Достоевский - христианский писатель

Достоевский - христианский писатель
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Виктории Павлюковец - финалистки VIII сезона Конкурса среди учеников 8-9 классов

ВИКТОРИЯ ПАВЛЮКОВЕЦ

ГУО «Достоевская средняя школа имени Ф. М. Достоевского» Ивановского района
(Белоруссия, г. Брест)
Педагог: Терлецкая Зоя Григорьевна


Достоевский - христианский писатель

Заочный этап

Любите человека и во грехе его,

ибо сие уж подобие божеской любви

и есть верх любви на земле…

Ф. М. Достоевский

Это был не только апостол,

как верно Вы его называли,

это был пророк,

это был всему доброму учитель,

это была наша общественная совесть.

И. А. Крамской

   

Дворик моей любимой Достоевской школы. Замерев в восхищении, вбираю глазами редкое великолепие красок: бездонно-синее небо, жаркая охра листвы и величественный златоглавый храм, молчаливо возносящий к солнцу свои кресты. Кажется, лучшее место для памятника писателю, имя которого носит наша школа, трудно вообразить. Здесь, как нарочно, сошлось его всё: вера, любовь, труд. Каждый день по дорожке от ворот до школьного крылечка «мимо Достоевского» идут дети, каждый день он встречает их, сидя на скамеечке, задумчиво подперев голову рукой. С вышины пьедестала мастер психологического романа, находясь в глубоком размышлении, будто даёт нам наказ: «Помните: мир спасёт красота!» И когда очередной звонок возвещает долгожданное окончание уроков, шумная весёлая ватага высыпает на школьный двор. Они пока ещё не понимают счастья – страдания «по Достоевскому». Их счастье – свобода, и эта яркая листва, которую, сгребая в охапки, так здорово подбросить в небо, и старый кожаный мяч – он дарит столько игр, и та постоянная, живущая где-то в тёплой глубине сердца, мысль о доме и маме, и то, что в очередной раз агрогородок Достоево в связи с юбилеем писателя и гуманиста Фёдора Михайловича Достоевского стал центром знаменательных событий. А произошли эти события 11 ноября. Самое время проникнуть в суть художника Достоевского, попытаться понять самих себя.

Прошло 200 лет с того дня, когда родился Ф. М. Достоевский. И хотя жил он далеко за пределами Беларуси, но своими корнями род его глубоко связан с белорусским полесьем.

Мы, белорусы, не меньше русских должны гордиться именем великого писателя, ибо через всю свою жизнь Фёдор Михайлович пронёс внутреннюю уверенность, что его «след идёт из Белой Руси», и никогда не забывал отцовских слов: Литва… Пинск… XVI век, «Откуда быть есть род Достоевских пошёл».

К сожалению, Фёдору Михайловичу так и не думалось посетить белорусскую прародину, но генетическая память сделала его похожим на полешука. И мы безмерно горды тем, что корни русского гения, одного из самых выдающихся писателей когда-либо родившихся на планете, Ф.М.Достоевского исходят из земли белорусской. Через всю жизнь Ф.М. пронес внутреннюю уверенность, что его след идет из Белой Руси.

Дастоева! Дастоева! Палескі родны кут

Усе дарожкі - сцежачкі, мяне сюды вядуць,

Іду па ціхай вуліцы , дзе ліпы шалясцяць,

І думкамі вяртаюся, у глыб вякоў назад,

І бачу дом з прысадаю, царкву і ціхі пруд,

Дастоеўскіх вядомы род бярэ пачатак тут.

Историческая прародина семьи Достоевских – деревня Достоево, ныне Ивановского района. Впервые о ней упоминается в 1432 году. По одной из легенд, Достоево получило свое название оттого, что селились в нем люди избранные, достойные. И, думается, совсем не случайна будет и проведенная параллель между названием селения и фамилией великого человека, пусть и никогда и не бывавшего на родине своих предков. Он был достоин и своей фамилии, и своего рода, и своего Отечества.

