Два Николая — два разных святых

Два Николая — два разных святых
Фото: из открытых источников
Константин Ковалев-Случевский - лауреат конкурса «Новая библиотека» в номинации «За выдающееся литературное произведение в жанре романа или художественной (документально-художественной) биографии» (премия имени имени Ф.М. Достоевского) 2021 года
Надо сказать, что сегодня вокруг жития святителя Николая возникло много споров. Смысл их связан с тем, что существует несколько текстов разных времен, которые рассказывают о жизни и духовных подвигах разных святителей, названных одним именем — Николай. Наиболее известным из них, после самого Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских, жившего на рубеже III и IV столетий, является другой Николай, бывший епископом Пинарским (по городу в Ликии); называли его также Сионским (по монастырю у Мир Ликийских, где он обитал). Этот Николай жил позднее — в VI веке от Рождества Христова. Спустя некоторое время жития их перепутались, переписчики стали включать фрагменты одного жизнеописания в другое, а читатели стали воспринимать их как одно целое.

Подробнее мы расскажем об этом феномене в нашей книге обязательно. Однако автор спешит уведомить читателя, что его главной целью как историка является полноценный и точный рассказ о жизни великого святителя. Вот почему, чтобы избежать несуразностей или кривотолков, освободиться от путаницы в фактах, именах и цифрах, для удобства повествования и понимания автор избрал следующий путь: в главном тексте книги воспроизводится, по
возможности, полное жизнеописание святителя Николая, включающее почти все основные варианты старых житий возможных подвижников с именем Николай, связанных с
Мирами Ликийскими! Потому что некоторые события могли произойти с обоими, и мы не можем этого не учитывать.
Исключаются только те, которые явно не соответствуют времени, когда проживал наш «главный святитель». Таким образом, мы получаем описание всего объемного спектра жизненных событий. И только потом, в отдельной главе разбираются возможные различия в деяниях и датировках.
При таком изложении не нарушится единство повествования, нам не придется на каждой странице комментировать правдивость или неточность каких-либо выводов. И в итоге читателю легко будет прийти к пониманию — что было правдой и происходило на самом деле, а что было дописано или искажено авторами разных времен.

Отчасти еще и поэтому автор решил добавить такой необычный подзаголовок к данному историческому повествованию-расследованию — «Хожение в Житие». Если уж старое русское слово «хожение» означало паломничество, путешествие, то и в нашем хожении мы не обойдемся простым пересказом общепринятых сведений или чего-то общеизвестного. Придется читателю потрудиться, совершить, следуя за автором, путешествие во времени и пространстве, дабы перелистывая книгу истории, попасть в нужное время на нужную страницу. Автор же со своей стороны, искренне и дружески предлагает предпринять попытку хожения в Житие Николая Чудотворца — святителя Мирликийского — вместе.

И еще о жанре. Автор в процессе работы над книгой заметил, что в текст сама по себе вводится личная составляющая, публицистический авторский взгляд. Такую публицистику не назовешь сугубо церковной или богословской, слишком светской или чисто научной. Ее можно определить как историческую реконструкцию, где автор пытается восстановить события, иногда — через свое личное восприятие. Публицистика с воскрешением исторических реалий.
Можно называть этот жанр — историческим расследованием. Это попытка вместе с читателем отправиться в путешествие по столетиям (а в древности, как мы уже говорили, путешествия называли «хожениями»), по страницам древних житий. Попытка встретиться с людьми, которые стояли у истоков становления христианства в европейском мире и мировой цивилизации.

Когда мы говорим о житии святого Николая Чудотворца, то говорим о понятии «словесная икона». Не случайно. Православные всегда воспринимали Святителя-Угодника как великого духовного подвижника, одного из образцов благочестия, пастырства, чудотворства. Для автора в процессе работы подтвердились вновь еще несколько вещей.

Во-первых, что он Чудотворец. Некоторые чудеса случались и при жизни святого Николая, хотя большинство происходило уже после его кончины. Это важная тема в книге — благая память о человеке, как бы жизнь после смерти, когда именно житие определяет людское признание.

Во-вторых, он являлся также вселенски почитаемым святым, одним из самых важных в христианской традиции.
Его всегда словно бы не хватает для полноценного существования мира. Невозможно даже помыслить о том, что такого подвижника не было бы вообще. Он был, он появился
и совершал духовные подвиги в нужное время и в нужном месте исторического пути человечества. Его величие в святости — неоспоримо и неповторимо.

Это особый разговор, его можно развивать. Что автор и делает в данной книге.