Хорошо вместе!

Автор: Романова Ирина Все новинки

Главное Причастие

Главное Причастие
Фото: Сергей Ломов
Рассказ Владимира Крупина, лауреата Патриаршей литературной премии 2011 года
Помню из детства, когда кто-то хвастался, что хочет ехать в далекие края, ему говорили: «Поедешь небось с печи на полати». Но мы, русские, по неистребимой страсти поглощать пространство, ездили во все далекие края. Вот и я, грешный, обколесил, обстучал колесами по рельсам, облетел крыльями всю планету. Все видел: и горькое, и сладкое, и красивое, и за­зывающее, и аккуратное, и строгое, и экзоти­ческое, и яркое, всего полно во всех краях. Так отчего же единственным моим желанием было и остается одно: замереть на родине и упо­коиться в той земле, где Господь вывел меня на Божий свет и по которой я ходил босыми но­гами? Никакие знаменитые некрополи не за­менят мне крохотного участка земли у нашей Троицкой церкви. Никакие мраморы, граниты не посоперничают с деревянным крестом, сде­ланным за полдня вятским плотником. А мо­жет, уже и поздно мечтать о такой Божией ми­лости. Но я молюсь! Молюсь: упокой, Господи, меня на родине, дай, Господи, смерть мирную и непостыдную и доброго ответа на Страшном Суде.

О, как отрадно будет моей душе, что остав­ленное ею тело будет постепенно сливаться с землей родины. Конечно, не я первый говорю, что не все ли равно, где быть похороненным, но все кажется, что душе будет легче при про­хождении мытарств, когда грешное тело будет там, где вышло на краткую земную жизнь. Ведь именно здесь, в этом селе, на его улицах, в его окрестностях, в лесах, на лугах, на реке, на пер­вой покоренной вершине, Красной горе, я начи­нал жить. Мы были отчаянны, и вот, я думаю: кто же, если не Господь, спасал нас? Только Он.     Это только представить: Вовка Ведерников при­тащил несколько пачек патронов, и мы бросали их в пылающий костер и ожерельем стояли во­круг огня. Трусили, но стояли.

Патроны начинали рваться. Это же Господь запрещал пулям лететь в нас, а мы-то думали, что это мы такие смелые.

А сколько раз подстерегала нас смерть на реке! По ней сплавлялось, это я потом узнал, по сто пятьдесят тысяч кубометров леса ежегод­но. Представить это невозможно. Сплав был мо­левой, бревна плыли вольно, застревали на пере­катах, заиливались, ложились на дно. Жарким летом вода скатывалась быстро, лес в верховьях застревал, и тогда, как раз напротив Красной горы, делали затор, перегораживали реку, брев­на напирали, копились, кострились, как торосы, и эта запруда поднимала воду. Сам же затор тя­нулся на полтора-два километра. По нему ходи­ли на ту сторону. Но наступал день, когда затор нужно было разбирать. Рубили стальные кана­ты—затор стоял. Тогда закладывали аммональные заряды, всех прогоняли подальше и поджи­гали бикфордов шнур. Взрывы были такой силы, что бревна летели, как спички из открытого ко­робка, если по нему снизу поддать рукой. Затор начинал поддаваться и уходить. Было особой до­блестью бежать по мокрым бревнам, несущимся в кипящей, коричневой от сосновой коры воде на тот берег. И обратно. Что нас уберегало? Бо­сые, плохо одетые, худые, но веселые и счастли­вые. А с каких деревьев мы пикировали, с каких высоченных обрывов кидались зимой на лыжах!

А еще мы мечтали о дальних странах. Мы же знали, что они есть, что есть города, железные дорога, большие самолеты, моря и океаны. Мы жадно читали книги. Слава Тебе, Господи, теле­видения не было в нашем селе, это значит, что мы вырастали без его хамского вмешательства в наше сознание. А книги были хорошими — вот главное. Не было, к нашей печали, религиозной литературы, но уверен, что ее заменяла молитва за нас наших, еще до революции выросших деду­шек и бабушек.

После ночной службы у Гроба Господня я вы­шел из храма и шел по Скорбному пути. Не было никого, Иерусалим спал. От моей рубашки еще пахло сладким ладанным дымом, на душе было спокойно. Вот, думал я, свершилось главное со­бытие моей жизни—я причастился у Гроба Го­сподня. Что бы теперь ни было, это причастие со мною. Так думал я, что прожил главный день жизни. Но еще прошло время, и я прочел у отцов Церкви, что главный день земной жизни чело­века—это день его земной смерти, окончание земного сна, переход в жизнь вечную. То есть он у всех у нас еще впереди.

А пока — вечерний свет. Вечеров каждого дня бывает в жизни очень много, тысячи, а ве­чер жизни всего только один. Помню, набегав­шись, наигравшись досыта, даже измучившись в беготне, мы садились на Красной горе и гово­рили. Не хотелось расходиться. Солнце уходи­ло в темные заречные леса, становилось тихо и прохладно. Потом я прочел об этих минутах, что чуткие души слышат, как плачет умираю­щий день.

Конечно, я буду плакать перед смертью: я так много свершил плохого, так многих оби­дел, столько принес родным и близким огорче­ний, что буду просить всех о прощении. А глав­ное — Господа. Это Его я обижал, Его распинал своими грехами. Но то, что человек приходит ко Христу,— это главное дело жизни. Отсюда и смысл ее — спасение души. Только бы при по­следнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых, только бы успеть сказать: «Помя­ни мя, Господи, во Царствии Твоем».