Фёдор Михайлович Достоевский - самая большая гордость края. Имя классика носит наша средняя школа, где в 1982 г создан литературно-краеведческий музей и открыта мемориальная комната, посвященная роду Достоевского, а на месте, где находилось имение Достоевских установлен памятный знак. На территории школы возведен памятник Ф. М. Достоевскому. И, наконец, к 200-летнему юбилею со дня рождения Ф.М. Достоевского возведен крест в самом центре деревни. И, несомненно, большая заслуга в этом принадлежит, конечно же, нашим краеведам: хранителю фондов литературно-краеведческого музея Ф. М. Достоевского – Валентине Владимировне Пуцыкович и Анатолию Иосифовичу Бураку - автору и идейному создателю музея, которого, к сожалению, нет среди нас. Благодаря таким неравнодушным людям, не зарастает травой небытия ни история земли Достоевской, ни связь ее с родом великого классика.

Ён наш. Ён жыў пакутліва i мудра.

Не прадаваў свой край за медны грош.

Яму было нялёгка, вельмі трудна

Хадзіць па горкай праўдзе басанож.

I ён жывы застаўся.

Знікла ліхалецце,

I мы яму данiну аддаём.

Не ведаў ён, што помнікам бяссмерця

Pacii ставіў ён за томам том.

Ён не пісаць не мог.

На кару катаў

Такім ён грымнуў грозным перуном,

Што з турмаў царскіх выляталі краты

I тросся ў ліхаманцы “Мёртвы дом“

Дастоева! паклон табе наш нізкі

Праз паўтараста год цябе вітае свет.

Ты класіка сусветнага калыска.

Якога на зямлі не знікне свет.

А.Астрэйка

Всё творчество Ф М. Достоевского - тревожная дума о будущем человечества, о судьбе России. Пожалуй, до Достоевского не было русского писателя, который вступил бы в литературу столь триумфально. А цель всей его жизни - сделать человечество счастливым, пробудить в душах людей добро, сострадание, взаимную любовь. Всё, что изображал писатель, было им мучительно выстрадано, вытекало из живых противоречий русской истории второй половины 19 века.

«Люди могут быть счастливы. Главное - люби других как себя. Невозможно счастье на чужом несчастье» - вот лозунги его произведений.

Классическую литературу учёные давно разложили по аккуратным полочкам, самый верхний ряд которых заняли те, кого принято называть «гениями». Их – немного. Ф. М. Достоевский – одно из самых «несомненных» имён этого ряда. Да, Достоевский – величайший гений, ведь он силою своего таланта потряс весь мир, обратил на Россию изумленное внимание всей Европы.

Достоевский вошёл в историю русской и мировой литературы как художник, гуманист и демократ, исследователь человеческих душ

Прошло 200 лет со дня рождения Достоевского, а великое общечеловеческое значение всего, что им создано, всё глубже осознаётся в нашей стране и за рубежом. Один из самых читаемых в мире писателей, он продолжает оказывать серьёзное воздействие на духовную жизнь человечества. Достоевский прошел трудный путь Чего только не довелось пережить этому человеку, одарённому замечательно редким талантом!..

«Я скажу Вам про себя, что я - дитя века, дитя неверия и сомнения» - напишет Достоевский. Мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». Но это, видимо, одно и то же.

Мой Достоевский- глубоко верующий человек. Он искал гармонию, идеал в образе Христа. Может поэтому в последние минуты своей жизни Достоевский обращается к Евангелию. Раскрыв эту святую книгу, он прочитал: «Не удерживай». С той же просьбой Достоевский обратился к жене. Это была последняя его просьба.

