Детские литературные конкурсы: шансы и «подводные ямы»

Детские литературные конкурсы: шансы и «подводные ямы»

Хвала Создателю, родителям литературно одарённых детей сегодня и впрямь есть, куда обратиться.

По запросу «детский литературный конкурс» Яндекс выдаёт 88 миллионов (!) результатов. Все ли они представляют собой «рабочие инструменты», вопрос отдельный, однако спрос на ротацию детского литературного творчества – налицо.

Провести детский литературный конкурс несложно: достаточно сформулировать его цели и темы, разработать типовое положение, сделать сайт на простом «движке», объявить на нём сбор работ, поменяться баннерами с литературными порталами, договориться с тем же Яндексом насчёт индексирования и организовать, по сути, две главных процедуры – экспертную оценку и награждение.

Можно, например, заниматься детьми-сиротами и оставшимися без попечения родителей, как это делает санкт-петербургский общественный фонд «Содействие». В его восьмом сезоне приняли участие не меньше 60 юных поэтов и чуть больше прозаиков.

Можно собирать детские работы, как это делает детское московское издательство «Настя и Никита»: дети под его эгидой учатся писать о природе, наблюдать и подмечать её странности, и порой их опыты довольно смелы.

Или вот занятный пример: портал «Занимательная педагогика», желающий бы объявить конкурс «Я писатель», сообщает, что пока сделать этого не может, и потому ищет спонсоров. Руководство ресурса просит потенциальных учредителей вчитаться в положение и поддержать некоммерческое начинание.

«Лично для себя мы не ищем никакой выгоды и прибыли, а просто делаем свой маленький вклад в развитие наших детей – нашего будущего» - говорится в обращении.

Честность – прерогатива и нижегородских организаторов конкурса «Сказка в новогоднюю ночь», которые в первых же строках своего обращения предупреждают: «Конкурс бесплатный, оргвзноса нет». Значит, можно сделать вывод, некие организационные взносы где-то взимаются, но кем именно и где, установить не удаётся. Возможно, таких мест достаточно, учитывая расходы, которые несут организаторы конкурса: оплата веб-дизайнеров и программистов, редакторов, экспертов и,наконец, «ивент»-компаний с полным пакетом услуг от организации церемонии, аренды зала под неё до красочных дипломов – недёшева.

Роскошные сайты с авторитетными экспертами, членами многочисленных сегодня союзов писателей – не редкость. Кстати, экспертную оценку можно проводить и чисто «интернетным» способом – у кого больше визитов, тот и выиграл, и никаких экспертов можно не привлекать. С развитием рынка бесплатных программ-счётчиков посещений задача значительно упрощается. Перфекционистам остаётся разослать родне и знакомым стандартные письма приблизительно такого содержания «Привет, моя дочка Людочка участвует в детском конкурсе «Радужный Зайчик», кликните, пожалуйста, на её работу, поддержите юное дарование» - и чем отзывчивее окажутся ближние, тем ближе победа.

Страдает при таком упрощении процесса основное – качество текстов.

На этом рынке что ни название, то пиршество смыслов: «Талантливые дети» и «Парад талантов», «Мастерская литератора» и «Мост в будущее», «Арт-Сеть» и «Арт-Авангард». Видимо, две, видимо, родных сестры– «Талантида» и «Победита», и два суровых брата, «Конкурсофф» и «Талантофф», а также два юрких мальчишки, «Победилкин» и «Дипломкин». Аллюзии на подростковую сеть «Вконтакте» - «Вталанте». И совсем откровенно – «Росмедаль».

Текст «Росмедали» настолько эталонен, что должен быть приведён отдельно, как пример идеального электронного бизнеса «с колёс»:

«Дипломы сверхвысокого разрешения и качества, официально зарегистрированный в Роскомнадзоре организатор конкурса - Международное СМИ (?! – прим.А.С.). Участвуя в нашем конкурсе, (запятая моя – А.С.) вы очень быстро сможете пополнить своё портфолио качественными дипломами, сможете стимулировать детей к занятиям творчеством! Вы можете получить свидетельство о публикации в СМИ не более чем за 2 минуты! Вы можете получить диплом победителя олимпиады за 15 минут! Вы можете получить диплом победителя творческого конкурса (международного или всероссийского) в течении дня! После оплаты диплом готов СРАЗУ, в ту же секунду! Каждый третий диплом вы получаете абсолютно БЕСПЛАТНО!»

Похвальную оперативность демонстрирует и зарегистрированный только что, в 2016 году, журнал «Педагог», торгующий дипломами; второй же графой сайта которого проставлен вожделенный титл «Цены».

