И звери внимаху святое слово

И звери внимаху святое слово
Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне» проводится Издательским советом Русской Православной Церкви. К участию в нем приглашаются учащиеся 6–12 классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья. Сегодня мы публикуем работу Анастасии Потеряхиной, которая заняла 2-е VI сезона Конкурса среди учеников 6-7 классов

АНАСТАСИЯ ПОТЕРЯХИНА

МОУ «Шелаевская СОШ» Валуйского района Белгородской области
Педагог: Трунова Анна Васильевна


И звери внимаху святое слово

Заочный этап

И звери внимаху святое слово

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал

                                                          Сына Своего Единородного,

дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

                                                                                          Евангелие от Иоанна :16

-

Мама, а что такое Евангелие?

-Радостная весть о спасении всех грешников!

Мама всегда с удовольствием отвечала на мои вопросы о вере в Бога, читала истории из Библии, но раньше мне не совсем понятен был смысл её слов. Время идёт, жизненные ситуации и, в первую очередь, книги помогают мне разобраться в таких непростых вопросах, понять, в чём суть Евангелия, увидеть, как удивительно преображает душу человека эта радостная весть. Рассказ Н.С. Лескова «Зверь» - яркое тому подтверждение. Неслучайно впервые он был напечатан с подзаголовком «Рождественский рассказ», ведь в 19 веке была добрая традиция печатать под Рождество истории о внезапных чудесных изменениях в жизни людей. В них сироты обретали семьи, бедные становились богатыми. Зимними вечерами семьи объединялись за чтением этих историй, и сердце каждого наполнялось верой в чудо и благодарностью Богу. Здорово было бы возродить эту традицию!

Рассказ «Зверь» - воспоминания рассказчика о детстве. Мальчик в рождественские дни гостил в Орловской губернии в поместье дяди, богатого и жестокого помещика. Этот человек был злобным, безжалостным и даже хвалился этими качествами, потому что считал их выражением мужественности и силы духа. С первых строк он производит отталкивающее впечатление. Ужасны его методы воспитания: дядя запер трехлетнего рассказчика одного на балконе в грозу, чтобы таким уроком отучить его от страха, воспитать мужество. Неудивительно, что все боялись этого жестокого помещика.

Дядя очень любил охоту. С борзыми он травил зайцев, волков, лисиц. Были и особые собаки, которые брали медведей. Их называли «пиявками», потому что «они впивались в зверя так, что их нельзя было оторвать». Собаки-пиявки, медведь, сильными лапами разрывающий собак пополам - всё это вызывает отвращение к охоте, любимому дядиному занятию, и сочувствие к убиваемым животным.

Так как медведей было много, дяде иногда удавалось брать медвежат живыми. Ухаживал за ними дворовый Храпошка. Однажды пятилетний рассказчик стал свидетелем наказания домашнего медведя Сганареля. Ещё медвежонком его приучили жить в поместье вольно. Обычно медвежат держали свободно до тех пор, пока они не нападали на животных или людей. Когда через пять лет вольной жизни Сганарель проявил звериную натуру и покалечил гуся, жеребёнка и слепца с поводырём, дядя решил его убить, затравив вначале собаками. Застрелить медведя жестокий помещик приказал именно крепостному Храпошке, человеку, который кормил, воспитывал и очень любил Сганареля. Убийство казалось особенно бесчеловечным и жестоким, потому что медведь был дрессированный, он выполнял команды крепостного без насилия. Казнь животного была послеобеденным развлечением для гостей. Но люди, наблюдавшие за травлей Сганареля, не могли видеть в нём дикого зверя. Идущий на задних лапах, в смешной шляпе, медведь вызывал безмерное сочувствие и жалость. Сцена наказания была тягостна и мучительна. Но тут произошло чудо: пленник смог освободиться и убежать. Храпон в нужный момент не выстрелил, был обвинён в том, что способствовал спасению своего друга Сганареля, за что ему грозило жестокое наказание.

К вечеру все собрались в большой комнате, где в это время для детей зажигали богато убранную ёлку. И взрослые, и дети «разделяли общие подозрения и общий страх перед тем, что может ждать Храпона». Дядя после описанной неудачной охоты был особенно гневен и суров, при его появлении в комнате повисло тягостное молчание. В эту напряженную минуту повествования пришло время свершиться ещё одному чуду. Отец Алексей, старый сельский священник, приглашенный в этот вечер, хорошо знал дядю, поэтому поторопился нарушить эту зловещую тишину и стал объяснять присутствующим в комнате детям смысл песни «Христос рождается». Взрослые, в том числе дядя, оказались невольными слушателями простого объяснения событий, произошедших более двух тысяч лет назад. «Он заговорил о даре, который и ныне, как и «во время оно», всякий бедняк может поднесть к яслям «рожденного отроча» смелее и достойнее, чем поднесли злато, смирну и ладан волхвы в древности. Дар наш – наше сердце, исправленное по Его учению». Старик говорил о любви, прощении, долге каждого утешать как друга, так и врага. У присутствующих на ресницах дрожали слёзы, ведь они понимали значение этих слов. Вдруг дядя уронил свою палку: он плакал! Все не поверили своим глазам. Дядя поблагодарил священника, а своему крепостному Храпону сказал: «Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека. Ты меня этим тронул и превзошёл меня в великодушии». Дал ему денег и отпустил на волю. А что же Храпон? Решил остаться служить у помещика. «За вашу милость я хочу вам вольной волей служить честней, чем за страх поневоле». Для меня этот поступок Храпона - не рабская покорность крепостного, а умение прощать и быть верным. Крепостной стал другом дяди рассказчика до самой смерти. Старик в шутку называл своего слугу «укротителем зверя». Всю оставшуюся жизнь они посвятили помощи нуждающимся.

Вот что делает Евангелие в жизни человека, так чудесно преображает его душу! Признать ошибку, раскаяться в грехе, простить – вот истинное мужество и сила. Поучительны слова старца Серафима Саровского, взятые в качестве эпиграфа к этому рассказу: «И звери внимаху святое слово». Для милосердного старца животные, как и люди, имеют душу. С другой стороны, человек может не иметь души. Лесков побуждает задуматься о том, кто зверь в этой истории? Человек без Бога может проявить звериную натуру в самом худшем смысле этого слова, став жестоким и безжалостным. Но и такой человек-зверь подвластен укротительной силе Евангелия. Ведь именно для этого и произошли удивительные события двухтысячелетней давности. Ибо так возлюбил Бог мир…

Обложка и заставка - репродукция картины Юлии Ромас "Таежная история. Медведь и белка"