В 2018 году нашему музею была подарена бесценная реликвия. Это факсимильный трехтомник «Евангелие Достоевского», которое было подарено Фёдору Михайловичу жёнами декабристов и с которым он отправился на каторгу.По этой книге он учил каторжан читать и писать, считал её источником нравственных идеалов и что именно на ней должно быть основано образование. С ней не разлучался до последнего вздоха. Достоевский - самый христианский писатель потому, что в центре у него стоит человек, человеческая любовь и откровения человеческой души. Он весь - откровение сердца бытия человеческого, сердца Иисусова. Достоевский благовествовал миру христианство, и так, как, по-видимому, никто из светских писателей еще ни до, ни после него не сделал.

Главный вопрос, которым он мучился сознательно и бессознательно всю свою жизнь, — существование Божие...

Величайшая заслуга Достоевского в том и состоит, что не только человек и тайна Бога неразрывно сошлись в его жизни, сплелись в его творчестве, указывая на то, что они не разрешаются по отдельности, друг без друга. "Маленькая книга" - Евангелие - открыла ему тайну человека.

Ф.М. Достоевского познал свое падение, смирился и пришел через труднейшую борьбу к истинной вере во Христа. Достоевский призывает человека к смирению и труду над самим собой:«Смири свою гордость, гордый человек, поработай на ниве, праздный человек! Да и как не смириться тому, кто прямо посмотрит на себя и признается честно самому себе во всем? Без смирения не может быть исправления, в котором нуждаются все без исключения живущие, ибо во всех присутствует зло».

«Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен, в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие - то минуты я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше оставаться с Христом, нежели с истиной»,- писал Достоевский.

А ещё он говорил, что Христианство есть доказательство того, что в человеке может вместиться Бог, что это величайшая идея и величайшая слава человека, до которой он мог достигнуть.

Для меня Достоевский предстал как пророк. Многое он предвидел, многое предсказал в нашей истории: не только некоторые её события, но и ряд её действующих лиц. Так, Иван из «Братьев Карамазовых» предрекает Смердяковым большое будущее на случай, когда в России «ракета загорится», то есть случится революция: «Передовое мясо, впрочем, когда срок наступит… Будут другие и получше… Сперва будут такие, а за ними получше».

Возросший в наши дни интерес к творчеству Достоевского не случаен: власть денег, попирание человеческого достоинства, бредовые идеи «вседозволенности» - всё это смело разоблачает писатель в 60 – 70-х годах XIX века, предвидя наше сегодняшнее.

Познакомившись с творчеством этого особенного писателя, мне открылся и его художественный мир. На первый взгляд, он кажется трагичен, даже мрачен, но это на первый и, поверхностный взгляд. Изображая беспредельные физические и душевные страдания людей, Достоевский с непреклонной убеждённостью ищет пути преодоления зла, считает, что такая борьба – в силах человеческих. Я увидел, как он верит в добрые начала человеческой природы, вынашивает идею о будущем совершенном, справедливом устройстве общества. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей», и «люди могут быть прекрасными и счастливыми, не потеряв способности жить на земле», - заявляет во всеуслышание князь Мышкин, один из любимых героев Достоевского, выражая заветную авторскую мысль.

Путь к осуществлению «золотого века» человечества открыл для меня писатель. Он видит его в моральном усовершенствовании человеком собственной природы, в осознании им ответственности перед другими людьми за построение земной гармонии и в бескорыстном труде на общее благо.

Внимательно читая Достоевского, невозможно не почувствовать этот главный его пафос. Именно поэтому его произведения не оставили меня равнодушным и пассивным читателем. Вся я оказался властно вовлечён в тот круг «роковых» проблем, жгучая актуальность которых со времён Достоевского стала ещё острее и очевиднее.