Говорить об уровне экспертной оценки в этих случаях, видимо, бессмысленно. Меж тем, что-то гораздо более серьёзное брезжит в таких названиях, как «Глаголица», «Воображариум», «Страна читающая», «Родное сердце», посвящённое матерям, да и та же самая «Мастерская литератора» - вполне серьёзное предприятие, работающее на средства Президентского гранта.

«Русский Гофман», «Лого-рифм», «Взломанное будущее», «Письмо герою «Авторы» – все эти инициативы обрисовывают лицо века, как нельзя лучше. «Мой Чехов», «Лучший урок письма-2017», «Конкурс поэзии танка» (в японском, конечно же, смысле, и организатор – как раз Япония, ее генконсульство в Санкт-Петербурге и факультет японоведения СПГУ)…

«Лето Господне» им. Ивана Шмелёва – начинание Патриархии Русской Православной Церкви. Здесь проведено уже два сезона, завершается третий, упор делается на одарённых ребят из провинции. Тема нетрадиционна – духовные сочинения, причём есть темы утверждённые, а есть свободные, два этапа отбора с участием видных поэтов-лауреатов Патриаршьей литературной премии, награждение дипломами и ценными подарками в Храме Христа Спасителя, большая культурная программа.

Названия и темы можно длить и длить, но хотелось бы отдельно подытожить: сегодняшняя система среднего и высшего образования в связи с введением «целевых показателей» всё больше начинает ориентироваться на звания, призы и дипломы. Учителям, в портфолио которых парочка таких отличий, охотнее дают высшую категорию, детям – дорогу в гуманитарные вузы. Красивые грамоты действуют на воображение: мало найдётся доверчивых душ, которые бы не поддались на возгласы медных труб в эпоху сплошной ярмарки тщеславия.

…Когда-то в Литинститут не принимали после школьной скамьи, и это было верным, волевым решением руководства: человек до писательства должен был сначала узнать жизнь, послужить в армии, поработать на производстве. Теперь же наши абитуиенты – преимущественные выпускники школ и гимназий, которые после выпуска «не знают, о чём писать, потому что всё уже описано». Умно, но пустовато разглагольствующие «не определившиеся», не знающие и не любящие своей специальности, не умеющие стоять на своих ногах не то что в литературе, но и в той самой не познанной ими ещё жизни. Экзамены её суровы, многие их банально не выдерживают, в лучшем случае спиваются, в худшем становятся теле- и радиоциниками.

В те моменты, когда приходит очередная весть о том, что кто-то из наших выпускников не выдержал такого экзамена, и вспоминаешь эти горделивые вкладки во вступительные работы – диплом Международного фестиваля «Рыжий фунтик», лауреат конкурса «Россия в сердце моём», призёр («шорт-листер») «Василькового чебурашки» и прочее, прочее, прочее…

Так какой же должна быть система отбора юных литературных дарований? Должна ли быть вообще?

  1. Она не должна быть коммерческой. Дельцы, имеющие свой процент на восторженных родителях или опекунах, должны быть отстранены от этой сферы, безжалостно лишены лицензий. Бизнес на детях позорен и изначально нечестив.
  2. Она должна быть справедливой, то есть, исходить из строжайшего примата высокого и настоящего экспертного мнения над всеми коммерческими выгодами.
  3. Она не должна раздувать в молодом претенденте гордыню: настоящая литература до своего образования проходит множество искусов, в том числе беззвестностью Только тогда и только так появляется подлинная жажда высказывания, стремление к изъяснению себя и – к пониманию текста окружающими.

Писательство сегодня жёстко делится на коммерческое и эстетствующее. Нет хуже участи, чем литературного раба у какого-нибудь спесивого издательства, годами пользующего твои мозги за сходную цену величиной в среднюю месячную зарплату. Я проходил через эти тиски и знаю, как тяжко сдавать «текст» к такому-то ноября или апреля, и как унизительно сознавать себя не нужным никому, кроме самого себя, с ворохами занудной и заумной писанины.
Не всякое слово пробьётся к народу, не всякое из них, говорящихся миллионами в день, он полюбит.

Поэтому, дорогие родители, не стоит легкомысленно толкать ваших детей к литературной карьере, если не получены самые веские подтверждения того, что ребёнок склонен к слову, любит его и жить без него не может. Если вы не уверены, что ваше чадо и впрямь одарено, оставьте усилия. Литературные, как и актёрские подмостки – для самых жёстких, не ломающихся, твёрдо знающих, чего хотят.

Детям в жизни вряд ли понадобится реализация ваших амбиций, им достаточно одной любви и понимания.

Сергей Арутюнов