— Вернемся к первому вашему приезду в Москву на конкурс «Лето Господне». Расскажите о ваших впечатлениях от поездки, от Москвы, мастер-классов, встреч… 

— На самом деле, я жила в Подмосковье все свое детство, и первый класс закончила в Москве, поэтому для меня Москва — очень родной город. Только потом мы уехали в Казань. И приезд в Москву на конкурс — это было возвращение домой, причем возвращение в какую-то новую семью. Это было очень здорово!

Я участвовала во многих конкурсах на протяжении своей школьной жизни, в том числе в международных конкурсах; но по всей организации и по силе впечатлений "Лето Господне" был самым ярким из всех. 

Ты приезжаешь, и для тебя делают всё: тебе показывают и Москву, и Троице-Сергиеву Лавру, мы ездили и в Хотьково. Тебе все это просто дарят, и ты даже не успеваешь поверить в те чудеса, которые с тобой происходят. Более того, у тебя происходит очень близкое общение с кураторами конкурса, потому что они все очень активные, молодые, заинтересованные в тебе. Москва за эти три дня становится твоим местом, эти люди становятся твоими людьми. Отец Макарий всех приглашает в Издательский совет, и говорит, что когда мы будем проездом в Москве, вы всегда можем прийти и попить чаю, пообщаться! И ты понимаешь, что ты обрел второй дом. Это потрясающее чувство!

— Вот теперь вы опытный человек. Можете ли вы дать какие-то советы будущим участникам конкурса. Каким, например, должно быть произведение, чтобы оно понравилось жюри, чтобы эта работа прошла в финал?

— Так получилось, что во втором конкурсе я участвовала в качестве куратора младшей группы. И, конечно, дети меня спрашивали: «Скажите, что нам делать?!» 

На самом деле, всё очень просто — нужно быть собой, нужно быть честным, писать о том, что действительно тебя волнует, не пытаться… угодить. Нужно следовать за какими-то своими чувствами, вспоминать о том, что тебя поразило. Сначала нужно быть честным перед собой, и потом нужно суметь просто донести это до твоего читателя. Даже если ты пишешь о своей внутрицерковной жизни, ты не должен стесняться того, что у тебя возникают вопросы или сомнения. Здесь ты можешь писать о том, в чем ты сомневаешься, о том, что тебе непонятно. Ты можешь даже начинать раскрывать вопросы, которые ты не знаешь, как закрыть. Здесь тебя услышат и тебя поймут. Просто нужно быть честным.  

— Есть ли сейчас какой-то жанр, в котором написанная работа будет точно выигрышно смотреться?  

— Мне кажется, что наиболее выразительно получается тогда, когда ты пишешь что-то, связанное с личным опытом: дневниковые записи про твою жизнь, про твой духовный опыт, про жизнь твоей семьи, про жизнь твоих бабушек и дедушек. 

Нужно просто писать о себе, и тогда получится, что ты будешь писать и о своей семье, и о своей стране, и о нашей Церкви.

— У вас есть пожелания организаторам конкурса «Лето Господне», чтобы он стал еще лучше? 

— Если сравнивать первый год конкурса со вторым, уже произошло достаточно изменений. Например, расширилась программа, она стала дольше на день, увеличилось количество финалистов. Большее количество детей имело возможность приехать в Москву и как-то приобщиться к миру литературы. 

По организации вообще нет никаких замечаний, потому что программа — замечательная, призы на конкурсе очень хорошие. Я это говорю, нисколько не лукавя.

Я бы добавила вот что. Было бы здорово, если бы были организованы какие-то мероприятия в епархиях в рамках конкурса. Например, чтобы приезжали представители Издательского совета РПЦ: отец Макарий или кто-то из кураторов конкурса, кто рассказывал бы о конкурсе, читал и обсуждал работы победителей; дети могли бы задать свои вопросы. К сожалению, в моей епархии (Татарстанская митрополия) этот конкурс не так широко освещается, как хотелось бы. А после такой встречи дети обязательно захотели бы стать частью этого процесса. 

Вообще, я думаю, этот конкурс ценен тем, что там даются достаточно сложные темы, которые связаны и с историей России, и с историей Церкви, и с богословием. И если человек хочет писать на эти темы, он так или иначе сталкивается с теми вопросами, с которыми он раньше не сталкивался, и он пытается решать эти вопросы, в том числе не только через знания, которые он почерпнул из каких-то источников, но и через свой собственный жизненный опыт. Мы узнаем себя, соприкасаясь с миром. И этот конкурс дает возможность соприкоснуться с теми сферами, которые помогают человеку раскрыть себя. И это происходит уже на отборочном этапе, на заочном. А потом, когда ты приезжаешь в Москву, ты посещаешь такие места, впечатления от которых не могут тебя не изменить. Я искренне верю в то, что посещение Троице-Сергиевой Лавры или Хотькова монастыря, или просто прогулки по Москве не могут не изменить человека. Во всяком случае, они не могут не подтолкнуть его к изменениям. 

 И более того, я считаю, что самое главное в этом конкурсе — это встречи с людьми, связанными с миром литературы. Через встречи с людьми ты встречаешься с собой, потому что, когда ты понимаешь, что они готовы принять тебя таким, какой ты есть, ты готов быть таким, какой ты есть на самом деле. Ты готов взглянуть на себя — со всем хорошим и не самым лучшим, что в тебе есть, и это действительно ценно.

Беседовала Юлия Мялькина

Фото: Алиса Власова

При реализации проекта «Лето Господне» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»