В одном из центральных эпизодов романа «Братья Карамазовы», в главе «Бунт», Иван, прерывая свой рассказ о чудовищных истязаниях ни в чём не повинных детей, спрашивает Алёшу: «Мучаю я тебя, Алёшка, ты как будто не в себе. Я перестану, если хочешь. – Ничего, я тоже хочу мучиться, - пробормотал Алёша». Такого ответа ждал и ждёт Достоевский от каждого из нас, ибо не существует «чужих» страданий, каждый должен принять в своё сердце боль человеческую, каждому надлежит участвовать в решении общих и вечных вопросов. Что же это за вопросы? А они – об уничтожении социальной несправедливости, о свободе личности и её границах, о путях исторического развития народов, о революции, о вере, атеизме и нравственности, о необходимости предотвратить угрозу всемирного разрушения и воплотить мечту о грядущем братстве всех людей планеты.

Символичен и страшный сон больного Раскольникова в эпилоге «Преступления и наказания», изображающий гибель всего мира от «неслыханной и невиданной мировой язвы», заразившей людей безумием и жаждой взаимного уничтожения. Этот сон в полной, обобщённой форме выявил для самого Раскольникова истинный смысл содеянного им преступления и "перспективы" его человеконенавистнической теории. Ужас, пережитый Раскольниковым, увидевшим «конец мира», стал импульсом для его возрождения к новой жизни.

Герои произведений Достоевского стали мне желанными уроками нравственного прозрения. Так, главный герой романа «Преступление и наказание» Раскольников, воспринимающий остро страдания других, ненавидящий лужиных и свидригайловых, болезненно реагирует на любую человеческую боль. А поскольку в возможность коренного переустройства жизни он не верит, то решает любой ценой прорваться к тем, кто «право имеет» на свободу действий и власть… Раскольников для своего решения ищет в душе нравственное оправдание: пролить «кровь по совести»… Так он пытается уговорить себя, усыпить свою совесть. И не хочет раскаиваться даже тогда, когда уже совершил преступление.

Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность подлинной человечности с истинной совестливостью. Человек не может быть несвободным! Нельзя отнимать у него великое право быть человеком и жить по-человечески. В этом у писателя нет сомнений: страшно, когда человеку некуда пойти. Но не менее страшно, когда человеку всё дозволено: вседозволенность неизбежно ведёт к аморальности и распаду всех человеческих связей.

Разве не близки нам эти идеи писателя, утверждавшего, что право быть человеком несовместимо с правом встать над людьми? что свобода – это не вседозволенность? что, наконец, есть предел нравственно возможного?

И роман Достоевского «Преступление и наказание», и его главный герой убедил меня и убеждают других, что осуществление своих притязаний за счёт других людей бесчеловечно; движение к цели за счёт ущемления интересов рядом идущих – безнравственно, как безнравственно и бесчеловечно противопоставление своего счастья – всеобщему.

Лучшее произведение Достоевского явилось предупреждением человечеству о грядущей опасности быть ввергнутым в ад бездуховности и безверия.

Но самое главное, что я поняла, - Достоевский хочет пробудить в нас интерес к тому, каковы мы на самом деле, призывает к бескорыстной любви, к вере свободной, необъяснимой рассудком, неоправданной логикой.

Гуманизм писателя есть та притягательная сила, которая влечёт нас, заставляет прислушаться к его советам, быть человечнее, чтобы спасти себя и других.

Читать произведения Достоевского достаточно сложно. Они требуют большого напряжения мысли. В них глубокий психологизм и своеобразная увлекательность, часто детективный сюжет, динамичность в развитии, накал страстей.

Произведения Достоевского, как и он сам – это наша самая большая гордость.

В своих произведениях Достоевский показывает своё видение пути к счастью. Он говорит: "Нет счастья в бездействии..." Смена впечатлений, жажда нового и стремление к позитивным изменениям - вот что отличает настоящую личность. Жизнь должна иметь трудности и радости, которые формируют цель. А если нет цели, то существование постепенно теряет смысл.

Хотя творчество Фёдора Михайловича сложное и тягостное, но в нём прослеживается мысль о торжестве сердца над разумом. Он доказывает значимость веры во что-то хорошее и чистое.

Проблемы, поднятые Достоевским, всегда были и будут актуальны. Его произведения - своеобразный путеводитель по жизни. Они содержат огромное количество полезных уроков.

Ф. М. Достоевский - это человек, который изучал душевный и духовный мир людей, стремился раскрыть загадку человека, общества. Душевными муками, жизненными рассуждениями, борьбой с собой, идейными мечтаниями, острыми противоречиями пронизаны такие известные его романы, как "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы", "Бедные люди" и др.

Я считаю, что Достоевского по праву можно назвать «добрым учителем».

Если бы мы представили себе на мгновение нечто фантастическое: мир наш всё тот же, но без «Преступления и наказания», «Идиота», «Бесов», «Подростка», «Братьев Карамазовых» - этих романов-трагедий, романов-предупреждений, апокалипсисов XIX века, - мы бы, вне всякого сомнения, ощутили ничем невосполнимое зияние, ибо без этих созданий нашего классика, оказывающих огромное воздействие на духовный облик современного человека, мир был бы тем же, но по сути, во многом иным: духовно, нравственно и интеллектуально обеднённым, невосполнимо обеднённым. Достоевский размышляет над тем, где искать первопричину зла – в самом ли человеке или во внешних обстоятельствах?

Если бы можно было вернуться к временам Ф. М. Достоевского, и если бы мне довелось с ним встретиться и побеседовать, я бы была бесконечно благодарна ему за его произведения. Я бы ему призналась, что его книги для меня – уроки жизни. Я думаю, что и мои одноклассники согласятся со мною, что произведения Фёдора Михайловича очищают наши души, делают нас добрее. Спасибо Вам за то, что напряжённо изучали душевный и духовный мир людей своей эпохи, стремились угадать главную мысль человека, общества, человечества. Для меня Ваши произведения будут своеобразными путеводителями по жизни, потому что из них можно извлечь для себя полезный урок, найти путь решения какой-то своей проблемы.

Читая Достоевского, мы изумляемся чистой любви героев романов «Белые ночи» и «Бедные люди», читая «Униженных и оскорблённых», мы решаем вопрос, от кого терпят униженные и оскорблённые, прекрасные и честные, но бесправные люди. И никогда, подобно Достоевскому, мы не сможем простить преступление Родиону Раскольникову, но поможем ему раскаяться и встать на путь истины и добра, убить в себе гордыню и воскресить любовь.

Почти во всех романах Достоевского плачут дети. Слёзы их горькие. Слезинки их жгучие. Надо читать, думать и что-то делать, чтобы не плакали дети в детских домах, чтобы не оставались круглыми сиротами при живых родителях, чтобы не лишала родного крова детей война. Чтобы дети, действительно, стали цветами жизни. Этого хотел писатель.

Надо ли читать его? Надо! Ведь мы живём в сложное время. И нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было, утверждалось право на собственную избранность, исключительность, раскольниковское право на насилие.

Шесть десятилетий жизни Ф. М. Достоевского - исторический миг. Но за этот миг Достоевский успел сказать не меньше, чем другие известные пророки. Вещие и непонятные для многих сигналы он посылал своими устами при помощи пера и бумаги. Их все еще пытаются разгадать философы, литературоведы с мировым именем вот уже более сотни лет.

Творчество Достоевского - бесценное духовное сокровище всея Руси. Достоевский оставил нам лучшее, что имел: им сотворённый мир. Достоевский — это мы. И пусть великие слова великого человека «Красотою спасётся мир» и впредь будут залогом гуманного развития общества и человеколюбия, основанных на вечных христианских ценностях.

Все исполнилось, Федор Михалыч...

Отдать должное памяти Достоевского – святая обязанность его соотечественников. Наша с вами обязанность!

Давайте в жизни всегда будете стремиться побеждать зло добром.

Добро и Зло…

Идут по жизни рядом.

Но, как сказал писатель-гуманист,

Любовью нам возвысить души надо,

Чтоб мир наш стал красив, и добр, и чист.